НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

Межнациональные противоречия в Украине сменились проблемой цивилизационного выбора

Проблемы нацменьшинств обсудили в офисе украинского омбудсмена представители диаспор и эксперты. Заинтересованные лица констатировали, что старые подходы к проблематике после начала войны на Донбассе себя исчерпали. Разбирался Алексей Барановский
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В понедельник в офисе Уполномоченного Верховной Рады по правам человека был презентован проект Европейского центра по правам меньшинств (ЕЦВМ) "Восточная программа партнерства: Национальные меньшинства и этнонациональные вопросы в Беларуси, Молдове и Украине". Планируется, что трехгодичный проект, финансируемый МИД Дании, стартует в феврале 2015 года и будет состоять из серии круглых столов, семинаров и тренингов для чиновников и специалистов в области межнациональных отношений трех стран. Как рассчитывают организаторы, реализация проекта поспособствует углублению процессов интеграции, гармонизации и всему такому прочему, на что обычно рассчитывают в подобных случаях. Однако все не так просто.

Начнем с того, что У полномоченный Кабмина по вопросам этнонациональной политики Геннадий Друзенко в своем выступлении поделился с собравшимися соображениями, что не только Украине есть чему поучиться у европейских коллег в плане интеграции нацменьшинств, но и скорее даже наоборот: "Находясь в некоторых кварталах в городах Германии или Франции, непонятно, где ты находишься — в Стамбуле или в Германии", — посетовал он. "В Украине же анклавов нет! Более того, национальные меньшинства у нас прекрасно интегрированы на всех уровнях, и в бизнесе, и во власти. Вот, скажем ,глава МВД Арсен Аваков — русскоязычный этнический армянин", — подчеркнул господин Друзенко, также напомнив, что в правительстве Украины есть и представители еврейского народа, однако не стал называть их имена. "А еще в Украине нет проявлений радикального исламизма", — завершил свою мысль правительственный уполномоченный.

С представителем Кабмина согласился Сергей Пономарев, начальник отдела по вопросам недискриминации секретариата Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. Он, в частности, отметил, что "интеграция меньшинств в Украине естественная, а не путем ассимиляции", что позволяет им сохранять свою национально-культурную самобытность. При этом господин Пономарев посетовал, что это все фактически происходит не благодаря, а вопреки деятельности государственных органов: "Нет единой стратегии межнациональной политики, различные министерства и ведомства, такие как Министерство культуры, Министерство образования и другие, предпринимают разрозненные усилия, нет госполитики в этой сфере в целом".

Представители диаспор были еще более критичны. Так, п редседатель правления Всеукраинской общественной организации "Диаспора чеченского народа" Салман Садаев заявил, что уполномоченные государственные чиновники "голоса нацменьшинств не слышат", и предложил возродить Госкомитет по делам национальностей.

Впрочем, не все эксперты согласны, что необходимо возрождение ведомства по делам нацменьшинств. Владимир Яворский, член правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека, пояснил Delo.UA: "По сути, этот Госкомитет и работает — его просто структурно переделали под департамент в Министерстве культуры, но ничего в нем не изменилось. Конечно, часть организаций это устраивает, так кто-то получает какие-то деньги на что-то. Но ощутимых результатов такой работы никто никогда не видит, и о них никто не знает".

По мнению господина Яворского, необходимо не создание специализированного ведомства, а профильного госагентства. "Госагентство только распределяет ресурсы, а министерство само делает много работы. Агентство распределяет и контролирует исполнение, но само ничего не может делать, чтобы не было конфликта интересов. П о крайней мере, именно по такой схеме работают в Европе. У нас же вы не найдете информации, сколько и кому ушло на реализацию политики в этой сфере", — объяснил эксперт.

Заместитель председателя Всеукраинского союза белорусов Александр Драгун проиллюстрировал положение дел с компетенцией чиновников в области нацменьшинств следующим примером: "Даже на сегодняшний круглый стол нам пришло приглашение на имя человека два года назад умершего, а ведь белорусы — крупнейшее после русских нацменьшинство Украины". Господин Драгун также подверг критике покинувшего вскоре после своего выступления мероприятие правительственного уполномоченного Геннадия Друзенко, заподозрив его в нежелании "услышать голос диаспор". По словам представителя белорусской диаспоры, белорусы Украины "не понимают, чем занимается этот чиновник и в чем суть его полномочий".

Иосиф Зисельс, вице-президент Всемирного еврейского конгресса и руководитель Конгресса национальных общин Украины, объединяющего 15 национальных групп, в своем выступлении напротив раскритиковал пассивность диаспор и старые подходы к проблематике в новых реалиях. "Нет проблем межнациональных отношений в прежнем виде, Майдан и война на востоке все изменили. В Украине нет межнационального или межконфессионального противостояния, и даже межъязыкового нет , есть только борьба за цивилизационный выбор, в какой стране жить — европейской или иной ", — подчеркнул господин Зисельс.

В качестве примера цивилизационного выбора Иосиф Зисельс привел 10-тысячное румынское село Красноильск Черновицкой области, которое он недавно посетил вместе с правительственным уполномоченным Друзенко. "В Красноильске не хотят отдавать детей в армию, нас с Друзенко там чуть не разорвала толпа. Говорят, дескать, мы готовы, если что, оборонять только свое село, — поведал господин Зисельс. — Я им говорю: слушайте, вот соседнее с вами село, оттуда люди призываются как все, идут защищать Родину от агрессора , как вы потом с ними рядом жить будете, вы же одинаково живете, женитесь друг на друге, работаете, контрабандой вместе занимаетесь. Как вы им в глаза потом смотреть будете, когда они воевали, а вы отсиделись?!" По его мнению, румынское меньшинство стало жертвой адресной целевой антиукраинской пропаганды, распространяющейся в том числе через православные церкви Московского патриархата.

Не обошли на круглом столе стороной и проблемы самого крупного национального меньшинства Украины — русских. Представитель Европейского центра по правам меньшинств (ЕЦВМ) Александр Осипов д ля урегулирования ситуации и гармонизации межнациональных отношений в Украине в целом предложил несколько реформистских шагов:

1) Создание института омбудсмена по защите прав нацменьшинств, который бы занимался и русскими, и евреями, и крымскими татарами и т.д.

2) Оптимизация (не слишком раздувая штаты, но и не слишком сужая до ситуации доминирования одной из групп) традиционной модели советов по нацменьшинствам при органах госвласти, министерствах и пр ., с учетом специфической ситуации на юго-восток е .

3) Создание некоего аналога Саамских парламентов в Скандинавии ( Т о есть, в случае русских Украины создание, грубо говоря, Русского совета — консультационного органа нацменьшинства по примеру крымско-татарского Меджлиса) .

Подобный подход приветствуют и деятели русской эмиграции. Так, Владимир Басманов, один из создателей крупнейших русских организаций России — ДПНИ и ЭПО "Русские", в комментарии Delo.UA заявил, что "русским Украины нужен не просто консультационный орган, а то, что в свое время провозгласило украинское правительство при создании УНР ( во времен а Михаила Грушевского ) — каждое национальное меньшинство входит в свой национальный союз и выбирает свои органы самоуправления". При этом он оговаривается, что в органы национального самоуправления должны попадать только "лояльные у краин ской государственности люди, а не кучка прихлебателей в 10 человек". Это должен быть реально масштабный орган, охватывающий все этноменьшинство, с прозрачными выборами в его руководство, предлагает Басманов.

А главный редактор портала "Русский монитор" Федор Клименко полагает, что не следует ограничиваться только "Русским Меджлисом", и нужно идти дальше: "Н а первых порах необходим прежде всего орган, который представлял бы интересы русских по аналогии с к рымско-татарским Меджлисом. Создание такого органа было бы тем более важным, что подобного представительства русские не имеют ни в одной стране мира, включая собственно Российскую Федерацию, где русских юридически не существует". "В дальнейшем же, по словам Клименко, желательно создание русской парламент с кой партии, которая с одной стороны занимала бы патриотическую позицию по отношению к украинскому государству, выбивая почву из-под ног у любителей поспекулировать на русском языке и проблемах юго-востока, а с другой стороны — реально бы защищала интересы этой части населения на законодательном уровне.

В свою очередь главный редактор сайта русских Украины "Петр и Мазепа" Александр Нойнец предупреждает руководство СБУ о неверном понимании происходящих в РФ процессов. " Я, собственно, совершенно не понимаю, почему Андрей [Левус — заместитель директора СБУ, — Ред.] указывает в качестве порабощенных народов чеченцев. Насколько мне известно, это чеченцы и дагестанцы являются сегодня вполне лихими поработителями вплоть до буквального угона русских в рабство на территории РФ. Аналогично я не понимаю, почему буряты порабощены, и там вообще длинный список угнетенных путинским режимом народов, а русских в этом списке нет. С моей точки зрения, русских от путинского режима в РФ страдает больше всего, просто потому что их там арифметически больше всего. И странно этого не замечать", — указывает господин Нойнец у себя на странице в "Фэйсбуке".

Подводя итог дискуссии, можно констатировать, что модернизировать в Украине сегодня нужно не только межнациональную политику с учетом изменений в обществе, вызванных Майданом и войной на Донбассе, но и представления о России и русских. Ведь от решения русского вопроса, как ни крути, зависит не только будущее России, но и будущее Украины.