НБУ курс:

USD

41,40

+0,11

EUR

45,14

+0,17

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

10 лет ожиданий. Когда Киев получит новую развязку на Шулявке

После пожаров в 2007 году заговорили о необходимости новой развязки на Шулявке. Однако дальше обещаний дело не шло, пока 27 февраля 2017 года на путепроводе не обрушилась часть бетонных конструкций. Весной власти Киева провели конкурс на лучший эскиз будущего Шулявского моста. Победителем стал проект, предусматривающий снос здания "Большевика" и перекрытие проспекта Победы. Delo.UA решило узнать, когда появится новая развязка и стоит ли готовиться к пробкам в 2018 году
10 лет в ожидании ремонта

Развязка на Шулявке была одним из больных мест Киева последние 10 лет. После пожара на рынке секонд-хенда в апреле 2007 года мост потерял 30% своей несущей способности.

Планировалось, что из городского бюджета на ремонт моста выделят 5 млн грн, однако в результате за 3 млн грн установили подпорные конструкции из металла, изготовленные на заводе "Ленинская кузня".

В то же время проектные организации Киева приступили к разработке проектов его полной реконструкции. В 2008 года "Киевгормостпроект" предложил проект реконструкции моста в виде неполного клевера с частичным сносом 5-го цеха завода "Большевик". Однако тогда реализация проекта была затруднена тем, что в цеху находилось сталелитейное производство. К тому же, в то время город так и не нашел 150 млн грн на новую развязку.

Не начались ремонтные работы и в 2010 году, хотя к этому времени был уже разработан альтернативный проект реконструкции моста. Его автор Виктор Петрук предложил вместо клевера построить трехуровневую развязку с реверсным кольцом. Стоимость этого проекта в то время оценивалась в 148 млн грн.

В 2013 году тогдашний заместитель градоначальника Киева Михаил Костюк пообещал найти деньги на ремонт развязки на Шулявке. Ремонтные работы на путепроводе планировали начать в 2014 году.

"Состояние его нижнего пояса, несущих конструкций и всего, что с этим связано, очень непростое. То количество торговых точек, которые накопились у моста, не позволяет нам к нему подступиться. Мы сейчас работаем над тем, чтобы вся торговля была убрана. Таким образом, мы убираем оттуда торговые точки, и на следующий год ремонтируем мост", — заявил он.

Но строительные работы в 2014 году так и не начались.

Еще в 2012 году тогдашний глава "Киевавтодора" Георгий Глинский сетовал, что о реконструкции моста говорят уже более 5 лет, а местные, мол, шутят: когда мост рухнет, тогда ремонт и начнут. Его слова оказались пророчеством — только после обвала моста в 2017 году городские власти зашевелились.

Конкурс эскизов с двумя победителями

Сразу после обвала Шулявского моста была проведена экспертиза, а также объявлен конкурс проектов (эскизов) реконструкции путепровода.

В начале было подано 7 проектов, однако на окончательный градостроительный совет попали 4 проекта — "Киевдормостпроекта", два проекта от Института комплексного проектирования объектов строительства (ICDI), один из которых — Виктора Петрука, работающего в Департаменте транспортной инфраструктуры КГГА, а также китайских инвесторов из компании China Road and Bridge Corporation (CRBC).

Кстати, китайцы планировали вложить свои $400 млн в строительство моста в Горишних Плавнях, а также Шулявского моста в Киеве. Однако в КГГА решили строить развязку за свои деньги. Поэтому китайцы собираются строить мост в Полтавской области.

18 мая 2017 года градостроительный совет отказался от проекта CRBC и реверсного кольца Петрука. Главным победителем конкурса стал проект, предложенный еще 9 лет назад "Киевдормостпроектом" ("клевер"), а как альтернативный признан один из проектов, предложенный Институтом комплексного проектирования объектов строительства (ICDI).

"Для реализации проекта "Киевдормостпроекта" есть три ключевых аспекта: сроки выполнения, сохранение работоспособности транспортного узла на период работ и реалистичный бюджет. Сроки выполнения в утвержденном варианте развязки — 1,5 года, бюджет — 400 млн гривен", — рассказал главный архитектор Киева Александр Свистунов.

По словам Петрука, стоимость Шулявского моста обойдется как минимум в 2,5 раза дороже. 400 млн грн — это только первый этап работ по строительству путепровода

"Все расчеты, которые были представлены на градостроительном совете, — предварительные. На самом деле, строительство Шулявского путепровода обойдется городу от 1 до 1,5 млрд грн. Эту сумму недавно озвучил мер Киева Виталий Кличко. Она включает в себя и разработку проектной документации, и работы по перекладке коммуникаций, а также сами строительные работы на развязке", — считает Виктор Петрук.

Новая развязка на Шулявке появится перед выборами

Первый тендер на выполнение проектных работ на Шулявском путепроводе был проведен еще в конце 2016 года. Победителем того тендера стала компания ICDI. Этот институт первоначально разрабатывал технико-экономическое обоснование для проектов Петрука и "клевера" "Киевдормостпроекта". Но частичный обвал в начале 2017 года путепровода внес изменения.

"Нам выделили 3 месяца на создание ТЭО работ, а также еще три месяца уйдет на проектирование. Мы приступили к выполнению задания после того, как был избран проект-победитель. Поскольку их оказалось два, мы разрабатываем два ТЭО. Окончательное решение будет принимать градостроительный совет", — заявил Иван Войтович, директор компании ICDI.

Петрук уточнил, что окончательный проект совет должен утвердить этой осенью. "Пока сложно сказать, каким он будет. Правда, мер и главный архитектор города и говорят о необходимости сноса 5-го цеха завода "Большевик", — добавил специалист Департамента инфраструктуры КГГА.

По словам архитекторов, закончить этап проектирования они планируют до конца этого года. Тогда надеются начать и строительные работы на объекте. До этого мост будет находиться под техническим надзором компании "Мостовой центр".

В этом центре Delo.UA подтвердили информацию о том, что строительные работы на путепроводе начнутся в конце 2017 года и рассчитаны на два этапа.

На первом этапе планируется ремонт с расширением существующего путепровода. Вместо 4 полос развязку сделают 6-полосной. На втором этапе, уже после сноса здания цеха завода "Большевик", будут построены 2 съезда — с улицы Довженко на проспект Победы и съезд с путепровода на проспект Победы.

На время строительных работ планируют перекрыть проезд на Шулявском мосту. Однако, как именно и сколько это будет продолжаться, еще неизвестно.

"Все будет зависеть от того, какой проект выберет градостроительный совет. По проекту ICDI предусматривается частичное перекрытие проезда на 3 месяца. По проекту "Киевдормостпроекта" перекрытие может затянуться до года", — считает Войтович из ICDI.

По словам автора проекта Владимира Воробьева, для того, чтобы вложиться в 12 месяцев, все работы на развязке необходимо вести одновременно. Для этого необходимо перекрыть движение по проспекту Победы, что грозит новыми пробками для киевлян.

Камень преткновения

Согласно проекту "Киевдормостпроекта", для строительства новой развязки по схеме "клевер" на Шулявке планируется снести цех №5 завода "Большевик", площадь которого составляет 12,8 тыс. кв. м. Сейчас это здание уже не имеет значение для производства. К тому же на данный момент в этом здании расположен сэконд-хэнд.

"В 2007 году, когда мы предложили этот проект, здесь находилось сначала чугунно-, а потом сталелитейное производство. За 10 лет ситуация изменилась. Закон запрещает, чтобы сталелитейное производство находилось в центре. Поэтому сейчас цех пустует", — говорит Владимир Воробьев.

100% акций ПАО "НВП "Большевик" принадлежат государству, завод находится на балансе Фонда госимущества. По идее, вопрос передачи здания из государственной в коммунальную собственность можно было бы решить без особых проблем. В ФГИ отмечают, что предприятие пока не подлежит приватизации, а также не входит в перечень имущества, которое можно бесплатно передать в коммунальную собственность.

"Поэтому у города нет другого варианта, как выкупить это здание у государства, что может обойтись горбюджету до 600 млн грн", — считает Петрук.

Понимая, что стоимость здания может составить половину всех расходов на строительство путепровода, в КГГА надеются решить этот вопрос с помощью Кабинета Министров.

"Этот вопрос, в принципе, решается на уровне Кабмина, нам необходимо получить поддержку. Но я могу сказать, что те встречи, которые происходили в прошлом году и наши намерения относительно того, что могут произойти такие изменения в проекте, которые будут цеплять завод "Большевик", они уже были озвучены руководству", — поделился информацией архитектор Свистунов.

Кто будет строить

Главный архитектор Киева Александр Свистунов надеется, что строительные работы по Шулявскому путепроводу начнутся уже в этом году.

"У нас очень сложная ситуация, потому что терпеть нет времени, необходимо двигаться сегодня. Надеемся уже в этом году начать эти строительные работы — подготовительные, монтажные. Это очень большой объем работы", — сказал он.

Генерального подрядчика будут избирать на тендере Prozorro, который планируют провести в конце 2017 года.

Хотя генподрядчик еще не выбран, но несколько компаний уже изъявили желание участвовать в строительстве Шулявского путепровода. Delo.UA подтвердили свое намерение участвовать в строительстве моста "Киевдормостпроект" и китайская CRBC.

"Наш проект реконструкции был отклонен городом, однако мы намерены принять участие в строительстве моста. Когда будет оглашен тендер, мы обязательно примем участие", — сообщили в китайской компании.

Однако стоит помнить, что решение градостроительного совета от 18 мая 2017 года не является финальным. К тому же, до сих пор нет распоряжения мера на счет строительства Шулявского путепровода. Специалисты отмечают, что финальный вариант строительства и его стоимость сильно могут измениться на этапе проектирования.

Виктор Петрук, проект которого был отклонен на советом, начал сбор подписей под петицией на поддержку трехуровневой развязки. Ему удалось собрать под ней 10 тысяч подписей. Теперь петицию обязаны рассмотреть городские власти.