НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Бродский повысит налог для "упрощенцев"

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": Предпринимателей, работающих по упрощенной системе, ждет повышение ставок единого налога и сокращение перечня видов деятельности, по которым они могут работать

Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (Госкомпредпринимательства) во главе с Михаилом Бродским разработал новую концепцию закона об упрощенной системе налогообложения. Она была представлена на совещании у вице-премьер-министра Украины Сергея Тигипко с участием Налоговой и Минэкономики.

Среди главных новшеств документа — введение прогрессивной шкалы налогообложения для физических и юридических лиц, работающих по упрощенной системе налогообложения. Фактически это означает увеличение налогового бремени. Первыми это почувствуют на себе частные предприниматели.  

Еще более революционным является сокращение видов деятельности, которые подпадают под упрощенное налогообложение, то есть платят единый налог. С 1 января 2011 года (именно тогда, по предварительным данным, указанный законопроект должен вступить в силу) по упрощенной системе не смогут работать частные предприниматели в более чем 10 сферах, в том числе в аудиторской, рекламной, бухгалтерской. Физлица на «упращенке» не смогут осуществлять продажу товаров и услуг через Интернет, заниматься оптовой торговлей и т.д.

С резкой критикой инициатив Госкомпредпринимательства выступила его бывшая глава Александра Кужель. «В условиях кризиса и нехватки оборотных средств нельзя резко менять правила игры для мелкого и среднего бизнеса. Нужно устанавливать переходный период. Как минимум год-полтора», — заявила Кужель. По ее словам, предложенный вариант сокращения видов деятельности приведет к запрету работать по упрощенной системе большей части предпринимателей в интеллектуальной сфере.

Руководитель налогово-юридического отдела компании «Эрнст энд Янг» Владимир Котенко поддерживает ограничение перечня видов деятельности, подпадающих под единый налог. «Виды деятельности, осуществление которых не предполагает осязаемого результата, могут использоваться для уклонения от налогообложения (всевозможные «консультационные» и тому подобные услуги). Такая деятельность (ее результаты) с трудом поддаются контролю. К сожалению, недобросовестные субъекты используют услуги, оказанные плательщиками единого налога, как для уклонения от уплаты налогов, так и для получения неучтенной наличности», — утверждает Владимир Котенко.

Чем грозит утверждение поданной концепции для «ЧП-шников», которые сейчас работают в подпадающих под сокращение сферах деятельности? Они должны будут либо регистрироваться как юрлицо и уплачивать более высокий размер единого налога, либо переходить на общую систему налогообложения (15%-ный подоходный налог).

Ставкам пророчат рост

Также меняется и размер единого налога — вводится прогрессивная шкала. Итак, если оборот ЧП до 300 тыс. грн. — устанавливается нулевая ставка налога. Если от 300 до 600 тыс. грн. — ставка единого налога от 200 до 1000 грн. Причем, как и раньше, размер налога для каждого предпринимателя устанавливается индивидуально местными властями. Также меняются правила игры и по юрлицам. Если оборот предприятия не превышает 1 млн. грн., сохраняются нынешние ставки. Если оборот от 1 до 2 млн. грн. — 9% (при уплате НДС) и 12% (без НДС), с 2 до 3 млн. грн. — 12% (с НДС) и 15% (без НДС).

Удар по частным предпринимателям

Новые ставки серьезно ударят по предпринимателям с оборотом капитала менее 300 тыс. грн. Единый налог они фактически не платят, но обязаны уплачивать за каждого работника минимальные взносы в соцфонды. Что это на практике означает? Если сейчас в СПД работает один человек, то в месяц он максимально платит 200 грн. По новой концепции размер выплат привязан к минимальной заработной плате и будет составлять чуть более 450 грн.

Если работают два человека, то сейчас нужно платить 300 грн., а по новой системе — более 900 грн., то есть в три раза больше и т.д. «Фактически это реализация идеи Юлии Тимошенко, которая в свое время предлагала обязать частных предпринимателей платить минимальные пенсионные взносы. Общая цель новой концепции — увеличить доходную часть госбюджета, а никак не упростить жизнь мелкого и среднего бизнеса», — считает директор аудиторской компании Paudis Олег Пась.

Что касается юридических лиц, то, по мнению Александры Кужель, ставка в 15% (без НДС) при обороте 2-3 млн. грн. является чрезвычайно высокой. «Нужно понимать, что базой налогообложения является не прибыть юрлица, а его оборот. Нереально ставить показатель выше 10%», — резюмирует Кужель. 

СФЕРЫ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДПАДАЮТ ПОД ЕДИНЫЙ НАЛОГ

Для юридических лиц

Игорный бизнес

Обмен валют

Производство подакцизных товаров

Торговля горюче-смазочные материалы

Добыча драгметаллов и производство/торговля изделиями из них

Организация и аренда торговых мест на рынках

Добыча и продажа полезных ископаемых

Совместные предприятия

Аренда земли, жилых и нежилых помещений от 150 кв. м

Телекоммуникационные услуги

Оптовая торговля

Финансовые посредники, банки

Для физических лиц

Транспортные услуги

Торговля изделиями из драгметаллов

Аудит, реклама, бухгалтерия, адвокатура, инжиниринг, консультационные услуги, посреднические услуги в сфере аренды, купли/продажи и оценки жилья

Комментарий эксперта


Вячеслав БЫКОВЕЦ

генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины  

Положения концепции введения единого прогрессивного налога находятся на стадии обсуждения, и не все они найдут свое отражение в законодательстве. Недавно состоялась встреча предпринимателей с вице-премьером Сергеем Тигипко, на которой было решено просчитать экономический эффект от каждого из нововведений. Потому что одно дело — давать предложения,  а другое — видеть цифры, в которые они выльются.

В частности планируется увеличение максимума допустимого оборота для юрлиц в три раза — до 3 млн. грн. Это предложение вызывает резкое неприятие у Министерства финансов и Государственной налоговой администрации, поскольку они опасаются злоупотреблений и оттока большого количества предпринимателей на упрощенную систему, в результате чего  бюджет может недополучить налоговые поступления. Но с другой стороны, тот предел в 1 млн. грн., который был установлен в 1998 году, в сегодняшних реалиях нивелировался.

Действительно, вводятся ограничения на некоторые виды деятельности для физических лиц. Это аудит, торговля, предоставление услуг аренды и некоторые другие. Но эти ограничения, которые вводятся,  не сильно отличаются от тех, что предлагались ранее — в частности правительством Юлии Тимошенко. Но этот перечень будет обсуждаться, также будут учтены замечания бизнеса и, возможно, в него будут внесены изменения. Например, сейчас предлагается ввести ограничение с учетом количественного показателя. Ведь есть же разница — сдавать в аренду квартиру на 150 кв. м или на 1000 кв. м. Возможно, мы договоримся, что  предприниматели, сдающие в аренду помещение до 150 кв. м, могут оставаться на упрощенной системе налогообложения.

Безусловно, некоторые ограничения абсолютно справедливы, и я с ними тоже согласен. Например, я знаю, что некоторые рынки зарегистрированы в виде ЧП. То есть, сдавая площади для торговли и  имея огромные обороты, в бюджет они платят 200 грн. Это же нонсенс.


 За 11 лет существования упрощенной системы налогообложения количество плательщиков единого налога увеличилось с 95 тыс. человек до 1,3 млн. Размер поступлений вырос с 127 млн. грн. в 1999 году до 4,1 млрд. грн. в 2009-м.