Мнение: Республика Украина: задачи для нового президента

Какие решения нужно принять новому президенту в первые 100 дней его каденции. Сегодня «ДЕЛО» публикует советы известного политика, академика Владимира Горбулина

Украинский народ определился с кандидатурой главы государства. И хотя на протяжении кампании активнее всего обсуждались экономические и социальные проблемы, мы на самом деле избирали верховного главнокомандующего и руководителя украинской внешней политики и политики безопасности. Ведь именно такие полномочия предоставляет президенту действующая Конституция.

Внешняя политика: много не обещать

Наследство будущий глава государства  получает весьма непростое и противоречивое. И очень важно, чтобы его каденция началась не с довольно неуместных в нынешней ситуации пышных торжеств, пира победителей, а с осуществления неотложных мероприятий, план которых победитель, надеюсь, имеет. По моему мнению, во внешней политике речь должна идти прежде всего об изменении атмосферы в отношениях с Российской Федерацией. Тем более против этого ничего не имеют и в Кремле, о чем свидетельствует приезд нового посла РФ в Киев. Не убежден, что новому Президенту удастся кардинально улучшить отношения с Москвой:  слишком уже противоречивы интересы сторон, но отойти от опасной точки необходимо.

В отношениях с ЕС, остающихся стратегическим направлением политики Киева, приоритет следует отдавать решению практических вопросов, а не шумным заявлениям и декларациям о цивилизационном выборе и общих ценностях. Кропотливая и последовательная работа и малые, но реальные успехи, решающие проблемы наших граждан и предприятий, докажут преданность Украинского государства европейским идеалам намного верней и надежнее, чем докучливый шум, давно уже всем надоевший как в Киеве, так и в Брюсселе. Именно на это должно быть направлено Соглашение об ассоциации, отрабатываемое ныне.

Евроатлантическая интеграция должна оставаться ключевым направлением нашей политики. Но и здесь следует концентрироваться не так на символах и обещаниях, как на развитии практического взаимодействия и внедрении соответствующих принципов и стандартов во всех сферах общественной жизни. Нелишним будет еще раз подчеркнуть: выполнение Национальной годичной программы нужно не Альянсу — НАТО как-то прожил без Украины 60 лет и, даст Бог, еще проживет, — а нам самим.

США — ведущая сверхдержава современности, и пренебрегать развитием отношений с Вашингтоном не может себе позволить ни один ответственный украинский лидер. Здесь важнее всего обеспечить преемственность и последовательность курса, реализуемого Киевом последние 15 лет. Отношения с соседями — Польшей, Румынией, Турцией, Беларусью, Венгрией и Словакией — должны развиваться по восходящей. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы эти отношения стали козлом отпущения в целях традиционно извилистой внутренней политики нашего государства. Украина должна во внешней политике говорить одним голосом, и, что важно, не обещать неосуществимое, а пообещав, выполнять. Не стараться понравиться, а жестко, хотя и вежливо, отстаивать свои интересы. Элементарные правила, но их выполнение повысит доверие и уважение к Киеву и в Брюсселе, и в Москве, и в Вашингтоне. Однако сделать все это невозможно без решения внутриполитических задач главы государства. И первой и ведущей из них, несомненно, является обеспечение дееспособности институтов власти.

Кадры решают все

Здесь многое будет зависеть от того, что станет руководящим принципом кадровой политики нового президента: профессионализм и патриотизм или же личная и политическая преданность. Печальный опыт предыдущей каденции достаточно доходчиво пояснил: удовлетворение кадровых аппетитов победившей команды — вернейший рецепт политического самоубийства, прямой путь в политическое небытие. Тем паче, амплуа kings makerа и государственного деятеля очень редко совмещаются в одном человеке. Об этом не следует забывать даже при жестком и настойчивом давлении. Стоит отметить: необходимо как можно скорее отказаться от политического принципа назначения на должности в органах исполнительной власти. И это касается прежде всего органов сектора безопасности, где политизация не только угрожает неэффективностью, но и может быстро привести к разрушительному конфликту и даже кровопролитию.

Давно уже ключевая, но ныне уже и перезревшая судебная реформа... Без честного, неподкупного и справедливого суда, доступного для населения, невозможно вообразить не только надежную защиту конституционных прав человека, но и поступательное экономическое развитие. Непосредственно с этим связан процесс оформления прав собственности — ключевое условие такого прогресса. Не следует забывать и о необходимом, но далеко недостаточном требовании — эффективной борьбе с коррупцией. Тем более правовые основы для усиления такой борьбы уже заложены летом 2009 года. Военная реформа и реформирование органов сектора безопасности должны быть обеспечены финансово, а их откладывание и затягивание лишь повышают общественную цену мероприятий, которые все равно будут осуществлены рано или поздно.

Сорвать резьбу несложно

После бурных 2000-х общество переживает глубокую фрустрацию, которая неизбежно углубится уже в ближайшие месяцы. Новый президент не сможет исполнить многое из обещанного, что в кризисных условиях, увы, неизбежно. И потому лозунгом и критерием внутренней политики должен стать принцип Гиппократа «не навреди». Сорвать резьбу — несложно, а вот починить сломанный механизм может не хватить никаких сил и ресурсов. Все наиболее противоречивые положения предвыборных программ должны уйти в прошлое. И здесь напомню об опыте 1990-х годов. Вообще, ситуация во многом напоминает 1994-й. И было бы весьма правильно, если бы победитель обратился к опыту первого срока президента Леонида Кучмы, проанализировал его успехи и поражения.

И последнее. Хочу вернуться к заголовку моей статьи: «Республика Украина: задача для нового президента». Ударение здесь я бы поставил на слове «республика», означающем на латыни «общее дело». Убежден, что успех будет ждать нас тогда и только тогда, когда осознаем Украину таким общим делом, результат которого будет зависеть от взноса каждого из нас. И ключевым отличием роли президента от роли других граждан является принципиально более высокий уровень ответственности. Не больше, но и не меньше. Именно об этом не следует забывать победителю, так как такая амнезия очень дорого стоила многим политическим деятелям как в украинской, так и мировой истории.

Владимир ГОРБУЛИН

профессор, академик Национальной академии наук, директор Института проблем национальной безопасности при СНБО Украины