НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Каськив ищет инвесторов, желающих заработать на мусоре в Украине

В Украине планируется постройка десяти заводов по переработке отходов. До 30 октября Госнацпроект ожидает заявки от потенциальных инвесторов, но пока что нацпроектом "Чистый город" интересуются только иностранцы
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Госагентство по инвестициям планирует до конца октября найти инвесторов для реализации национального проекта "Чистый город". Об этом вчера на пресс-конференции в Киеве сообщил глава ведомства Владислав Каськив.

Проект заключается в строительстве в 10-ти украинских городах (Киев, Харьков, Полтава, Сумы, Днепропетровск, Кировоград, Винница, Хмельницкий, Тернополь и Черновцы) современных мусороперерабатывающих комплексов. Во время презентации нацпроекта Каськив привел печальную статистику по мусору в Украине: сейчас в стране работает всего лишь два мусоросжигающих завода, а 95% всех отходов свозятся на полигоны и свалки. "На сегодняшний день размеры захоронения отходов уже равны площади Кипра (4% площади Украины), при этом каждый год возникает более 32 тысяч несанкционированных свалок", — сказал руководитель нацпроекта "Чистый город" Иван Алексеевец.

В Госагентстве по инвестициям рассчитывают, что проект будет осуществлен исключительно за деньги инвесторов. Объем инвестиций для строительства одного такого комплекса составит от 20 до 50 млн евро, а общий объем по прогнозам составит 320 млн евро. Пока что, по словам Каськива, проектом заинтересовались инвесторы из Европы, США и Японии. От правительства потребуется только внести соответствующие изменения в законодательную базу в сфере регулирования обращения с отходами и обеспечить нормативно-правовое регулирование деятельности отрасли переработки отходов. Городские власти, при этом, будут обязаны обеспечивать заводы гарантированными объемами мусора.

Три самых мощных завода планируется разместить в Киеве и Харькове (мощностью 300 тыс. тонн в год) и Днепропетровске (250 тыс. тонн). Но даже такие мощности не смогут переработать весь мусор из этих городов. Меньше всего проблемы с мусором новый комплекс решит в столице — он сможет переработать только четверть бытовых отходов (ежегодно Киев производит 1200 т отходов).

Также с отходами не справится и Винница, при мощности планируемого завода в 100 тонн в год город производит на 41 тонну больше отходов. Общая же мощность заводов — 1550 тонн в год, что составляет более 10% всех отходов в стране.

"Чистый город" не решит проблему с мусором

Но, несмотря на расчеты госагентства по инвестициям, начальник управления экологии Днепропетровского горсовета Олег Семенко привел другие цифры. По его данным, ситуация с отходами в Днепропетровске не такая уж радужная, и город производит не 300 тыс., а 700 тыс. тонн отходов в год. Так, в конце прошлого года в Днепропетровске заработал новый региональный мусороперерабатывающий "Комплекс рационального использования и хранения бытовых отходов "Правобережный". Сейчас там функционирует только полигон, а до конца года завершится строительство мусороперерабатывающего завода, мощностью 100 тыс. тонн в год (в перспективе 350 тыс. тонн в год). Строительство комплекса "Правобережный" будет стоить более 1 млрд гривень (30% — бюджетные деньги, 70% — за счет иностранного инвестора), что в два раза дороже комплекса в рамках нацпроекта "Чистый город". Мощностей "Приднепровского" комплекса и планируемого по нацпроекту "Чистый город" завода едва хватит на то, чтобы переработать весь городской мусор.

Как заработать на мусоре

По словам Каськива, чтобы решить проблему, вывоз мусора в Украине нужно сделать прибыльным бизнесом. Так, в процессе переработки отходов можно заработать на побочных продуктах. "В результате раздельного сбора мусора мы можем повторно направить в промышленное производство 25% сырья. Часть перерабатывается в альтернативное топливо, которое может заменить природный газ. Кроме этого, есть органическая часть отходов, растительные и пищевые частицы, которые будут перерабатываться в биогаз, из которого может производиться электрическая и тепловая энергия. Остальные отходы будут отправляться на полигон", — рассказал директор нацпроекта Иван Алексеевец.

Используя современные технологии в переработке мусора, заводы должны окупиться за 7-10 лет. В Госагентстве указывают на два источника поступления средств: тарифы и продажа вторсырья. Большую часть тарифов (60%) будет платить население. Также инвесторы смогут заработать на продаже макулатуры, полимеров, стеклобоя, лома черных и цветных металлов. Руководство нацпроекта "Чистый город" считает, что можно будет получить прибыль и на продуктах переработки — альтернативном топливе (RDF), электроэнергии по "зеленому тарифу" и тепла.

По словам Алексеевца, на местные власти ляжет вопрос выбора компании, которая будет собирать и перевозить отходы. Планируется, что эта компания будет избираться на 5 лет. Перевозчики в таком случае смогут получить деньги за свои услуги только по факту доставки отходов на завод, который подтвердит это. Такой же механизм будет действовать с предприятиями, вывозящими мусор на полигоны после его переработки. Рынок же захоронения отходов будет монополизирлован, чтобы не возникали новые несанкционированные полигоны.

Также глава нацпроекта "Чистый город" отметил, что тарифы на вывоз мусора незначительно поднимутся, но они будут компенсироваться за счет производителей упаковочных материалов. Им придется платить специальный взнос в фонд госбюджета, который направят на сглаживание тарифов. Второй статьей выравнивания тарифов является повышение экологического налога, который сейчас составляет почти 3 грн на тонну отходов.

"Мы спрогнозировали, что этот тариф должен сначала составлять 17 грн на тонну отходов и вырасти до 85 грн, чтобы городу было невыгодно вывозить на полигоны непереработанные отходы", — рассказал Алексеевец.

Заместитель парламентского комитета по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ Владимир Сальдо считает, что для подобных нацпроектов следует усовершенствовать законодательство.

"Существенной проблемой является несовершенное законодательное, регулирование таких вопросов как "кто является владельцем отходов" или "как будет гарантирован возврат долгосрочных инвестиций", — сообщил Сальдо.

В связи с этим он внес законопроект (№2486), который оптимизирует проблему обращения с отходами и после его утверждения будет создана основа для реализации таких нацпроектов.

Как зарабатывают на мусоре за рубежом

Примером в зарабатывании на переработке мусора является Швеция. Они так организовали работу, что на полигоны отправляется 4% мусора (в среднем по Европе — 38%). Сейчас Швеция импортирует мусор из соседних государств, чтобы обеспечивать свои энергетические нужды. Миллиарды крон были инвестированы в строительство новых центров по сжиганию мусора, и интерес к расширению уже существующих центов остается высоким. В настоящее время около 30 заводов по сжиганию мусора используют порядка 5,5 млн тонн мусора ежегодно.

На прибыльный бизнес по сбору и транспортировке мусора обращают внимание даже преступники. Так, мусорный бизнес в итальянском Неаполе контролирует местная мафия — каморра.

В Китае живет одна из самых богатых женщин в мире, которую называют Королевой мусора. Чжан Инь перевозила из США в Китай бумажный мусор. В Гонконге из этого сырья делали коробки и продавали торговцам для препровождения их товаров опять же в Америку. Состояние бизнесвумен на конец прошлого года оценивалось в 5,6 млрд долларов.

Объем рынка мусора в мире составляет от 111 до 300 млрд евро в год.