НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Лечение системы: в каком направлении будет развиваться медицинская реформа

Лечение системы: в каком направлении будет развиваться медицинская реформа
Некоторые социологические опросы свидетельствуют о недовольстве украинцев результатами медреформы, хотя в медиа звучит много позитива
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Несмотря на политические пертурбации, в Украине продолжается активное внедрение реформы системы здравоохранения. После старта преобразований в первичном звене к модернизации готовится вторичный и третичный уровень — больницы и специализированные клиники. Какие изменения уже внедрены, а какие на подходе, изучало Delo.ua.

Итоги и планы

Примерно полтора года назад в Украине стартовала медицинская реформа. На первом этапе изменения коснулись первичного звена — поликлиник, амбулаторий и подобных медицинских учреждений, где работают семейные врачи, терапевты и педиатры. Если раньше украинцы получали медуслуги у этих специалистов в зависимости от места прописки, то теперь они могут самостоятельно выбирать доктора.

Как сообщила на недавнем заседании Кабмина и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун, украинцы впервые в истории получили право свободно выбирать и менять врача. На сегодня такой выбор после подписания соответствующих деклараций сделали уже примерно 27,5 млн пациентов. Как уточняется в сообщении Минздрава, они могут бесплатно получать консультации, справки, пройти семь базовых исследований, профосмотры (восемь групп риска), привиться по программе обязательной вакцинации, а также консультироваться у врача в случае неосложненной беременности.

Подобные услуги стали оказывать более 1200 медучреждений семейной медицины. При этом к трансформациям удалось привлечь частные клиники, где можно выбрать семейного врача.

Коммунальные медучреждения прошли автономизацию, и теперь бюджетные заведения стали некоммерческими. Если ранее они финансировались на оговоренную сумму из бюджета на определенные цели, то теперь получают средства от Национальной службы здоровья исходя из того, сколько пациентов подписали с ними декларации. В свою очередь, это позволило руководителям медучреждений внедрять гибкие механизмы зарплат. По данным Минздрава, там, где эффективно выстроена система мотивации персонала, заработные платы семейных врачей и медицинского персонала возросли в 2-4 раза.

"За девать месяцев работы Национальная служба здоровья выплатила медучреждениям за обслуживание пациентов 89 млрд грн", — отмечает руководитель этой службы Олег Петренко в сообщении министерства.

Кроме того, по данным Минздрава, с начала реформы процент компьютеризированных учреждений семейной медицины увеличился с 3% до 97%. Это необходимо было сделать, поскольку, например, все декларации с пациентами должны заключаться в электронном виде. Соответственно, медучреждения заключают договоры и отчитываются перед Нацслужбой здоровья также в электронной форме.

К тому же с марта в тестовом режиме заработала электронная медицинская карта, а с апреля стали выписываться электронные медицинские рецепты. В будущем планируется запустить механизм выписки электронного направления и электронного больничного.

Также в правительстве рапортуют об успешной работе программы "Доступні ліки", в соответствии с которой из госбюджета выделяются средства на частичную или полную компенсацию некоторых лекарств для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой и сахарным диабетом II типа. За время ее действия украинцы получили медикаменты более 35 млн раз. В этом году программа была перезапущена, и теперь препараты можно получить не по бумажному, а по электронному рецепту.

На этом в Минздраве не останавливаются и в 2019 году планируют представить гарантированный пакет медицинских услуг, который придет на смену псевдобесплатной медицине, отмечается в сообщении министерства. В него будут включены услуги первичной, специализированной амбулаторной, стационарной медицинской помощи, а также экстренная, паллиативная и реабилитационная помощь. Этот базовый набор жизненно необходимых медицинских услуг должен быть утвержден Верховной Радой вместе с Государственным бюджетом на 2020 год.

Чтобы программа медицинских гарантий заработала со следующего года, осенью текущего года все учреждения специализированной помощи должны подписать договоры с Национальной службой здоровья. В Минздраве напоминают, что для этого они должны автономизироваться, компьютеризироваться и иметь соответствующее оборудование. В ведомстве отмечают, что с 2020 года в стране будет действовать единое медицинское пространство, то есть ведомственные учреждения, такие как "Феофания" или учреждения Национальной академии медицинских наук, также начнут переходить на финансирование по принципу "деньги следуют за пациентом".

Не учитывают детали

Вместе с тем опрошенные delo.ua эксперты говорят, что многие шаги в рамках медреформы требуют лучшей подготовки или доработки. Так, президент клиники "Борис"Михаил Радуцкий  в целом поддерживает правильность начатой реформы, но обращает внимание на то, как она реализуется.

"Некоторые шаги популистские и не имеют базиса для их реализации. Глобально реформа первичной медпомощи правильная, но есть очень много мелких проблем, которые не позволяют говорить о ее безусловной успешности. Например, оказывать услуги медпомощи на первичном уровне, за которые платит Национальная служба здоровья, разрешили медучреждениям всех форм собственности. Однако не предусмотрели, чтобы вакцины в рамках календаря вакцинации были и в частных медучреждениях. Только недавно чиновники издали приказ, по которому их могут получать и частники. Но документ не совершенен: он подготовлен таким образом, что если чиновники из областных департаментов здравоохранения согласуют передачу вакцин, закупленных за госсредства, частным клиникам, то они рискуют сесть за решетку", — говорит эксперт.

У Михаила Радуцкого есть вопросы и к протоколам лечения для первичного звена, которые недавно утвердило Министерство юстиции. "Это те документы, которые висят на сайте Минздрава на английском языке? Если да, то, согласно нашему законодательству, наши врачи не могут пользоваться никаким другим языком, кроме как украинским", — отмечает он.

В то же время он поддерживает то, что оказывать первичную медпомощь разрешили врачам, которые работают в статусе физлиц-предпринимателей. "Но кто будет нести финансовую ответственность в случае допущения медицинской ошибки таким доктором? Сможет ли покрыть зарплата даже в 20 тысяч грн расходы на компенсации пациенту? — спрашивает он. — Я считаю, что перед тем, как разрешить врачам, работающим в статусе физлиц-предпринимателей, оказывать медпомощь, надо было принять закон о страховании ответственности медработников за медошибки. То есть почему-то мы начинаем с конца, а не с начала".

Михаила Радуцкого поддерживает директор Аптечной профессиональной ассоциации Украины Владимир Руденко, который считает, что медицинская реформа — это в целом правильный шаг в трансформации здравоохранения.

"Одним из положительных моментов является внедрение с 1 апреля 2019 года выписывания и обслуживания электронных рецептов на лекарства по программе "Доступні ліки", — говорит он.

Но поскольку не было переходного периода для тестирования и внедрения нововведения, по словам Владимира Руденко, отмечаются некоторые "детские" болезни: пациентам вместо СМС на телефон или распечатанных рецептов выдают листы с написанными от руки рецептами, иногда врачи неверно выписывают рецепты, или в аптеках трудно обрабатывается 16-значный код каждого электронного рецепта.

"Все это приводит к очередям и дополнительной нагрузке на работников аптек. Также влияет на оперативность выписывания и обслуживания рецептов то, что большинство населения, которое обеспечивается лекарствами по этой программе, входит в категорию 60+, а они не очень-то дружат с гаджетами. Надеемся, что в ближайшее время все это заработает должным образом", — отметил Владимир Руденко.

Эксперт по медреформе Зоряна Черненко говорит, что некоторые социологические опросы свидетельствуют о недовольстве украинцев результатами реформы, хотя в медиа звучит много позитива.

"Вероятно, это связано с тем, что озвученные планы не подкрепляются соответствующими решениями. Переход без надлежащего планирования и расчетов к интенсивному реформированию вторичной помощи является достаточно рискованным. Даже пилотный проект, который будет реализован в Полтавской области, не может быть скопирован автоматически в других регионах, ведь каждая область имеет свои особенности и мощности по предоставлению медуслуг, — рассказывает она. — При этом реформа первичной помощи еще не достигла финишной прямой. Сейчас почти половина населения фактически лишена получения медпомощи, вопреки Конституции. Лишь незначительная часть врачей первичной помощи получила повышение зарплаты, но при этом у других врачей доходы не соответствуют объему их работы. Кроме того, несмотря на значительные объемы продаж лекарств по программе "Доступні ліки", до сих пор не отработан механизм поощрения аптек участвовать в этой программе. Как следствие, имеем неравный доступ населения к этой программе".

На неподготовленность реформы вторичного звена обращает внимание и Михаил Радуцкий. По его словам, Минздрав выставил на обсуждение проект со стоимостью услуг, оказание которых будет оплачивать Национальная служба здоровья. Но цифры взяты с потолка, поскольку никто не проводил всеукраинский материально-технический аудит в больницах, чтобы на его основании сформировать реальные цены.

"Например, государство будет оплачивать услуги рентгена в размере 84 грн. Но в медучреждениях оказываются рентген-услуги на разнообразных аппаратах — от передовых иностранных до устаревших украинских. А они требуют разных расходов на обслуживание и амортизацию. Мало того, в 84 грн не заложена маржа на то, чтобы клиника могла заработать на услугах и в будущем купить новый аппарат, когда старый придет в негодность", — отмечает он.

Подводя предварительные итоги медреформы, стоит обратить внимание на ее финансирование. По словам Михаила Радуцкого, сегодня нет понимания, какой процент от ВВП нужно выделять на медицину.

"Многие кричат, что надо поставить 7%, 10%, а не 3,5%, как сейчас. Но это все профанация и популизм, ведь никто не знает, сколько в нашей стране людей, поскольку последняя перепись проводилась в 2001 году. На данный момент выделяется примерно 120 млрд грн в год на 42 млн человек? Или 50 млн грн, или на другое количество? Если мы проведем перепись населения, то может оказаться, что уже сейчас у нас выделяется 10% от ВВП на медицину. Тогда возникает вопрос: где эти деньги?" — недоумевает эксперт.

Дмитрий Уляницкий, специально для Delo.ua