- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Не боги инвестиции привлекают: шесть примеров лидеров по ПИИ, которые вас удивят
С инвестициями у Украины беда. Можно взглянуть на показатель капитальных инвестиций, который уже не дотягивает и до 14% ВВП, тогда как у динамичных стран он превышает 30%. Можно — на размер иностранных инвестиций, которых за все годы независимости едва насобирается на $1000 на одного жителя Украины. А можно — на различные международные рейтинги, где наша страна регулярно плетется в хвосте измерений инвестиционной привлекательности.
Рейтинг Всемирного экономического форума не является исключением. Если в целом Украина в нем занимает не самую плохую 76-ю строчку в списке 144 стран, то по таким показателям, как "влияние налогообложения на желание инвестировать", "влияние регулирования на прямые иностранные инвестиции", "доля иностранной собственности" мы находимся на 137-й, 125-й и 122-й позициях соответственно.
Иными словами, инвестиционный климат у нас в стране ужасен. И это знают не только сограждане, но и иностранные инвесторы. Причем случилось это не вчера. И не во время кризиса 2008 года. Гораздо раньше.
Модель развития Украинского государства, заложенная в начале 1990-х, была зачата в колыбели еще очень советской Украины. Закладываемая в законодательство идеология — это гремучая смесь подозрительности к капиталу нерезидентов (они скупят все на корню) и стремление не допустить утечки имеющегося капитала из страны. Пиком такой политики стало принятие правительственного декрета "О валютном регулировании", который предполагает, что практически любая инвестиционная операция в иностранной валюте требует соизволения на то государственных органов — как правило, выдачи лицензии Нацбанка. Декрет 1993 года, кстати, действует и поныне, а украинские граждане по сути лишены легитимной возможности покупать активы за рубежом, осуществлять сделки с иностранцами, покупать инвалюту в неограниченном размере. Теперь даже платить дивиденды за рубеж нельзя. Правда, за операции с валютой не сажают.
Конечно, люди, мегабогатые и не очень, находят возможности эти ограничения обходить. Именно поэтому буйным цветом расцвели офшорные схемы, теневой валютный рынок. Да и избыточный спрос на валюту хорошо объясняется существующими ограничениями.
И это помимо вопросов хронической нестабильности законодательства и специфического применения права в наших судах.
Шесть хороших примеров
Между тем в мире в последние годы есть немало примеров прорывов по "инвестиционным" показателям. Малайзия и Македония, Таиланд и Марокко, Шри-Ланка и Ирландия — каждая из них за последние пять лет существенно выросла в рейтинге ИГК хотя по двум из трех упомянутых инвестиционных компонент. Вплоть до того, что Ирландия по показателю "Влияние регулирования на прямые иностранные инвестиции" уже не может показать улучшений, поскольку третий год подряд находится на первом месте. Опросы бизнеса показывают, что Дублин сделал все возможное для привлечения инвесторов из-за рубежа. Хотя преодолеть глобальные макротренды, новые витки мирового кризиса, геополитические аспекты и географические особенности, конечно, правительство ни одной небольшой страны не в силах. По этой причине в общем рейтинге глобальной конкурентоспособности это западноевропейское островное государство — лишь 25-е, причем из-за своей мегаоткрытости инвестиционным потокам Ирландии пришлось пережить жесткий кризис 2008–2011 годов.
Заметим, что вся без исключения шестерка новых инвестиционно привлекательных государств прежде всего усовершенствовала вопросы регулирования иностранных инвестиций. Были сняты многие барьеры, иностранные собственники уравнены в правах с резидентами, движение капитала туда и обратно ограничено лишь уведомительными процедурами (за редкими исключениями, затрагивающими вопросы национальной безопасности). Подчеркнем, что все эти страны за последние пять лет вошли в число топ-25 стран по показателю "влияние регулирования на прямые иностранные инвестиции". Прогресс здесь может быть головокружительный. Например, еще в 2010-м Македония была во второй сотне стран, по соседству с Украиной.
Потребовались и радикальные рывки в налогообложении прибыли, а также предоставление льготного режима для инвестиций. Так, Ирландия, Малайзия и Македония решились на то, чтобы стать полуофшорами.
Конечно, не все в мире определяется исключительно усилиями национальных правительств. Шестерка стран, радикально улучшивших за последнюю пятилетку свой инвестклимат, получила совершенно разный объем иностранных инвестиций. Ирландия — член ЕС и еврозоны — сполна конвертировала этот статус. Многое удалось и Малайзии — крупной экономике и влиятельному политическому игроку в Юго-Восточной Азии. А вот прогресс Македонии и Марокко, находящихся на неспокойных Балканах и в Северной Африке, минимален. Соглашение об ассоциации с ЕС не смогло резко увеличить долю капитала нерезидентов в этих государствах.
Здесь следует отметить, что часто решения об инвестировании принимаются с учетом отраслевых, личностных и прочих факторов, и не всегда могут быть объяснены рейтингами. Скажем, у Малайзии одни из лучших оценок, она входит в число топ-30 стран по привлечению иностранных инвестиций, однако в рейтинге инвестиционной привлекательности для горнодобывающей отрасли (от Fraser Institute) она заняла в прошлом году последнее, 122-е место.
При этом не стоит думать, что привлечение инвестиций из-за рубежа — это рутинный равномерный тренд в этих странах. Каждый год приносит новые инвестиционные волны, и поступление иностранного капитала носит неравномерный характер. На первый взгляд, может показаться, что бум инвестиций в Ирландию отходит в прошлое. Однако отметим, что даже по итогам 2014 года этот показатель на уровне $4000 на одного работающего все равно остается значительно большим, нежели у других стран этой группы. Вплоть до того, что динамику этого государства приходится приводить по отдельной шкале.
Крайне важную роль играет количество новых инвестиций, так называемых greenfields. Все шесть государств характеризуются стабильными ежегодными показателями запуска новых инвестиционных проектов. При этом в моменты кризисов их число падает не так сильно, как в среднем по миру. Скажем, в 2014 году сокращение числа новых инвестпроектов в среднем по миру составило 16%, тогда как у указанной группы стран — лишь 7%. У Украины этот показатель составил почти 50%, а в целом с 2010 года ежегодное количество новых инвестиционных проектов нерезидентов сократилось в 2,5 раза. В прошлом году их зафиксировано всего лишь 47 единиц. Это уровень Шри-Ланки (ее мы опережаем по ВВП и населению вдвое) и Македонии (меньше Украины по ВВП в 8 раз, по населению в 20 раз).
Очень важно, чтобы улучшение инвестиционного климата происходило не за счет вливания средств несколькими транснациональными корпорациями, а за счет устойчивого прихода многих инвесторов. Американский The Milken Institute нашел возможность подсчитать такую "устойчивость". Его Индекс глобальных возможностей (Global Opportunity Index) учитывает множество факторов, которые способствуют привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По сути, он является "индексом индексов", поскольку для расчета используются не только отдельные экономические индикаторы, но и показатели других индексов, прежде всего, таких как Индекс глобальной конкурентоспособности и Doing Business.
Согласно оценкам Индекса глобальных возможностей, выбранные нами инвестиционно-динамичные страны улучшили (или хотя бы сохранили) свои позиции в контексте привлечения ПИИ в 2015 году по сравнению с 2010–2011 годами. Наибольшее улучшение у Малайзии — на 19 позиций. При этом Малайзия и Ирландия входят в первую десятку инвестиционно привлекательных стран. Украина же, напротив, свои позиции утратила: согласно рейтингу от The Milken Institute, за период с 2010 по 2015 годы наша страна опустилась еще на 15 позиций, на 88-е место в мире.
ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ
Офисы по соблазнению инвесторов
У всех шести рассмотренных нами в качестве примеров стран есть еще одна общая черта — в них активно работают агентства по продвижению (привлечению) инвестиций (АПИ). Мировая практика существования АПИ стала активно развиваться еще с 1990-х годов. Сегодня такие агентства существуют почти во всех странах, хотя далеко не все из них успешны. АПИ выполняют целый ряд функций, от выполнения целевых исследований до комплексного сопровождения инвесторов. Согласно отчетам ЮНКТАД, приоритеты таких агентств могут отличаться в зависимости от уровня развития экономики. В экономически развитых странах АПИ обеспечивают привлечение инвесторов, пост-инвестиционную поддержку, а также консалтинг. В переходных экономиках добавляются еще две важные функции — участие агентства в выработке госполитики по ПИИ, а также поддержка инвесторов в приватизационных процедурах. Нередко АПИ берут на себя задачу по поддержке еще и отечественных инвесторов. Такая политика приводит к практике открытия как внутренних (в своей стране), так и зарубежных офисов. Финансирование таких агентств в основном осуществляется за счет госбюджета, однако частично покрывается платой за их услуги. Также национальные правительства активно ищут возможности для получения поддержки международных организаций, а также частных грантов.
Агентство по промышленному развитию Ирландии (IDA) существует еще с 1949 года. Тогда оно было сориентировано на поддержку инвесторов, прежде всего иностранных, приходящих в промышленность и сектор услуг. Сегодня IDA нацелено на поддержку инвестиций в новые технологические отрасли. В KPI его руководства входит поощрение в случае учреждения в Ирландии общеевропейских штаб-квартир корпораций, а также задействования ирландских предприятий в глобальных производственных цепочках.
В Малайзии соответствующее агентство работает с 1967 года. Malaysian Industrial Development Authority (MIDA) подчинено Министерству торговли и промышленности этой страны, участвует в разработке соответствующей государственной политики. Сегодня MIDA не только обеспечивает привлечение ПИИ в приоритетные для страны отрасли и регионы, но и рассматривает вопросы по обеспечению инвесторов льготным налоговым статусом.
В Таиланде Совет по инвестициям (BOI) создан почти четыре десятка лет тому назад и напрямую подчинен премьер-министру. BOI разработал несколько универсальных пакетов налоговых льгот, в зависимости от проектов, их технологичности и отраслевой направленности. Совет оказывает необходимую консалтинговую поддержку, а также обеспечивает коммуникации между инвесторами и прочими госструктурами. У Совета по инвестициям Таиланда есть сеть из 14 офисов в странах Азии, Европы и США. На Шри-Ланке также существует Совет по инвестициям (BOI). Его прототип основан в 1978-м, а в качестве полноценного органа он работает с 1992-го. Самая важная особенность его работы — все гарантии, которые BOI предоставляет инвесторам, не имеют обратной силы, то есть не могут быть отменены при смене правительства или законов. Иными словами, инвестиционный климат неизменен на весь оговоренный срок работы такого предприятия. Совет по инвестициям имеет право учреждать зоны продвижения инвестиций, в том числе за счет государственно-частного партнерства. В его функции также входит администрирование индустриальных парков, находящихся в частной собственности.
В Марокко в 2005 году была принята новая национальная промышленная стратегия, для поддержки которой уже пять лет работает новое агентство по продвижению инвестиций — Agence Marocaine de Developpement des Investissements (AMDI). Ключевая задача AMDI — ликвидация барьеров на пути иностранных инвестиций, рекомендации по соответствующим регуляторным реформам. Оказываемая инвесторам поддержка включает три типа "платформ" для иностранных инвесторов, исходя из общенациональной, отраслевой или региональной направленности их проектов (включая участие в особых индустриальных зонах).В Македонии поддержкой иностранных инвесторов изначально занималось приватизационное ведомство, но несколько лет назад этим стало заниматься специализированное агентство Invest Macedonia. Его становлению способствовала поддержка международных доноров. В числе прочего, агентство предлагает инвесторам благоприятные условия в особых зонах технологического промышленного развития.
В Украине также есть подобный опыт: в 2011-м было запущено Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами (Госинвестпроект) в формате отдельного госоргана. В свою очередь при Госинвестпроекте было создано подразделение Invest Ukraine, предлагающее, например, "единое окно" для инвесторов. Госинвестпроект был ориентирован на особо крупные проекты, а не поддержку общего инвестиционного климата. После серии политических с кандалов оказалось, что деятельность Госинвестпроекта прорыва не принесла, полноценной регуляторной и сервисной среды для иностранных инвесторов не было создано, а оценки Украины по инвестиционным показателям не улучшились. Однако это не означает, что агентства по привлечению инвестиций не должно быть в нашей стране. Просто оно должно отвечать за широкий спектр инвестиционных проектов, а его бюджет должен зависеть от успешности привлеченных инвестиций и общего изменения делового климата. Интересной является инициатива привязать фонд оплаты труда в таком АПИ к VRI — финансовому инструменту, связанному с ростом ВВП страны. Такой инструмент появится у Украины после завершения реструктуризации внешнего долга.