НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Нация лентяев: почему в Украине эффективность рынка труда находится между Филиппинами и Пакистаном

Одним из ключевых факторов производства является труд. Очевидно, что уровень развития рынка рабочей силы напрямую влияет на конкурентоспособность страны. В Индексе глобальной конкурентоспособности (ИГК), который ежегодно рассчитывается Всемирным экономическим форумом, одна из двенадцати составляющих индекса называется "Эффективность рынка труда"

Эффективность рынка труда Всемирный экономический форум (ВЭФ) предлагает оценивать на основе десяти показателей. Почти все из них определяются на основе ежегодного глобального опроса руководителей бизнеса, который проводит ВЭФ, за исключением двух: издержки, связанные с увольнением (берется из исследования Мирового банка Doing Business) и доли женщин в рабочей силе (статистические данные).

По показателям этой колонны ИГК нельзя дать однозначную характеристику украинскому рынку труда. С одной стороны, у страны традиционно неплохие оценки в той части показателей, которые характеризуют возможности работодателей (наем и увольнение, оплата труда) и во многом определены действующим законодательством, которое в большей мере отражает интересы работодателей, нежели работников. С другой, у Украины одни из худших значений в мире по показателям, характеризующим отношение к талантам и профессионалам. Ну, и хуже всего обстоят дела с тем, как стимулирует отечественное налогообложение желание работать в принципе. По этому показателю Украина 135-я в списке 144 стран планеты.

Оценки и места показателей "Эффективности рынка труда" для Украины в ИГК-2014

Показатель Балл/Оценка Место
7. Эффективность рынка труда 4,1 80
7.01 Сотрудничество в отношениях "работник — работодатель" 3,8 119
7.02 Гибкость при установлении заработной платы 4,9 77
7.03 Практика найма и увольнения 3,9 64
7.04 Издержки, связанные с увольнением (недель зарплаты) 13 57
7.05 Влияние налогообложения на желание работать 2,6 135
7.06 Оплата труда и производительность 4,5 31
7.07 Ставка на профессиональное управление 3,5 115
7.08 Способность удерживать таланты 2,3 132
7.09 Способность привлекать таланты 2,3 130
7.10 Участие женщин в рабочей силе (от уровня мужчин) 0,85 52

Эффективность рынка труда Украины стремительно падает. Еще в 2009 году страна занимала 49-е место по этому показателю, а в 2013-м — оказалась на 84-й позиции (сегодня — 80-е место). Существенно упали балльные оценки нашего рынка рабочей силы (с 4,6 балла в 2009 году до 4,1 в 2014-м), что означает, что рынок труда перестал быть конкурентным преимуществом Украины.

Такая динамика свойственна всему постсоциалистическому миру. К примеру, схожую динамику можно наблюдать у Польши и Грузии.

Судя по отчетам Всемирного экономического форума, наша страна постепенно деградирует по ряду показателей. Прежде всего — в сфере отношений "работник-работодатель". Кодекс законов о труде сохранил в себе практически все социалистические черты и морально устарел, не соответствуя текущим рыночным реалиям. Проект Трудового кодекса парламент пытается принять уже десяток лет, однако то и дело натыкается на желание различных политсил порадеть за интересы работающих избирателей, которые были тщательно прописаны в советском законодательстве.

В силу этого, а также высокой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда рынок рабочей силы в Украине за годы независимости на самом деле стал менее регламентированным и более неформальным. В частности, официальная заработная плата не показывает реальных тенденций на рынке (по оценкам кадровых агентств, истинная оплата труда в 1,5-2 раза выше, чем указывается в ведомостях). Многие компании предпочитают платить работникам минимальную заработную плату, доплачивая остальное в "конвертах", что выводит права наемной рабочей силы из-под сферы действия социалистических законов. Кроме того, уровень официально зарегистрированной безработицы в стране в 7-8 раз ниже той, которая определяется Международной организацией труда.

При этом динамика оплаты труда в целом соответствует оценкам производительности рабочей силы в Украине. Все последние годы показатель "Оплата труда и производительность" для Украины оценивается на уровне около 4,5 баллов по 7-балльной шкале. В целом с 1991 года производительность труда в Украине не выросла, сохранившись на уровне около $20 тыс. в год. За годы независимости удалось лишь преодолеть шоковый спад производительности труда в первой половине 90-х (тогда она падала до $10 тыс. в год). Важно учесть, что такая оценка дается по паритету покупательной способности (ППС), что в случае Украины будет существенно выше оценок в номинальных долларах (примерно в 2,5 раза).

Учет производительности труда в долларах по ППС позволяет сравнить этот показатель для Украины с другими странами. Оценки неутешительны: соседями Украины в таком списке являются Нигерия, Филиппины, Пакистан, Армения, Грузия, Марокко. При этом динамика восстановительного тренда у постсоветских государств является рваной, тогда как, к примеру, прирост производительности у Польши шел после распада социалистической системы довольно равномерно. В 1991 году производительность труда в Украине и Польше была примерно на одном уровне — 21 тыс. и 25 тыс. долл. ППС, в эквиваленте.

Схожие с польской динамикой тенденции в течение того же периода демонстрировали азиатские "тигры" и "драконы". За 24 года прирост производительности труда в Малайзии составил 1,7 раза, в Таиланде — 2 раза, в Южной Корее — 2,2 раза, а в Китае — 6,8 раза. Если в 1991 году производительность труда в Китае была на 83% меньше украинского показателя, то сейчас производительность труда в Китае уже на 20% выше.

В связи с созданием зоны свободной торговли Украины с Евросоюзом стоит также посмотреть на производительность труда в Украине в сравнении с проблемными экономиками ЕС, так называемой группой PIGS. Итак, производительность труда выше украинской у Португалии в 3,2 раза, у Греции — в 3,7, у Испании — в 4,3, а у Ирландии — в 6 раз. Причем эти страны, исключая разве что Грецию, демонстрируют долгосрочные тенденции прироста уровня производительности.

[graph_745]

Итак, Украине, как стране с низкой производительностью труда, становится все сложнее конкурировать на зарубежных рынках. Девальвация национальной валюты в 2014–2015 годах означает еще большее увеличение такого разрыва.

Украина с докризисного уровня зарплат как в Болгарии и Китае (с учетом ППС) сегодня откатилась на уровень Пакистана и Филиппин. Впрочем, если сравнивать качество рабочей силы комплексно, по показателям Индекса глобальной конкурентоспособности, то дела в Украине, безусловно, пока значительно лучше, чем у Пакистана: общая оценка в 4,1 против 3,4 балла (по 7-балльной шкале) и 80-е место против 132-го. Однако в целом, и по оценочным, и по статистическим показателям, ситуация с рынком труда в Украине уже приближается к филиппинской: 4,1 балла против 4; 80-е место против 90-го; при общей производительности труда в начале 2015 года в размере 19,9 тыс. против 18,9 тыс. долларов.

Более того, Украина теряет в качестве своего конкурентного преимущества и по количеству рабочей силы. Так, общая численность работающих в стране за 24 года сократилась почти на 10%, с 25,4 млн до 23,1 млн человек. Вместе с тем в странах со сравнимым населением за те же годы произошел существенный прирост рабочей силы: в Южной Корее — на 33%, в Испании — на 46%, а в ЮАР — на 64%. Происходило это за счет комбинации трех факторов: увеличения рождаемости, притока мигрантов и сокращения количества иждивенцев, включая повышение пенсионного возраста.

[graph_746]

Таким образом, в настоящее время Украина не является конкурентоспособной ни по абсолютным показателям рынка труда (его размер и производительность), ни по большинству оценочных. Очевидно, что в краткосрочном периоде исправить ситуацию по размеру рынка труда и его производительности не удастся. Следовательно, быстрое улучшение конкурентоспособности рынка труда возможно исключительно за счет исправления ситуации с другими проблемными показателями.

В первую очередь реформирование необходимо в сфере налогообложения заработных плат и социальных отчислений, а также в создании условий, направленных на прекращение оттока квалифицированной рабочей силы за рубеж. Безусловно, стране нужно принятие Трудового кодекса, который будет отражением правил, понятных иностранным инвесторам. Также необходимо существенно улучшить качество менеджмента госсектора. Здесь речь идет прежде всего о выстраивании прозрачной и привязанной к результатам работы предприятий системы премирования топ-менеджмента, а также ликвидации избыточной бюрократической волокиты. В общем, квазиреформами, вроде отмены трудовых книжек, не отделаться.