- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Можно ли побороть налоговые ямы с помощью НДС-счетов
Каждое публичное выступление представителей Министерства финансов и Государственной фискальной службы на тему электронного администрирования налога на добавленную стоимость начинается с того, что НДС — самый коррумпированный налог, который чаще всего используется для махинаций. Именно поэтому налоговики проверяют уплату НДС чаще всего.
"В связи с этим, дабы уменьшить количество проверок, было решено разработать систему, которая сделает невозможным наращивание фиктивного кредита и коррупцию", — с этой речи Нели Приваловой, директора департамента методологической работы ГФС, начался форум гражданских организаций, посвященный реформе администрирования НДС.
Было много сказано о том, что система НДС-счетов приведет к потерям для бизнеса. Но означает ли это, что взамен государство одержит победу над махинациями?
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaУправляющий партнер Аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" Елена Макеева, одна из немногих поборниц новшества, предложила просто посмотреть кто за, а кто против, и сделать выводы. По ее наблюдениям, крупный белый бизнес поддерживает НДС-счета, а малый — не поддерживает, и то исключительно из страха. Ну и уклонисты, конечно, тоже против.
Однако наблюдения показывают: представители МСБ не одобряют реформу, но далеко не все они испытывают страх. И что интересно: относительно спокойны как раз те, кто всегда более тщательно относился к налоговому планированию. Они не поддерживают идею, так как не считают, что затраченные на ее воплощение усилия (как со стороны бизнеса, так и со стороны государства) оправдаются. То есть, электронное администрирование всех напряжет, а махинации так никуда и не денутся.
Живучие схемы
Схемы, которые используются для получения кредита по НДС, стандартны, и почти все они останутся неуязвимыми при введении НДС-счетов. Ольга Богданова, замглавы комитета по налоговым вопросам ТПП Украины, приводит в пример схемы нетипичного экспорта.
Допустим, есть некая компания, условно предоставляющая услуги по маркетингу. Услуги она создает, соответственно, не имеет налогового кредита. Чтобы получить его, компания обращается в налоговую яму, которая находит продавца неучтенки и реального покупателя-нерезидента. Маркетинговая компания приобретает товар и продает за границу, а НДС перекрывается.
Остаются и сельскохозяйственные схемы. Поскольку сельхозпроизводитель получает себе НДС на спецсчет, очень важно сгенерировать максимальную наценку на селхозпредприятии. То есть, он продает не за 1000, а за 1400, создает завышенное обязательство, которое в бюджет не платит, а возвращает себе на сельхозсчет. При этом агротрейдер делает очень маленькую наценку, соответственно, занижает обязательство по НДС и налогооблагаемой суммы по прибыли. Сельскохозяйственным схемам электронное администрирование тоже не навредит, уверена Ольга Богданова.
Есть еще схема, которая совершенно не предполагает явный налоговый кредит. "Например, есть налоговая яма. Налоговая яма по схеме сельского хозяйства покупает семена. Есть документы, есть налоговый кредит, все живое, все белое. А продает эта налоговая яма уже ткани. Своему клиенту-выгодоприобретателю или транзитеру. То есть, фактически, она покупает одно, а продает другое. Но и налоговый кредит, и обязательства, даже если обосновывать их в суде, будут совершенно нормальными. С электронным администрированием НДС это тоже все будет работать", — рассказывает Богданова.
Как махинации с НДС победили в других странах
Если вкратце, то никак. Проблемы с администрированием НДС возникают у любой страны, даже в Евросоюзе, уверяет Рустам Вахитов, партнер International Tax Associates. В ЕС есть и фирмы-однодневки, и намеренное банкротство, и экспортные карусели.
По его словам, недавно проводился мониторинг, который показал, что общих бюджет стран ЕС недобирает 15% НДС за счет разного рода махинаций. При этом если Финляндия и Люксембург недособрали по 5%, то Румыния — 44%, что даже больше, чем в Украине. При этом эксперимент с введением НДС-счетов был введен только в Болгарии, и то он был отменен в 2007 году, когда страна вступила в ЕС — система была не совсем удобна с точки зрения внутриевропейского движения товаров и услуг.
Почему же нигде в Европе нет такой системы? Потому что НДС-счета не спасают от карусельных схем и бессильны против лжеэкспорта.
Простым методом противостояния налоговым ямам в Евросоюзе является контроль за регистрацией плательщиков НДС. "Если клиент относится к группе риска (например, управляется нерезидентом или социально неблагополучным клиентом), налоговый орган просто не выдаст НДС регистрацию. Далеко не все могут находиться в системе НДС, для этого необходимо показывать, что бизнес реально работает. Если компания регулярно запрашивает возмещение — регистрацию отменяют. Никто не может долго работать, не создавая добавленной стоимости", — поясняет Вахитов.
С этой же целью Еврокомиссия внесла в директиву об НДС изменения, которые предусматривают уплату налога по местонахождению покупателя. Любая европейская компания должна либо стянуть НДС, либо запросить номер НДС-регистрации клиента. Если будут несоответствия, налоговая отреагирует сразу.
Кроме того, в Европе функционирует достаточно прозрачная система обмена информацией. "Купил в Швейцарии дорогие часы, заявил на возмещение НДС при экспорте — в Австрии в аэропорту тебя уже будут ждать таможенники", — рассказывает Рустам Вахитов. Если говорить о стандартных НДС-накладных, обмен информации происходит автоматически.
Сергей Терехин, экс-министр экономики и экс-нардеп (автор и соавтор многих налоговых законов), обращает внимание на реверсивный метод уплаты НДС, который применяется в Великобритании, а также для некоторых отраслей в Прибалтике. Суть в том, что плательщиком выступает не продавец, а покупатель. Таким образом, механизм зачета НДС не применяется — всю сумму налога выплачивает последний в цепочке перед конечным потребителем поставщик. Если производитель продает поставщику-плательщику НДС товар, который в свою очередь также перепродает его, то поставщики освобождаются от уплаты НДС. Если же конечный потребитель товара — неплательщик НДС, то его поставщик платит всю сумму НДС в бюджет. В случае, если товар впоследствии экспортируется, то экспортер просто освобождается от уплаты НДС. Это позволяет избежать наращивания фиктивного НДС-кредита при лжеэкспорте.
"В Европе с генерированием фиктивного НДС-кредита борются административными мерами, в Китае за подделку счета-фактуры светит смертная казнь — все решают проблемы по-разному. Но НДС-счета нигде не видятся эффективным методом борьбы с мошенничеством. Если бы это была интересная и полезная идея, она бы использовалась где-то еще, кроме Азербайджана, экономика которого опирается на экспорт энергоносителей", — подытожил Вахитов.
Что можно сделать, не травмируя белый бизнес
"Может быть проблема не в бизнесе, а в коррумпированных чиновниках? — предполагает Ольга Богданова. — Может, стоит ликвидировать все надзорные и контролирующие органы? Их проверки — фуфло, и если этого фуфла не будет, ничего плохого не случится".
Бизнес напоминает: не ГФС ли допустила создание и расцвет налоговых ям? В ответ Неля Привалова посетовала, что плательщиков НДС сейчас регистрирует не налоговая, а регистрационная служба. В фискальной службе получают электронный пакет документов и не имеют права отказать в регистрации. Это юридически снимает ответственность с налоговиков за все те фиктивные предприятия, которые они зарегистрировали. Поэтому стоит ввести персональную криминальную ответственность за мошенничество. "Если налоговая яма существует в каком-то районе и ее покрывает налоговый инспектор этого района, он должен отвечать", — уверена Богданова.
Но этого, конечно, недостаточно. Поэтому в ходе форума, на котором собралось в общей сложности около 500 предпринимателей, бухгалтеров, аудиторов и консультантов, было озвучено очень много альтернативных предложений.
1. Ввести кодировку для внутренних товаров, аналогичную кодировке ВЭД, но укрупнить группы. В таком случае, если кто-то купил семена, а продает услуги бухучета, система автоматически будет это видеть.
2. Упростить администрирование путем отмены лишних документов, таких как акты выполненных работ, приходные, расходные накладные, и оставить только налоговую накладную. В большинстве европейских стран используются такс-инвойсы (фактура VAT). В ст. 226 директивы 212 определены реквизиты для такого налогового документа — это как наша накладная, только она еще содержит данные о дате составления, дате отгрузки и дате оплаты. Момент начисления НДС происходит в момент реализации товаров, работ или услуг за исключением тех случаев, когда оплата была произведена ранее.
3. Снизить пороговую сумму для налоговых накладных, подлежащих обязательной регистрации (сейчас она составляет 10 тыс. гривень). Технические проблемы с тотальной регистрацией накладных есть, но к ней нужно стремиться.
4. Ввести обязательную регистрацию накладных в случае продажи неплательщикам НДС. Это действенный механизм в схемах с импортерами. Если среди покупателей 10 СПДшников, контролирующим органам достаточно один раз выехать к этим СПДшникам, чтобы понять — они стоят на базаре, или просто числятся в бухгалтерской документации.
5. Тотальная подача электронных деклараций позволит быстрее проводить мониторинг.
6. Запустить электронный кабинет налогоплательщика (проект уже отработан "папередниками"), предоставить предпринимателям доступ к информации о начислении налога, состоянии расчетов. Позволить в электронном виде не только подавать отчетность, но и совершать расчеты и получать данные о несоответствиях.
Никто не выступает за сохранение статуса-кво. Бизнес декларирует готовность поддержать реформирование НДС, но как заметил нардеп "Народного Фронта" и налоговый эксперт Александр Кирш, "налоговые ямы нужно уничтожать, а не засыпать их чистыми плательщиками НДС".