- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Общество
- Дата публикации
Минздрав vs Тодуров: Есть ли злоупотребления в работе Института сердца
Уже вторую неделю продолжается скандал между Министерством здравоохранения Украины в лице и.о. министра Ульяны Супрун и директором государственного предприятия "Институт сердца Министерства здравоохранения Украины" Борисом Тодуровым. С чего все началось, почему Тодурова обвинили в коррупции во время закупок лекарств и какие новые обвинения выдвигает Минздрав против известного кардиохирурга?
С чего все началось?
Первого января на своей странице в Facebook кардиохирург, руководитель ГП "Институт сердца" Борис Тодуров опубликовал пост, в котором выдвинул против Минздрава сразу несколько обвинений.
Во-первых, кардиохирург обвинил профильное ведомство в провале закупок по программе сердечно-сосудистых заболеваний. "Программа по сердечно-сосудистым заболеваниям предусматривала закупку на 364 млн грн "скоропомощных" расходных материалов. Вы не провели эту закупку", — написал он.
Во-вторых, Тодуров заявил, что Минздрав блокирует работу Института сердца. По словам кардиохирурга, замминистра здравоохранения Александр Линчевский не подписывает важные документы. "Уже четвертый месяц он отказывает нам в открытии филиалов в Донецкой и Луганской областях, где население и военные вообще остались без кардиохирургической помощи", — рассказал Тодуров.
Были в сообщении и личные обвинения. Директор Института рака обвинил Супрун в отказе ему в программе "Искусственное сердце" (пересадка механического сердца).
Что ответил Минздрав?
В Министерстве здравоохранения связывают внезапные нападения на ведомство с ситуацией, что сложилась вокруг аккредитации Института сердца. "Атака на министерство началась несколько дней после того, как Главная аккредитационная комиссия Минздрава приняла решение о проведении аккредитации ГУ "Институт сердца". Подчеркиваем, что решение о проведении аккредитации возникало из-за установленных законодательством временных норм", — очертили ситуацию в министерстве и ответили на все выдвинутые обвинения.
В первую очередь, в ведомстве объяснили ситуацию вокруг закупок лекарств для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. В министерстве пояснили, что команда Ульяны Супрун пришла в августе 2016 года и обнаружила, что закупки остановлены еще в 2015 году и осуществлены лишь на 50%.
"Нам надо было завершить закупки 2015 года и запустить закупки по бюджету в 2016 году", — было сказано в сообщении на страницы Минздрава в Facebook. Несмотря на это, в период с декабря 2015 по ноябрь 2016 для Института сердца были доставлены медикаменты и медицинские изделия на сумму более 44 млн грн.
Отметим, что за средства, заложенные в бюджете 2016 года, все закупки сердечно-сосудистых препаратов проводят международные организации. "12 декабря 2016 был подписан окончательный договор с британским королевским агентством Crown Agents, которое ответственно за закупки по данному направлению на сумму 357,2 млн грн. Уже 28 декабря был объявлен первый тендер", — уточнили в Минздраве.
В государственном бюджете на 2017 год для Института сердца предусмотрено 141,6 млн грн на медикаменты (в том числе 10 млн дополнительных целевых средств, выделенных бюджетным комитетом Верховной Рады Украины) и дополнительные 40 млн грн на приобретение оборудования. Это при том, что руководство института в августе 2016 письмом к руководству Минздрава просило о дополнительных 16 млн грн.
По поводу "блокировки работы Института сердца", а именно открытия двух филиалов медучреждения в Донецкой и Луганской областях, в Минздраве пояснили, что действительно, письма ими были получены. Кроме того, они были переданы на обработку Медицинскому департаменту. Но дать заключения по ним очень сложно, поскольку ни одно из них не содержит финансовые расчеты, реальные потребности и не согласованы с органами местного самоуправления. В Минздраве объясняют, что в соответствии с Концепцией децентрализации в Украине подобные заведения находятся в подчинении соответствующих областных государственных администраций.
Также в Министерстве опровергли информацию об отказе в развитии программы "механического сердца". В доказательство ведомство представило письма от 01.09.2016 в Институт сердца (№ 10.2-13/10/1964-16/22726) и Кабинет министров Украины (№ 10.2-09/10/1964-16/22725) относительно дальнейшей реализации этой программы. В письме, которым располагает Delo.UA, указано, что в 2017 году на программу будет выделено 462 млн грн для закупки пяти механических сердец.
Масло в огонь: Внезапный факт №1
После разгоревшегося скандала в информационном пространстве всплыла информация о том, что руководство Института сердца закупало через систему Prozorro лекарства по завышенным ценам. В частности, речь идет о препарате "Цефопектан", который в 2016 году закупал Институт сердца.
Если разбирать каждую закупку отдельно, можно обнаружить, что Институт сердца приобрел указанный препарат производства фармацевтической компании "Борщаговский химико-фармацевтический завод" у одного и того же дистрибьютора ООО "Галафарм" по цене 107,54 грн за упаковку (1 закупка) и 108,52 грн (2 закупки).
В то же время Харьковский онкоцентр закупил те же лекарства за 66,21 грн, что на 38,8% ниже чем Институт сердца. А Национальный институт рака закупил аналогичные препараты у самого производителя по цене 62,18 грн за упаковку (меньше на 42,7%). Всего в системе Prozorro 16 тендеров на данный препарат.
Директор Института сердца опроверг все обвинения и объяснил логику таких действий. "Институт сердца является государственным предприятием и в своей деятельности руководствуется исключительно приказами Министерства здравоохранения. Один из таких приказов Минздрава от 26.08.2015 года зарегистрировал оптово-отпускную цену на "Цефопектам" в 92,20 грн. С учетом налогов (7% НДС) и торговой надбавки (10%) цена препарата достигает 108,52 грн. Процесс ценообразования определен постановлением Кабмина от 02.07.2014 года №240"О референтном ценообразовании на лекарства и изделия медицинского назначения, что закупаются за деньги государственного и местных бюджетов",— пояснил Тодуров.
В своем сообщении Тодуров акцентирует внимание на то, что учреждения подчиненные Минздраву должны закупать лекарства по ценам, которые не выше оптово-отпускных цен. Другими словами, любое медучреждение не должно закупать "Цефопектам" по цене выше 108,52 грн. Таким образом, по словам Тодурова, Институт не нарушил требования законодательства.
Delo.UA проанализировало указанный документ, который гласит, что цена, если брать конкретный случай с "Цефопектан", не может превышать 108,52 грн. Однако это не значит, что она не может быть меньше. Примеры других клиник это показывают.
Новый факт №2
Подогревают интерес к скандалу и новые факты. В частности, Минздрав опубликовал сведения о филиале Института сердца в Северодонецке. А именно о его неправомерном открытии. "Несмотря на отсутствие согласования на открытие филиала в Луганской области, 26.12.2016 на официальном сайте Института сердца появилась новость об открытии филиала в Северодонецке, которую позже убрали с сайта. Если этот факт подтвердится — речь идет о прямом нарушении устава Института сердца", — говорят в Минздраве.
В СМИ была новость об открытии филиала Института сердца на базе Северодонецкой городской многопрофильной больницы.
На фото Борис Тодуров и руководитель Луганской областной военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз открывают филиал Института сердца в Северодонецке. Источник: Портал Остров
Также в ведомстве предоставили документы, которые свидетельствуют, что возможный филиал (ООО "Альфа-медика") Института сердца провел две операции, а местный бюджет заплатил ему более 49 тыс. грн за 1 процедуру. "В то же время стоимость данной услуги за "Формулой расчета затрат для обеспечения лечения 1-го больного" при закупках 2015 составляла от 10 до 17 тыс. гривень в зависимости от типа медизделия", — говорится в сообщении.
Интересную деталь обнаружило Delo.UA. По данным YouСontrol, указанная фирма (ООО "Альфа-медика") находится в частной собственности и размещена в Киеве по адресу ул. Брастиславская, 5-А. По этому же адресу находится и Институт сердца. Собственником фирмы указан Игорь Герасимчук, который также владеет рядом активов, связанных с фармотраслью.
На данный момент Борис Тодуров не ответил на обвинения со стороны Минздрава.
Скандал вокруг Института сердца — яркий пример отсутствия прозрачности в работе системы здравоохранения в Украине. Медотрасль всеми силами противится изменениям и реформам. С другой стороны, факт открытия филиала государственного института в обход профильного ведомства вызывает вопросы относительно способности Минздрава контролировать подотчетные ему учреждения.