Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Налоговый кодекс возвращает Украину во времена "азаровщины"

Правительство Азарова дало неограниченную власть над бизнесом в руки налоговых органов. Ужесточив администрирование налогов с помощью Налогового кодекса, бывший глава ГНАУ развязал руки налоговикам в их нелегком деле добычи денег в бюджет

«Независимо от налогового поведения фирмы всегда есть два варианта развития ее отношений с налоговыми органами. Первый вариант - при отсутствии нарушений. Тогда налоговики пытаются навязать определенную сумму налога под предлогом, что «у нас план по вашему предприятию в размере 1% от оборота», — рассказывает собеседник в одной из украинских компаний, занимающейся продуктами питания и пожелавшей остаться инкогнито. — Стоит отказаться - сразу угрожают, что и так найдут к чему придраться». Второй вариант – если нарушения все же есть. Тогда налоговики налагают максимально возможные штрафы с предложением сократить их сумму при откате в размере 40% от суммы штрафа, который они сократят. «Такой подход, на первый взгляд, хорош для государства, но плох для бизнеса. Но, как правило, оказывается, что там, где плохо для бизнеса, в итоге еще хуже для государства, - рассуждает бизнесмен и добавляет: - А с таким Налоговым кодексом будет еще хуже».

Принятый в ноябре 2010 года кодекс украинский бизнес встретил в штыки. В особенности второй его раздел, в котором говорится об администрировании налогов. Этот раздел стал большим шагом назад – как минимум прямиком во времена «азаровщины», которые особенно запомнились украинским предпринимателям стремлением налоговиков контролировать всех от базарной торговки до крупного предприятия и выжать из них по максимуму.
Корысти ради Администрирование налогов, вероятно, центральная часть ахиллесовой пяты инвестиционного климата в Украине. Наша страна занимает 181-е место среди 183 стран мира по уровню сложности уплаты налогов в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business 2011.

Здесь сплелись сразу несколько составляющих. С одной стороны, это уровень сложности подсчета налогов. Средняя украинская компания тратит на это 657 часов в год (для сравнения, в Грузии - 387 часов). Дополнительным грузом для предприятий являются посещения контролирующих органов и затраты на оплату стоимости времени работников, которые ведут налоговый учет. В результате, по данным Международной финансовой корпорации, в 2008 году, кроме непосредственно налогов и сборов, украинский бизнес потратил еще как минимум 7,8 млрд. грн. на мероприятия, связанные с их администрированием. «Для малых предприятий Украины соблюдение налогового законодательства стоит свыше 8% их годового дохода, а для частных предпринимателей с наименьшими доходами - свыше 10%, - говорит Дмитрий Пятаченко, советник МФК по налоговым вопросам проекта «Стоимость соблюдения налогового законодательства Украины». - Это уменьшает конкурентоспособность малого бизнеса, который проигрывает крупным корпорациям как на внешнем, так и на внутреннем рынках».

С другой стороны - своеволие налоговых органов. Любая компания в Украине вынуждена работать в условиях многочисленных проверок и разнообразных методов давления, имеющихся в арсенале у налоговиков. И он очень... Читать дальше>>