- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
На грани срыва: Почему медреформа может остаться лишь на бумаге
Чуть больше недели назад Верховная Рада голосовала за два законопроекта по медреформе. В частности был принят законопроект № 6327"О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств".
А № 6604"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно обеспечения государственных финансовых гарантий оказания медицинских услуг и лекарственных средств" был принят в первом чтении. У депутатов с момента голосования есть две недели, чтобы внести свои предложения в проект закона №6604. После этого законопроект должен пройти бюджетный комитет и быть подан в ВР.
В лучшем случае его рассмотрят 7 ноября. Самый крайний срок его рассмотрения — голосование за госбюджет 2018 года и желательно до конца 2017 года.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман радуется принятым законопроектам Источник: rada.gov.ua
За что проголосовали депутаты?
Проголосованный законопроект №6327 меняет суть медицинской системы Украины. Именно этот документ создает новые правила игры для медиков и пациентов на всех уровнях медицины: экстренная помощь (резкое ухудшение состояния здоровья, сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит, почечная недостаточность, воспаление легких и т.д.), первичная помощь (семейные врачи, терапевты, педиатры), паллиативная помощь (прежде всего — адекватное обезболивание), вторичная (лечение у узких специалистов) и на третичном уровне (сложные операции и экспериментальное лечение).
Напомним, что внедрение реформы начнется с первичного звена, предположительно с 2018 года. С 2020 года Минздрав хочет реформировать всю систему медицины.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Баталии вокруг медреформы: как будут реформировать систему здравоохранения в Украине
Какую реформу предлагал Минздрав?
Суть реформы — перейти от финансирования койко-места на оплату за количество предоставленных услуг врачом. Именно принцип оплаты услуг, предоставленных пациенту, уже четвертый год в Украине называю "деньги ходят за пациентом". Но как именно они должны "ходить" за нами?
В предлагаемом Минздравом законопроекте №6327 в первую очередь вводятся новые понятия для украинской медицины, необходимые для перехода на новую систему. Такие как страховой случай, страховик, тариф, государственный гарантированный пакет, поставщик медицинских услуг. Это и есть та самая основа для страховой медицины в Украине.
Следующий шаг Минздрава — создать Национальную службу здоровья, которая должна выполнять роль "государственного страховщика". Принцип работы — ведомство оплачивает больницам и работающим как отдельное физлицо врачам деньги только за предоставленные услуги и лекарства.
На каждую медицинскую услугу будет введен тариф.
Простой пример формирования бюджета любого медзаведения. Если больница отчиталась, что за месяц было проведено 10 операций по тарифу в 1000 грн, то бюджет медучреждения — 10 тыс. грн. Контроль за отчетностью больниц и качеством предоставленных услуг ложится на плечи Нацслужбы здоровья.
В изначальной редакции законопроекта был прописан следующий государственный гарантированный пакет, то есть те услуги, на которые пациент может претендовать абсолютно бесплатно. Это услуги экстренной, первичной и паллиативной медицинской помощи. Услуги вторичной и третичной должны были оплачиваться государством частично.
Также Минздрав изначально предлагал ввести понятие сооплаты — совместной оплаты государства и пациента за предоставляемую услугу.
Немаловажным пунктом в предлагаемом законопроекте было и введение международных протоколов лечения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Реформа по плану: Продолжат ли украинцы в 2017 году лечиться за свой счет
В таком виде законопроект попал в ВР в июне. Голосование за него не было сложным, депутаты поддержали законопроект только при условии внесения пакета правок ко второму чтению. В итоге депутаты передали Минздраву 886 своих замечаний и предложений. Как рассказывает заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк, такое количество правок их ничуть не испугало, ведь оригинальных предложений в них было всего 4, но некоторые из них существенно меняли реформу.
Какие правки внесли в ЗП №6327 во втором чтении?
Первая правка от депутатов — убрать принцип сооплаты. Основной аргумент от народных избранников: "Медицина в Украине должна быть бесплатной, человек не должен за нее платить самостоятельно". Этот пункт был полностью извлечен из законопроекта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как изменится медицина после голосования в Верховной Раде — интервью замминистра Ковтонюка
Также депутаты настояли на расширении перечня услуг, которые бы оплачивались государством в 100% объеме. Принятый законопроект определяет, что государство гарантирует оплату услуг и лекарств, связанных с:
- первичная помощь (семейные врачи, терапевты, педиатры);
- экстренная помощь (резкое ухудшение состояния здоровья, сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит, почечная недостаточность, воспаление легких и т.д.);
- паллиативная помощь (прежде всего — адекватное обезболивание);
- лечение у узких специалистов (вторичка и третичка) по направлению семейного врача и плановое лечение в рамках программы медицинских гарантий.
К примеру, государство может заказать у больниц и оплатить только 100 пересадок почек, то есть сделать 101 операцию больницы не сможет. Пациенты должны будут стоять в очереди до следующего года. Или не ждать своей очереди на бесплатную пересадку и выбрать любой другой формат лечения. Уехать лечиться заграницу или лечиться у частников за свои деньги.
Из-за ухода от принципа сооплаты, пациенты, которые обращаются в частные клиники, не смогут получить из госбюджета даже частично компенсацию за свое лечение. В теории, частная клиника может заключить договор с Нацслужбой здоровья, однако в реальности ни одна частная клиника не согласится на уровень оплаты, предлагаемой государством.
Количество услуг на всех уровнях медицины Минздрав каждый год будет определять в ручном порядке, и он напрямую будет зависеть от объема госбюджета на медицину.
Также депутаты отказались от международных протоколов, опираясь на то, что в Украине действуют свои протоколы лечения. В свою очередь Минздрав предвидел такое развитие ситуаций и продумал запасной план. "Хоть международные протоколы и были вычеркнуты из законопроекта, мы введем их через подзаконные акты", — рассказал в интервью Delo. UA заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк.
Еще одна правка — урезание контрольных функций Нацслужбы здоровья. По сути за новым ведомством остается право следить только за количеством заказанных услуг и их оплатой. Также вводится контроль, собственно, за новым ведомством. А вот контроль за качеством медицинских услуг передается Минздраву.
Руководство Минздрава и Владимир Гройсман, Источник: rada.gov.ua
Почему без ЗП №6604 нет реформы?
Рассмотренный выше законопроект №6327 определяет, как будет работать медицинская система, и определяет общие принципы ее финансирования. Но никак не меняет ее систему финансирования. Как раз за эту часть отвечает второй законопроект под номером 6604, который вносит правки в Бюджетный кодекс Украины.
Отметим, что это уже второй поданный документ. Предыдущий №6329 был завален на первом голосовании по медреформе. Почти сразу Минздрав подал новый №6604, который и был проголосован в первом чтении, и снова с правками депутатов.
Что меняет законопроект? Для понимания предлагаемых изменений в Бюджетный кодекс необходимо знать, как сейчас финансируется медицина. А происходит это следующим образом. Уже третий год подряд медицинские расходы на экстренную, первичную, вторичную и третичную медицину идут через местные субвенции. Каждый регион получает финансирование в зависимости от количества жителей в нем. После местные власти распределяют их по больницам, в зависимости от коечного фонда больницы или приписанного в ней населения.
После реформы функции распределения бюджетных денег по больницам станет выполнять Национальная служба здоровья, а объем финансирования будет формироваться по количеству предоставленных услуг. Поэтому в бюджете должна появиться строка, которая предполагала бы финансирование как работы самого ведомства, так и деньги на медуслуги.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Во сколько Украине обойдется реформа здравоохранения в 2018 году
Касательно этого механизма депутаты подали правку. Она заключается в том, чтобы оставить больницам и врачам первичной помощи субвенции в небольших количествах наряду с финансирование через Нацслужбу. По мнению народных избранников, такой механизм смягчит переход от одной системы финансирования к другой. По сути с 2018 года по 2020 у больниц останется выбор — работать с Нацслужбой здоровья или остаться на субвенциях. Но в Минздраве уже отмечают, что денег на субвенцию для первички в 2018 будет заложено на минимальном уровне, так, чтобы хватило на содержание больниц. А через 2 года после старта реформы эта статья расходов пропадает вовсе.
Еще одна депутатская правка перекочует в данный ЗП с альтернативного документа № 6604-1 авторства Виктора Пинзеника. "Правка заключается в том, что в тариф на медицинскую услугу будут входить и коммунальные платежи. Государство прекратит оплачивать коммуналку за коммунальные больницы, они будут делать это самостоятельно из полученного бюджета. Это относится и ко всем расходным материалам для больницы, которые сейчас оплачиваются из местных субвенций", — рассказывает Павел Ковтонюк.
Но напомним, что это далеко не последние правки в законопроект, и "сражение" за №6604, а так и за судьбу всей реформы, еще предстоит.