- Категория
- Общество
- Дата публикации
Кто владеет украинскими заправками?
В Украине на дорогах можно заправиться некачественным горючим, из-за которого автомобиль может выйти из строя. Зачастую у граждан возникает проблема ответственности и компенсации ущерба со стороны тех или иных АЗС, поскольку довольно сложно определить собственников, то есть материально ответственных лиц. Поэтому актуальным стало изучение рынка АЗС в нашей стране.
Мы проанализировали открытые базы данных, СМИ, а также опросили экспертов с целью собрать как можно более точную информацию о собственниках АЗС, чтобы в случае каких-либо неприятностей была возможность, как говорится, обратиться по адресу. Представляем ТОП-10 украинского рынка АЗС.
Первое место: Заправки Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова (AVIAS, ANP, Sentosa и др.) — 1022 АЗС
Это станции, где можно купить дешевое горючее для вашего транспорта производства Кременчугского НПЗ. При этом там абсолютно отсутствует сервис для водителя — наличие удобной санитарной комнаты, возможности перекусить и попить кофе. Только Киев является исключением, здесь Коломойский "причесал" несколько станций, на которых появились все прелести настоящей заправки — от кофе и хот-догов до приличных туалетов.
Второе место: АЗС UKRNAFTA (НАК "Нафтогаз України") — 536 АЗС
АЗС UKRNAFTA практически не отличаются от собственных заправок Коломойского, кроме десятка новых станций, которые перекрашены в новый черный цвет, и где уже созданы условия для отдыха водителя. Заправиться тут можно также только топливом Кременчугского НПЗ.
Третье место: WOG (Степан Ивахив, Сергей Лагур, Роман Еремеев) — около 407 АЗС
После гибели основного собственника — Игоря Еремеева — данная сеть АЗС замедлила темпы развития. Качество и цены на топливо в сети достаточно высокие, хотя сами станции, особенно в регионах, требуют модернизации. Компания заливает в бак топливо из Беларуси, России и стран ЕС.
Четвертое место: ОККО/Галнафтогаз (Виталий Антонов) — около 402 АЗС
Топливо в сети ОККО является одним из самых дорогих в Украине, что определяет её премиальный статус. В сети есть большое количество ресторанов, включая даже азиатские заведения. Летом 2018 года компанию обвиняли в финансировании оккупационных властей Крыма. Несмотря на публичный скандал, дело вскоре было закрыто и обвинения были сняты. Компания заправляет топливом из Беларуси, а также стран ЕС.
Пятое место: AMIC ("ЛукОйл" (Россия) Йоханнес Кльоцль-Норберг (50% акций), Манфред Кунце (40%), Хайнц Зернетс (10%), конечный бенифициар — Вагит Алекперов) — 216 АЗС
После начала боевых действий на Востоке Украины в 2014 году компания "Лукойл" срочно начала ребрендинг своих АЗС в Украине, так как автовладельцы не пожелали поддерживать бизнес страны-агрессора. Компания зашла так далеко, что даже сменила собственников. Формально "Лукойл" не является владельцем данной сети, однако эксперты и СМИ продолжают связывать данную сеть с российским крупным бизнесменом — Вагитом Алекперовым.
Шестое место: БРСМ-Нафта (Андрей Биба) — 156 АЗС
Компания известна своим ярким брендом и доступными ценами. После выхода Эдуарда Ставицкого из числа акционеров сеть набрала обороты в развитии — презентовала новый концепт современных городских и трассовых автозаправочных комплексов, увеличила число собственных автозаправочных станций. Учитывая постоянные рейдерские "наезды" на сеть, интересно как долго они смогут продолжать удерживать эту планку? Заправляют топливом из Беларуси, России и стран ЕС.
Седьмое место: Shell (Shell (Нидерланды), ННК (Россия) — 134 АЗС
Сеть Shell в Украине принадлежит как Royal Dutch Shell, так и российским бизнесменам. Несмотря на громкий бренд, компания практически не вкладывает деньги в ремонт станций, и по уровню комфорта они сейчас находятся в среднем сегменте, сохраняя при этом высокую стоимость топлива. На АЗС можно купить бензины украинского производства.
Восьмое место: SunОil (Сурен Сарданян) — 126 АЗС
У сети SunOil тяжелая судьба. Это бывшие станции "Веста" одесского бизнесмена Сурена Сарданяна, которые сданы в аренду харьковчанину Юрию Груверу. СМИ писали, что это не первая аренда, но, пожалуй, самая длительная. SunOil находится в низком ценовом сегменте. Несмотря на попытки ребрендинга и модернизации, на автозаправках сети нельзя почувствовать комфорт, хотя бы приближенный к уровню конкурентов из того же среднего ценового сегмента. К тому же водители жалуются на низкое качество топлива.
Девятое место: Glusco ("Роснефть" (Россия), управляющие проектом в Украине — Нисан Моисеев и Петр Белз) — 120 АЗС
Здесь история повторяет события на "Лукойле". Заправкам "Роснефти" после нападения России на Украину срочно понадобился европейский хозяин, которым стал Нисан Моисеев, решивший переодеть их в новый бренд Glusco. Смотреть за хозяйством Кремля попросили кума Путина Виктора Медведчука, который протоптал через Порошенко и Бойко немало мостов российскому бизнесу — и не только в нефтянке.
Из-за публикаций в СМИ, расследований депутатов, которые и выявили эти схемы, заправки попали под бойкот украинских водителей, которые не хотят поддерживать бизнес тех, кто финансирует армию страны-агрессора.
Сегодня сетью через компании Unimex и Wexler управляют Борис Ганджа и Петр Белз. Последний также руководит российской дизельной трубой. Компания продает топливо заводов "Роснефти" и белорусских НПЗ.
Десятое место: Motto (Эдуард Ставицкий и партнеры Степан Ивахив, Сергей Лагур (часть АЗС WOG) — 90 АЗС
Сеть выросла в 2018 году после слияния заправок Ставицкого и станций, на которые собственники WOG не хотели тратить деньги. Дешевое топливо (не всегда качественное), минимум удобств — то, что сейчас представляет собой новая сеть. Здесь только появляется программа лояльности, но без серьезных инвестиций им будет сложно найти своего поклонника.
Собственники |
Название |
Кол-во АЗС |
Marshal |
87 |
|
Виктор и Станислав Батраченко |
Надежда |
80 |
Татнефть (Россия) |
Татнефть-АЗС-Украина |
75 |
Вячеслав Стешенко, Игорь Чернявский, Александр Кац |
КЛО |
61 |
SOCAR (Азербайджан) |
SOCAR |
61 |
Ринат Ахметов |
Parallel |
60 |
Владимир Петренко |
UPG |
55 |
Леонид Коган |
Маркет |
55 |
Вадим Вишинский, Олег Бошак (экс-менеджеры Галнафтогаза) |
Chipo |
46 |
Михаил Сарычев |
Катран/TatOil |
45 |
Сергей Михайлик |
Автотранс |
42 |
Евгений Свирский, Борис Ганджа |
Ultra+Mango |
40 |