Реформа медицины: как найти и заключить декларацию с семейным врачом

Реформа медицины: как найти и заключить декларацию с семейным врачом
2 апреля стартует нацпрограмма "Врач для каждой семьи", которая и станет первым этапом реализации реформы медицины. Что нужно сделать, чтобы заключить контракт с семейным врачом

Минздрав приступил к реализации обещанной реформы. Первый этап, как и анонсировалось, это переход на новый механизм финансирования первичного звена медицины. Delo.UA объясняет, что это все значит и что нужно сделать, дабы попасть к терапевту на осмотр.

Что это все значит?

С начала года меняется подход к финансированию медицинских учреждений, которые предоставляют услуги первичного звена медицины. Это поликлиники, амбулатории, ФАПы (фельдшерско-акушерский пункт) и другие учреждения, где работают семейные врачи, терапевты и педиатры.

Суть нового механизма финансирования: каждый пациент должен иметь семейного врача и при любых проблемах со здоровьем обращаться к нему. Для этого нужно заключить декларацию с этим врачом.

Декларацию заносят в электронную систему здоровья. Опираясь на данные декларации, Национальная служба здоровья оплачивает услуги врача по установленному тарифу и перечисляет деньги в больницу. Таким образом происходит формирование годового бюджета учреждения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Реформа по плану: Продолжат ли украинцы в 2017 году лечиться за свой счет

К примеру, если вы подпишете декларацию на оказание услуг с врачом первички, за вас он будет получать 370 грн в год — это так называемый тариф за оказание услуги. По двойному тарифу будут обслуживаться дети и пожилые люди — 740 грн. И 1480 грн врачи будут получать за грудничков и младенцев. 

Если терапевт обслужит 2 тыс. людей за год, то медучреждение получит за одного врача финансирование в размере 740 тыс. Если таких врачей в поликлинике 10, то годовое финансирование больницы составит 7,4 млн грн. Этими деньгами будет распоряжаться главврач — определять зарплату врачам, закупать оборудование и нужные лекарства. В случае, если врач открывает собственный кабинет, то этими деньгами он распоряжается самостоятельно.

При этом первичному звену оставляют и старый механизм финансирования — субвенции. Для тех учреждений, которые не сразу перейдут на новый механизм. Такой период в Минздраве называют переходным, он будет длиться до 2020 года.

Как заключить декларацию?

Для начала нужно выбрать врача, с которым вы будете заключать декларацию. Это может быть любой врач первички. Тот, к которому вы уже ходили. Врач, которого вам посоветовали, или тот, о котором вы прочли хорошие отзывы в интернете.

Как и говорилось ранее, при выборе врача прописка не играет никакой роли. К примеру, если у вас житомирская прописка, вы легко сможете заключить декларацию с врачом в Киеве. 

Далее вам необходимо проверить, можно ли подписать декларацию в учреждении, где работает выбранный вами врач. Вам в этом поможет наклейка "Здесь можно выбрать своего врача". Все дело в том, что подписанную декларацию необходимо занести в электронную систему медицины. А на данный момент не все медучреждения первички подключились к ней. 

Следующий шаг — нужно прийти к врачу или в регистратуру с паспортом, идентификационным кодом и мобильным телефоном. Если нужно подписать декларацию для ребенка до 14 лет — возьмите также свидетельство о рождении ребенка.

При подписании декларации ваши данные вводятся в электронную систему. Тут важно подчеркнуть, что декларация заключается в электронном виде, а не в бумажном. Если врач просит вас внести данные на распечатанном документе — это не подписание декларации. После того, как данные будут внесены в систему, на ваш телефон придет SMS-код с авторизацией. Его нужно озвучить врачу.

После внесения данных, из электронной системы распечатывается декларация с вашими данными. Внимательно проверьте, все ли ваши данные внесены корректно. Если нужно, врач внесет изменения в системе и распечатает декларацию еще раз. Подпишите два экземпляра распечатанной декларации. Один вы забираете с собой, другой остается в учреждении.

При этом врач подтверждает вашу декларацию электронной подписью и отправляет в электронную систему.

Может ли врач отказаться заключать декларацию со мной?

Врач не может отказать ни одному пациенту, это прописано в принятом Законе  №  6327  "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств". Единственная причина, по которой врач может сказать "нет" — он уже набрал максимально возможное количество пациентов.

Как говорят в Минздраве, они установили максимальное количество пациентов, которых может обслуживать один врач за год. Для терапевта это 1 800 пациентов, для семейного врача до 2 000, для педиатра — 900. Эта цифра может быть и больше, если врач работает в сельской местности.

Примет ли меня врач, если я не заключу декларацию?

Как сказано выше, до 2020 года система будет работать в переходном состоянии. Так, деньги будут выделяться в рамках как нового, так и старого механизма финансирования.

Это значит, что до 2020 года вы можете не заключать декларацию и попасть к терапевту на бесплатный прием.

А если я не заключу декларацию и после 2020 года?

В таком случае, прием врача вам придется оплатить самостоятельно.

Как заключать декларацию жителям села, если в нем нет медучреждений?

В Минздраве говорят, что в таком случае пациентам надо ехать в ближайшую поликлинику и заключать декларацию там.

Такое положение дел временное, поскольку в прошлом году был принят президентский закон о сельской медицине, который выделяет на развитие медицины в сельской местности 5 млрд грн.

Эти деньги пойдут на строительство и оборудование амбулаторий, закупку автомобилей для врача и улучшение инфраструктуры между поселками. Минздрав совместно с Минрегионразвития уже утвердил механизм, который поможет местной власти определить,  в каких селах будут строиться новые амбулатории и ФАПы. Основной критерий — это доступность медицины для сельского населения.