- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Политика
- Дата публикации
Каталония против Испании: будущее индепендистов становится все более туманным
Для начала стоит напомнить предысторию противостояния. Первого октября этого года в Каталонии прошел референдум за независимость региона от остальной части Испании. Мадрид и Евросоюз признали его незаконным и противоречащим действующей Конституции. Испанская полиция попыталась сорвать его проведение, применяя насилие и закрывая избирательные участки. В результате ранения получили 893 человека, 40 участков для голосования были закрыты. Тем не менее 2 миллиона каталонцев или 90% пришедших голосовать, высказались за независимость. Региональные власти даже убрали нижний порог явки, которая составила всего лишь 43,5%, меньше половины населения Каталонии. Миллионы людей его просто проигнорировали. На призыв к международной медиации откликнулась только Швейцария и в итоге этот конфликт остался "внутренним делом Испании".
Референдум уже серьезно повлиял на Каталонию: 700 компаний и крупных банков решили перевести свои штаб-квартиры в Испанию, Евросоюз осудил проведение референдума.
Рахой против Пучдемона: призрачные попытки договора
Во вторник, 10 октября, президент Каталонии Карлес Пучдемон выступил в региональном парламенте, объявив референдум успешным и состоявшимся, подписав символическую декларацию, но отложив провозглашение независимости. Неделю тому назад Барселона еще надеялась договориться с Мадридом и выработать некий общий путь выхода из внутреннего кризиса.
Дважды Мариано Рахой просил Пучдемона выйти и сказать, четко и ясно: провозгласил вверенный ему регион независимость, или нет. Дважды лидер Каталонии фактически уходил от ответа, требуя диалога и встречи с Рахоем. Премьер Испании пояснил, выступая в парламенте, что он может говорить с Каталонией, только если получит четкий ответ — регион остается в составе Испании, или нет.
В ответном письме в Кабмин Испании вчера каталонский президент дал очень туманное определение: "Независимость была рассмотрена, но не проголосована в парламенте, я предложил отложить ее". Пучдемон упрекнул Рахоя в непонимании проблемы и нежелании разговаривать о ней. Он подчеркнул, что провозглашение независимости произойдет в одностороннем порядке, если Мадрид откажется от переговоров.
Пучдемон также обвинил "мадридский двор" в репрессиях против лидеров каталонских индепендистских организаций: глав Национальной Каталонской Ассамблеи Жорди Санчеса и "Omnium" Жорди Куйшарта, которые были арестованы столичным судом без возможности внесения залога.
Беря под контроль: потеряет ли Каталония автономию
После такого ответа терпение Мадрида лопнуло: премьер официально заявил, что проведет в ближайшую субботу экстренное заседание правительства, чтобы активировать лишение Каталонии статуса автономного региона. Он пояснил свое решение необходимостью "восстановить законное правительство в автономии, защитить интересы испанцев в Каталонии и вернуть конституционный порядок в регион".
Спикер правительства Испании пояснил: "Мы создали несколько сценариев развития событий [...] регион потеряет множество своих привилегий, но не все". Несмотря на грозное заявление, полностью лишить регион автономии невозможно, какая-то часть привилегий все равно останется в каталонском ведении. Но вот что Мадрид сделать может:
* ликвидировать местный парламент;
* объявить досрочные парламентские выборы;
* переподчинить себе местную полицию;
* заморозить финансовые счета Каталонии;
* арестовать президента Пучдемона и вице-президента Жункераса.
Но не факт, что местные чиновники согласятся подчиниться этому решению. Ранее Мадрид уже пытался подчинить себе каталонскую полицию "Моссос", но стражи порядка отказались слушаться Мадрид. Поэтому какие именно меры будут вложены в документ для Сената, пока что неясно.
Вместе с тем Мадрид кинул Каталонии последний спасательный круг и предложил объявить в регионе досрочные парламентские выборы. Надеясь, таким образом, что пришедшая власть будет более происпанской и лишать Каталонию автономии не придется. Но иллюзии развеял глава МИД Каталонии Рауль Ромева. Пребывая в среду в Брюсселе, он отметил, что "досрочные выборы — не вариант для нас и он даже не рассматривался".
Чтобы статья 155 Конституции вступила в силу, решение на ее основе должен рассмотреть и утвердить испанский Сенат.
Что дальше?
Карлес Пучдемон и Ориоль Жункерас — лидеры Каталонии. Photo Albert Garcia
В ответ на решение Мадрида каталонские сепаратисты (CUP, PdeCat, Junts Pel Sí и др.) начали подготовку к возможному провозглашению независимости.
Пользуясь этим, Рахой, без сомнений, попытается надавить на хрупкую коалицию индепендистов в парламенте Каталонии. Ранее CUP уже высказывала свое недовольство отказом Пучдемона от немедленного провозглашения независимости. В то же время любой резкий шаг Мадрида добавит еще больше дров в костер ее сторонников.
Следующий важный день в каталонско-испанской саге — эта суббота, 21 октября, когда Рахой соберет свое правительство перед отлетом во вторник в Брюссель на Саммит ЕС. В Бельгии испанский премьер планирует из первых уст услышать мнение лидеров Европейского Союза насчет ситуации с Каталонией. Но уже сейчас можно увидеть первые сигналы того, что Мадрид потихоньку теряет поддержку блока, хотя официально ЕС полностью поддерживает Рахоя и его правительство.
Во-первых, премьер-министр Бельгии Шарль Мишель выступает за диалог с каталонцами и осуждает насилие и репрессии против индепендистов. Это серьезно раздражает Мадрид. Во-вторых, его коллега из соседнего Люксембурга Ксавьер Беттель призвал Европейский Союз "не игнорировать кризис", хотя и попенял каталонцам на нарушение Конституции.
К счастью Рахоя, к каталонцам не все так благодушно настроены: Британия уже заявила, что не признает независимость региона, как и Италия неделей ранее. Глава Европарламента Антонио Таяни заявил, что "независимость Каталонии не признает никто в Европе". С этим, в свою очередь, готова поспорить словенская партия социал-демократов. Замглавы партии Ян Шкоберне написал в Твиттере, что "народ Словении поддерживает Каталонию. Мы твердо верим, что будем среди первых, кто признает новую республику". Ему вторил и генсек партии Деян Леванич. Самоопределение наций, написал он, представляет собой "базовый демократический фундамент ЕС".
Но даже все это поставит регион в положение еще худшее, чем у Косово, которое хотя бы пользуется частичным международным признанием. Украина, напомню, Косово не признала и не признает Каталонию. Молодая республика столкнется с блокадой со стороны Испании и ЕС, возможной военной интервенцией Мадрида. Компании продолжают уезжать, туристы — перестанут приезжать. В этом случае благосостояние региона совершенно точно придет в упадок.