Медреформа: Что делать, если врач отказывается заключать с вами декларацию

Медреформа: Что делать, если врач отказывается заключать с вами декларацию
Семейный врач, педиатр и терапевт может отказать пациенту в заключении декларации по двум причинам. И это отнюдь не отсутствие прописки

Второго апреля стартовала кампания "Врач для каждой семьи" — это и есть начало медицинской реформы в Украине.

Если говорить точнее, это первый этап реформы. А именно — внедрение нового механизма финансирования на первичном звене медицины. Начиная с июля 2018 года бюджет всех медицинских учреждений "первички", — а это поликлиники, амбулатории, ФАПы (фельдшерско-акушерский пункт) и другие учреждения, где работают семейные врачи, терапевты и педиатры, — будут рассчитываться по новому механизму.

Суть механизма следующая: пациент заключает декларацию с семейным врачом, терапевтом или педиатром. 

Декларацию заносят в электронную систему здоровья. Опираясь на данные декларации, Национальная служба здоровья оплачивает услуги врача по установленному тарифу и перечисляет деньги в больницу. Таким образом происходит формирование годового бюджета учреждения. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как найти и заключить декларацию с семейным врачом

Может ли врач отказаться подписывать декларацию? 

Да, может. Но только в 2 случаях: 

  1. Заведение еще не подключено к электронной системе здравоохранения (в данный момент к "Электронному здравоохранению" подключено более 1 тыс. медучреждений, а в системе зарегистрировано более 12,3 тыс. врачей);
  2. Все врачи медицинского учреждения набрали оптимальное количество пациентов (для семейных врачей оптимальное количество пациентов 2 тыс., для терапевтов — 1,8 тыс., для педиатров — 900). 

Что делать, если врач все же отказывает? 

Если отказ был обоснован тем, что медучреждение не подключено к eHealth и врач не зарегистрирован в системе, стоит уточнить, планируют ли они регистрироваться и когда. Если сроки вас устраивают, вы можете подождать и заключить декларацию с выбранным врачем. Если нет, стоит подумать о новом варианте. Пациент не ограничен в своем выборе, ни по времени, ни территориально. Как говорилось ранее, пациент может заключить декларацию в любом году, свободно перезаключить декларацию, если его не устраивает врач, не нужна и прописка. 

Если вам отказали из-за того, что врач уже набрал нужное количество пациентов, стоит подыскать себе нового специалиста. 

При этом, уже сейчас многим пациентам врачи отказывают в декларировании по причине отсутствия прописки. "Пациент должен заключать декларацию с тем участковым врачом, где он приписан",— говорится в отказе. При этом в Минздраве подчеркивают, что когда вам отказывают по данной причине — это нарушение законодательства.

Делимся инструкцией — что делать, если в медицинском учреждении вас убеждают в обратном:

1. Прежде всего подумайте, не стоит ли выбрать другое медицинское учреждение, в котором не будут пытаться нарушать ваши права, установленные законом;

2. Процитируйте врачу "Порядок выбора врача, оказывающего первичную медицинскую помощь", утвержденный Приказом Минздрава №503 от 19 марта 2018. Именно этот документ регламентирует процесс выбора врача, представления и прекращения действия декларации по выбору врача. "Пункт II. 1. Пациент (его законный представитель) имеет право выбрать врача, который предоставляет ПТД, независимо от зарегистрированного места жительства ...";

3. Обратитесь за разъяснениями к главному врачу;

4. Если главный врач отказывает в реализации вашего права на свободный выбор врача, обратитесь в местное управление здравоохранения с заявлением на имя руководителя управления;

5. Вы можете поделиться своим опытом в специальной форме обратной связи МЗ Украины.