- Категория
- Политика
- Дата публикации
После демаркации Украина может потерять часть морской территории
Вчера министры иностранных дел Украины и России Константин Грищенко и Сергей Лавров подписали соглашение о демаркации (установлении границы на местности) украинско-российского сухопутного кордона. Это главный документ, подписанный во время визита в Киев президента России Дмитрия Медведева. Благодаря политическому решению, которое страны не могли согласовать свыше десяти лет, начнется последний этап формализации межгосударственной границы на сухопутном участке — установление пограничных знаков.
Вместе с тем заключенная договоренность будет иметь еще одно серьезное последствие: Украина, вероятнее всего, откажется от своего требования — сохранить водную границу в Азовском море и Керченском проливе по линии административного деления между союзными республиками во времена СССР. Уверенность в этом «ДЕЛУ» высказала эксперт по вопросам международной безопасности Галина Яворская.
По ее словам, вопросы демаркации сухопутной границы (установления границы на местности) и делимитации водного кордона (установления границы на карте) две страны всегда рассматривали неразрывно. «Если есть соглашение о демаркации сухопутной границы, значит, есть договоренность и по делимитации водной границы, — говорит эксперт. — А эта договоренность возможна только в одном случае — если Украина откажется от своего главного козыря на переговорах: сохранения границы по линии административного деления между республиками в Советском Союзе».
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЯворская подытожила: если Россия согласилась на демаркацию, это означает, что Украина согласилась на российский вариант прохождения границы в Азовском море и Керченском проливе, который сместит рубежи на запад — ближе к Украине.
Модифицированное море
Экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко подтвердил «ДЕЛУ», что проведение водной границы в Азовском море и Керченском проливе на основе административного деления между РСФСР и УССР было ключевым требованием Украины на всех раундах переговоров двух государств. В таком случае приблизительно 2/3 акватории Азовского моря находилось бы под юрисдикцией Украины, как и судоходный Керчь-Еникальский канал Керченского пролива, открывающий путь к Азову. Взамен Киев был готов идти на ряд уступок по вопросам судоходства (бесплатное прохождение российских судов через канал), экологической безопасности, использования пролива оборонными ведомствами и так далее. Однако Россия полностью отвергает такой принцип деления. «Российская Федерация не может согласиться с тем, чтобы Украина контролировала канал», — констатирует Огрызко.
По словам эксперта Галины Яворской, российская сторона настаивает, что законодательство СССР не предусматривало разграничения внутренних вод и, соответственно, административная граница по воде не проходила. Отсюда предложение Кремля: провести границу по так называемой модифицированной срединной линии. Эта линия базируется на основе равного удаления от берегов двух стран, но при этом учитывает острова, геологические структуры и прочее. Для Украины это означает существенное смещение водной границы с Россией на запад от линии административного деления между бывшими союзными республиками. При этом водораздел Азовского моря и Керченского пролива сместится как по воде, так и по дну — это означает, что в пользу Москвы изменится доступ стран к залежам нефти и газа.
Стоит отметить, что по такому же принципу ранее была проведена делимитация границы между Россией и Казахстаном в Каспийском море. Как сказано в аналитической статье российского Института государства и права, этот принцип позволил существенно увеличить ресурсный потенциал российской зоны недропользования, «поскольку дает право ссылаться на особые обстоятельства, а также приводить аргументы и доводы, обосновывающие принадлежность одной из сторон дна водоема, его отдельных районов, открытых или разрабатываемых месторождений, выходящих за срединную линию».
Азовское море — ворота в Европу
Украина ранее занимала жесткую позицию и отказывалась на переговорах от самой возможности модифицировать срединную линию. Однако после подписания соглашения о демаркации сухопутной границы, по мнению Яворской, такой ход событий становится одним из наиболее вероятных.
По словам еще одного представителя парламентского комитета по иностранным делам Андрея Парубия, без демаркации и делимитации Украине не стоит надеяться на введение безвизового режима с Евросоюзом, о котором ранее заявляли президент Виктор Янукович и Министерство иностранных дел.
В настоящее время Керчь-Еникальский канал находится на балансе Керченского морского торгового порта. Лоцманскую проводку судов осуществляет госпредприятие «Дельта-Лоцман». Общий доход от использования иностранными кораблями канала составляет $80-100 млн.
[ Увеличить]