НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Межнациональные противоречия в Украине сменились проблемой цивилизационного выбора

Проблемы нацменьшинств обсудили в офисе украинского омбудсмена представители диаспор и эксперты. Заинтересованные лица констатировали, что старые подходы к проблематике после начала войны на Донбассе себя исчерпали. Разбирался Алексей Барановский

В понедельник в офисе Уполномоченного Верховной Рады по правам человека был презентован проект Европейского центра по правам меньшинств (ЕЦВМ) "Восточная программа партнерства: Национальные меньшинства и этнонациональные вопросы в Беларуси, Молдове и Украине". Планируется, что трехгодичный проект, финансируемый МИД Дании, стартует в феврале 2015 года и будет состоять из серии круглых столов, семинаров и тренингов для чиновников и специалистов в области межнациональных отношений трех стран. Как рассчитывают организаторы, реализация проекта поспособствует углублению процессов интеграции, гармонизации и всему такому прочему, на что обычно рассчитывают в подобных случаях. Однако все не так просто.

Начнем с того, что У полномоченный Кабмина по вопросам этнонациональной политики Геннадий Друзенко в своем выступлении поделился с собравшимися соображениями, что не только Украине есть чему поучиться у европейских коллег в плане интеграции нацменьшинств, но и скорее даже наоборот: "Находясь в некоторых кварталах в городах Германии или Франции, непонятно, где ты находишься — в Стамбуле или в Германии", — посетовал он. "В Украине же анклавов нет! Более того, национальные меньшинства у нас прекрасно интегрированы на всех уровнях, и в бизнесе, и во власти. Вот, скажем ,глава МВД Арсен Аваков — русскоязычный этнический армянин", — подчеркнул господин Друзенко, также напомнив, что в правительстве Украины есть и представители еврейского народа, однако не стал называть их имена. "А еще в Украине нет проявлений радикального исламизма", — завершил свою мысль правительственный уполномоченный.

С представителем Кабмина согласился Сергей Пономарев, начальник отдела по вопросам недискриминации секретариата Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. Он, в частности, отметил, что "интеграция меньшинств в Украине естественная, а не путем ассимиляции", что позволяет им сохранять свою национально-культурную самобытность. При этом господин Пономарев посетовал, что это все фактически происходит не благодаря, а вопреки деятельности государственных органов: "Нет единой стратегии межнациональной политики, различные министерства и ведомства, такие как Министерство культуры, Министерство образования и другие, предпринимают разрозненные усилия, нет госполитики в этой сфере в целом".

Представители диаспор были еще более критичны. Так, п редседатель правления Всеукраинской общественной организации "Диаспора чеченского народа" Салман Садаев заявил, что уполномоченные государственные чиновники "голоса нацменьшинств не слышат", и предложил возродить Госкомитет по делам национальностей.

Впрочем, не все эксперты согласны, что необходимо возрождение ведомства по делам нацменьшинств. Владимир Яворский, член правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека, пояснил Delo.UA: "По сути, этот Госкомитет и работает — его просто структурно переделали под департамент в Министерстве культуры, но ничего в нем не изменилось. Конечно, часть организаций это устраивает, так кто-то получает какие-то деньги на что-то. Но ощутимых результатов такой работы никто никогда не видит, и о них никто не знает".

По мнению господина Яворского, необходимо не создание специализированного ведомства, а профильного госагентства. "Госагентство только распределяет ресурсы, а министерство само делает много работы. Агентство распределяет и контролирует исполнение, но само ничего не может делать, чтобы не было конфликта интересов. П о крайней мере, именно по такой схеме работают в Европе. У нас же вы не найдете информации, сколько и кому ушло на реализацию политики в этой сфере", — объяснил эксперт.

Заместитель председателя Всеукраинского союза белорусов Александр Драгун проиллюстрировал положение дел с компетенцией чиновников в области нацменьшинств следующим примером: "Даже на сегодняшний круглый стол нам пришло приглашение на имя человека два года назад умершего, а ведь белорусы — крупнейшее после русских нацменьшинство Украины". Господин Драгун также подверг критике покинувшего вскоре после своего выступления мероприятие правительственного уполномоченного Геннадия Друзенко, заподозрив его в нежелании "услышать голос диаспор". По словам представителя белорусской диаспоры, белорусы Украины "не понимают, чем занимается этот чиновник и в чем суть его полномочий".

Иосиф Зисельс, вице-президент Всемирного еврейского конгресса и руководитель Конгресса национальных общин Украины, объединяющего 15 национальных групп, в своем выступлении напротив раскритиковал пассивность диаспор и старые подходы к проблематике в новых реалиях. "Нет проблем межнациональных отношений в прежнем виде, Майдан и война на востоке все изменили. В Украине нет межнационального или межконфессионального противостояния, и даже межъязыкового нет , есть только борьба за цивилизационный выбор, в какой стране жить — европейской или иной ", — подчеркнул господин Зисельс.

В качестве примера цивилизационного выбора Иосиф Зисельс привел 10-тысячное румынское село Красноильск Черновицкой области, которое он недавно посетил вместе с правительственным уполномоченным Друзенко. "В Красноильске не хотят отдавать детей в армию, нас с Друзенко там чуть не разорвала толпа. Говорят, дескать, мы готовы, если что, оборонять только свое село, — поведал господин Зисельс. — Я им говорю: слушайте, вот соседнее с вами село, оттуда люди призываются как все, идут защищать Родину от агрессора , как вы потом с ними рядом жить будете, вы же одинаково живете, женитесь друг на друге, работаете, контрабандой вместе занимаетесь. Как вы им в глаза потом смотреть будете, когда они воевали, а вы отсиделись?!" По его мнению, румынское меньшинство стало жертвой адресной целевой антиукраинской пропаганды, распространяющейся в том числе через православные церкви Московского патриархата.

Не обошли на круглом столе стороной и проблемы самого крупного национального меньшинства Украины — русских. Представитель Европейского центра по правам меньшинств (ЕЦВМ) Александр Осипов д ля урегулирования ситуации и гармонизации межнациональных отношений в Украине в целом предложил несколько реформистских шагов:

1) Создание института омбудсмена по защите прав нацменьшинств, который бы занимался и русскими, и евреями, и крымскими татарами и т.д.

2) Оптимизация (не слишком раздувая штаты, но и не слишком сужая до ситуации доминирования одной из групп) традиционной модели советов по нацменьшинствам при органах госвласти, министерствах и пр ., с учетом специфической ситуации на юго-восток е .

3) Создание некоего аналога Саамских парламентов в Скандинавии ( Т о есть, в случае русских Украины создание, грубо говоря, Русского совета — консультационного органа нацменьшинства по примеру крымско-татарского Меджлиса) .

Подобный подход приветствуют и деятели русской эмиграции. Так, Владимир Басманов, один из создателей крупнейших русских организаций России — ДПНИ и ЭПО "Русские", в комментарии Delo.UA заявил, что "русским Украины нужен не просто консультационный орган, а то, что в свое время провозгласило украинское правительство при создании УНР ( во времен а Михаила Грушевского ) — каждое национальное меньшинство входит в свой национальный союз и выбирает свои органы самоуправления". При этом он оговаривается, что в органы национального самоуправления должны попадать только "лояльные у краин ской государственности люди, а не кучка прихлебателей в 10 человек". Это должен быть реально масштабный орган, охватывающий все этноменьшинство, с прозрачными выборами в его руководство, предлагает Басманов.

А главный редактор портала "Русский монитор" Федор Клименко полагает, что не следует ограничиваться только "Русским Меджлисом", и нужно идти дальше: "Н а первых порах необходим прежде всего орган, который представлял бы интересы русских по аналогии с к рымско-татарским Меджлисом. Создание такого органа было бы тем более важным, что подобного представительства русские не имеют ни в одной стране мира, включая собственно Российскую Федерацию, где русских юридически не существует". "В дальнейшем же, по словам Клименко, желательно создание русской парламент с кой партии, которая с одной стороны занимала бы патриотическую позицию по отношению к украинскому государству, выбивая почву из-под ног у любителей поспекулировать на русском языке и проблемах юго-востока, а с другой стороны — реально бы защищала интересы этой части населения на законодательном уровне.

В свою очередь главный редактор сайта русских Украины "Петр и Мазепа" Александр Нойнец предупреждает руководство СБУ о неверном понимании происходящих в РФ процессов. " Я, собственно, совершенно не понимаю, почему Андрей [Левус — заместитель директора СБУ, — Ред.] указывает в качестве порабощенных народов чеченцев. Насколько мне известно, это чеченцы и дагестанцы являются сегодня вполне лихими поработителями вплоть до буквального угона русских в рабство на территории РФ. Аналогично я не понимаю, почему буряты порабощены, и там вообще длинный список угнетенных путинским режимом народов, а русских в этом списке нет. С моей точки зрения, русских от путинского режима в РФ страдает больше всего, просто потому что их там арифметически больше всего. И странно этого не замечать", — указывает господин Нойнец у себя на странице в "Фэйсбуке".

Подводя итог дискуссии, можно констатировать, что модернизировать в Украине сегодня нужно не только межнациональную политику с учетом изменений в обществе, вызванных Майданом и войной на Донбассе, но и представления о России и русских. Ведь от решения русского вопроса, как ни крути, зависит не только будущее России, но и будущее Украины.