- Категория
- Политика
- Дата публикации
Кто станет новым министром инфраструктуры? ТОП-6 вероятных кандидатур
Виной тому — практически абсолютная власть президента и его партии "Слуга Народа", которые самостоятельно сформируют парламентское монобольшинство, получив практически все комитеты ВР и Кабинет министров. И если из-за большого количества утечек, с первыми все плюс-минус понятно, то многие позиции министров являются до сих пор загадкой для политологов и экспертной среды. Одна из таких позиций — министр инфраструктуры, должность, которая, судя по действиям и заявлениям Владимира Зеленского в первые месяцы своего срока, может стать едва ли не ключевой в новом правительстве. Действующий министр инфраструктуры Владимир Омелян в министерство инфраструктуры пришел вместе в Андреем Пивоварским (министр инфраструктуры с 2014 по 2016 год), которого сменил на должности в 2016 году. За время работы Омелян запомнился приходом в Украину Ryanair, антикоррупционными делами, возбужденными против него САП, а также громкими заявлениями (как, например, строительство Hyperloop в Украине). Несмотря на то что изначально Омелян являлся креатурой Арсения Яценюка, по словам экспертов, в последнее время министр плотно "работал" под влиянием Игоря Кононенко. Еще с президентской кампании, а потом и после избрания, Омелян плотно находился в публичной конфронтации с новым президентом, периодически довольно жестко комментируя любые инициативы Зеленского. Так, например, указ президента о создании условий для развития и повышения качества автомобильных дорог министр назвал "цирком на государственном уровне", а инициативу советника президента Олега Устенко о разделении и продаже "Укрзализныци" — крестом на логистике всей страны. Таким образом, вероятность того, что Омелян останется на своей должности в новом Кабмине давно равна нулю. Наиболее вероятной кандидатурой на позицию главы МИУ эксперты называют Владислава Криклия. Именно его публично задекларировала партия "Слуга Народа" главным кандидатом на позицию главы комитета инфраструктуры. Эксперты считают эту должность промежуточной и прочат его на роль министра инфраструктуры в новом Кабмине. Владислав Криклий №12 списка "Слуги народа" считается человеком Арсения Авакова и последние несколько лет занимался реформой сервисных центров МВД, в рамках которой отвечал за развитие сферы электронных услуг и руководил группой по внедрению системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Журнал "Новое время" назвал эту реформу в числе 10 наиболее успешных. По словам Криклия, тему инфраструктуры в партии "Слуга Народа" он выбрал из-за фундаментальности направления и главным приоритетом называет дороги. Вторым в списке претендентов выделяют Юрия Лавренюка, с середины 2016 года занимающего пост заместителя нынешнего министра Владимира Омеляна. Несмотря на занимаемую позицию, эксперты считают, что Лавренюк вполне может пойти на повышение. В МИУ Юрий Лавренюк пришел из МВД и отвечает за целый ряд направлений, в том числе почту, морской транспорт и антикоррупционную политику. Юрий Лавренюк За время работы в Министерстве Лавренюк показал себя достаточно технократичным, сократив любую публичную активность, в том числе и политическую, до минимума. Учитывая возможную близость к Авакову и то, что на всех совещаниях в Офисе президента Украины Министерство Инфраструктуры на текущий момент представляет именно Лавренюк, вероятность как сохранения им должности, так и возможного повышения, оценивается довольно высоко. Третьей кандидатурой на позицию главы министерства называют Владимира Шульмейстера, главу программы "Инфраструктура" "Украинского института будущего", ранее занимавшего пост первого заместителя Министра инфраструктуры Пивоварского. Именно Шульмейстера в апреле штаб Зеленского назвал главным экспертом команды, отвечающим за вопросы транспорта и инфраструктуры. В бытность работы в министерстве, Шульмейстер отвечал за морскую сферу и авиацию, "Укрпочту" и "Укравтодор". Владимир Шульмейстер Его связывают с лоббированием ряда неоднозначных назначений в 2015-2016 годах, в частности Юрия Васькова на должность замминистра, Сергея Прохоренко на должность директора ГП "Укрводшлях" и Сергея Крыжановского в Ильический морпорт. При этом Сам Шульмейстер от ответа на вопрос, претендует ли он на позицию, тактично уходит, в то же время источники в ОПУ говорят, что, несмотря на то, что Владимир читал в Трускавце лекции будущим депутатам, отношения Шульмейстера с командой президента несколько охладели. Сергей Пинькас Четвертым в списке возможных претендентов на позицию министра называют Сергея Пинькаса — генерального директора транспортной компании ORUM, бывшего замглавы "Укроборонпрома". Именно его, по словам экс-министра экономики Айвараса Абромавичуса, скандально известный Олег Гладковский, лоббировал на должность руководителя этой организации. Сам Пинькас не скрывает своего желания занять должность министра, усилив свою публичную активность по теме инфраструктуры в последние несколько недель. Среди возможных кандидатов на позицию Министра инфраструктуры эксперты выделяют также двух нынешних руководителей крупных госкомпаний — Евгения Кравцова, последние два года возглавляющего "Укрзализныцю" и Игоря Смелянского — с 2016 руководящего "Укрпоштой". Евгений Кравцов Евгений Кравцов пришел в правление крупнейшего украинского монополиста в 2015 году. Первый раз был назначен исполняющим обязанности главы правления в 2016 году. Второй раз Кравцов возглавил "Укрзализныцю" после ухода "варяга" Войцеха Балчуна в августе 2017 года. За время работы в УЗ Кравцов существенно улучшил финансовые показатели дороги, сумев поднять тарифы на перевозки, а также первой из инфраструктурных компаний выпустить "бонды" на 500 млн долларов. Кроме того, к заслугам Кравцова можно отнести покупку трех десятков локомотивов GE и главное — отмену так называемого 209-го постановления, которое долгое время было коррупционной кормушкой для многих "смотрящих" за дорогой. Именно Кравцов в 2017 году выступил с инициативой отмены постановления Кабмина, что обеспечило дерегуляцию вагонной составляющей и принесло УЗ как минимум пять дополнительных миллиардов в год. При том что многие из инициатив Кравцова встретили довольно жесткое сопротивление со стороны профсоюзов, и очень сильную "политизацию" должности главы УЗ, Кравцову удается сохранять видимый "нейтралитет". Игорь Смелянский Игорь Смелянский был назначен Гендиректором "Укрпочты" в 2016 году, до этого он работал в банке ПУМБ Рината Ахметова и офисе KPMG в Нью-Йорке. Игорь считается креатурой Владимира Омеляна, и, по словам экспертов, пользуется его серьезным покровительством. После прихода Смелянского "Укрпошта" так же, как и УЗ, взяла курс на повышение эффективности. Предшествующие десятилетия крупнейшая госкомпания существенно утратила свои позиции, уступив пальму первенства "Новой Поште". За время работы Смелянского национальный почтовый оператор активно занялся сокращением квадратных метров, пятая часть которых, по словам Гендиректора, не использовалась. Самыми громкими решениями стала сдача в аренду части помещений Киевского Главпочтамта крупнейшему интернет-ритейлеру Rozetka.ua и инициатива полной продажи Главпочтамта. Вторым направлением реформирования стал сервис, который существенно уступал большинству частных компаний. Кроме того, Смелянский выступил с инициативой отказа от доставки "Укрпоштой" пенсий с 1 января 2020 года, так как, по его словам, эта функция "Укрпошты" является убыточной. При этом Гендиректора "Укрпошты" часто критикуют за излишний PR, оценивая реальные результаты деятельности по реформированию государственного почтового оператора довольно сдержанно. Кто бы не пришел на должность министра инфраструктуры — эта должность в текущих условиях схожа с ролью сапера на минном поле. Причем инструментов у этого сапера не так и много. С момента начала войны крупные инвестиции в инфраструктуру Украины существенно сократились. Капитального ремонта требуют более 90% автодорог, существенных инвестиций требует обновление ж/д инфраструктуры, требуют развития портовое хозяйство и внутренние авиаперевозки, при этом денег на это развитие в госбюджете катастрофически не хватает. Наметившиеся качественные изменения в авиатранспорте, на железной дороге и в "Укрпоште" — на текущий момент, лишь малая часть того, что срочно необходимо сделать, иначе через десять лет в Украине инфраструктуры не останется вовсе. Вызовы, которые стоят перед будущим министром инфраструктуры — это вызовы и для всего Кабмина, и для новой Верховной Рады, и для Президента Владимира Зеленского.