НБУ курс:

USD

41,69

+0,05

EUR

45,14

+0,05

Наличный курс:

USD

41,61

41,51

EUR

45,31

45,15

Не из-за рептилоидов и чипов: почему украинцы отказываются вакцинироваться против COVID-19

Сомнения людей связаны с непоследовательностью в продвижении вакцинации, недооценкой риска от заболевания и с характером современной науки, из-за которого она становится всё менее понятной даже образованным людям
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Министерство здравоохранения, правительство и отдельные врачи активно призывают вакцинироваться от коронавирусной болезни. Вводимый в стране локдаун касается невакцинированных, что имеет своей целью подтолкнуть колеблющихся к вакцинации. Нежелание немалого количества людей вакцинироваться признаётся значимой социальной проблемой, чреватой многочисленными смертями и экономическими потерями.

Украина не уникальна — с негативным отношением к вакцинам и мерам против распространения болезни в целом сталкиваются многие правительства по всему миру. Методы, к которым они обращаются, весьма сходны. Вопрос о том, почему люди не желают вакцинироваться и активно сопротивляются вакцинации, обострился как никогда, давно перейдя из сугубо медицинской плоскости в общественную и политическую.

Отмечу, что в вопросе доверия вакцинам лично я полагаюсь на официальную позицию ВОЗ и доказательную медицину. Как психолога, однако, меня интересует не то, достаточно ли вакцины безопасны и эффективны. Я желаю знать, почему люди формируют те или иные убеждения в их (не)эффективности и (не)безопасности. Итак, почему же немало людей не желают вакцинироваться, часто довольно активно, идя на значительные издержки?

Полагаю, это связано с непоследовательностью в продвижении вакцинации и хаосом в контексте антиковидных мер, что становится причинами сомнения и неуверенности; недооценкой риска от заболевания и переоценкой риска от вакцинации; с восприятием государственного принуждения как тоталитарной практики; с характером современной науки, ставшей жертвой собственного бурного развития, из-за которого она становится всё менее понятной даже образованным людям. Но обо всём по порядку.

Объяснение, пользующееся немалой популярностью среди сторонников вакцин, списывает нежелание вакцинироваться на глупость и необразованность, "темноту" людей. Хотя это объяснение иногда может оказаться верным, в большинстве случаев его либо недостаточно, либо оно откровенно ложно. Можно понять причины агрессии, а апелляция к глупости, дремучести оппонентов — это именно агрессия. Задача, впрочем, состоит в беспристрастном понимании ситуации с целью её изменить.

Противники вакцин и сомневающиеся не отличаются более низким уровнем образования или интеллекта. Они часто читают о вирусе и вакцинах не меньше, а то и больше других, обнаруживают нестыковки в статистических данных и задают каверзные вопросы, некоторые из которых носят вполне рациональный характер. В силу этих причин предлагаю не рассматривать глупость как серьезное объяснение большинства случаев нежелания вакцинироваться.

Проблема продвижения вакцин от коронавируса состоит в том, что в этом процессе был совершён ряд принципиальных ошибок. Информация о вирусе, способах профилактики и лечения заболевания, а также вакцинации, подаются общественности непоследовательно. Непоследовательность нередко связана с не зависящими от учёных, врачей и властей причинами. В частности, это следствие свободы слова и отсутствия цензуры.

На ранних этапах распространения инфекции официально утверждалось, что важно мыть руки и дезинфицировать поверхности. Позже выяснилось, что главное — ношение масок и избегание контактов лицом к лицу, а остальное почти не играет роли. Информация об эффективности отдельных вакцин в зависимости от штамма также подвержена постоянным изменениям. Жалобы на противоречивость в этом случае происходят от недостаточного понимания того, как работает наука, что позиция исследователей может и должна меняться под влиянием новых данных.

Непоследовательность, тем не менее, непозволительно часто исходит от медицинских чиновников и врачей. Даже готовые вакцинироваться не могут отыскать более-менее непротиворечивую информацию о том, какая вакцина подходит в их случае, с учётом их индивидуальных обстоятельств и особенностей здоровья, когда именно можно делать прививку после заболевания, с каким интервалом её делать и прочее.

Семейные врачи нередко не могут дать ответы на такие вопросы, а источники в интернете не предоставляют однозначных ответов, часто лишь внося путаницу. Ко всему этому добавляется желание ряда государств (главным образом России и Китая) и компаний продвигать собственные вакцины, очерняя окружающие, что сказывается на общей репутации вакцинации. Ощущение хаоса и непоследовательности подрывает доверие к вакцине в частности и медицине в целом.

Тотально непоследовательны также общие антиковидные меры, непозволительно часто носящие формальный и ритуальный характер. Они не соответствуют не только эпидемиологическим соображениям, но и здравому смыслу. Скажем, заходить в кафе обязательно в маске, но сидеть в том же заведении рядом с той же очередью или кассой можно без маски. Воспитателям детских садов, учителям школ и преподавателям университетов вакцинироваться обязательно, но школьникам, студентам, родителям детей, которых в учебных заведениях намного больше — не обязательно. Меры против инфекции становятся объектом насмешек, и вполне обоснованно, а кампания вакцинации становится логичной жертвой недоверчивого сарказма.

Вместе с тем ошибкой будет считать, что неприятие вакцин от коронавируса имеет те же корни, что и нежелание делать прививку от полиомиелита, столбняка и дифтерии. Отрицатели вакцин от кори обычно отрицают и вакцины от коронавирусной болезни, но не наоборот — многие из тех, кто приветствует профилактику "старых" инфекций, не спешат колоться от новой. Во-первых, COVID-19 часто не воспринимается как страшная болезнь — в картине мира подавляющего большинства людей апокалипсис не наступает, окружающие не умирают на улицах, жизнь идёт своим чередом, а цифры болеющих и умирающих сами по себе не оказывают эффекта.

Во-вторых, долгосрочные эффекты вакцинации вправду могут испугать своей неизвестностью. От коронавируса, вон, сосед выздоровел, а что будет через три года после укола, никто действительно не знает и знать не может. Вакцины, созданные по технологии мРНК, добавляют масла в огонь. Что-то новое и экспериментальное вызывает в уме ассоциации с жестокими экспериментами на животных и на людях, что имеет свои истоки в тоталитарном прошлом и порождаемой им подозрительности. Успеху вакцинации это, к сожалению, не способствует.

Итак, страх перед COVID-19 уже поистёрся, а болезнь стала привычной частью ландшафта. Вместе с тем факт, что вакцинированные тоже болеют и даже умирают, хотя и существенно меньше, чем невакцинированные, закономерно приводит к мысли о том, что единственным полезным эффектом вакцин является снижение риска госпитализации. Люди склонны плохо оценивать вероятности, рациональность в этих вопросах подчинена разнообразным искажениям, главное из которых — опора на личный опыт и очевидность. Если некто вакцинированный заболел, убедить его знакомых вакцинироваться становится подчас практически неразрешимой задачей. Человек может посчитать, что небольшое снижение риска — его личное дело, и может воспринять государственное принуждение как наступление на собственные свободу и достоинство.

В случае, если человек оценивает риск от болезни не намного выше, а то и существенно ниже, чем риск от вакцинации, и полагает последнюю своим личным делом, государственные меры по стимулированию вакцинации вызывают логичное сопротивление. Утверждение своей воли, противостоящей государственным действиям, воспринимаемым как произвол, свидетельствуют о проявлении некоего "антитоталитарного рефлекса". Действия сторонников вакцинации в социальных сетях, нередко призывающих к действиям, ограничивающим социальную жизнь и возможности невакцинированных, и иногда даже упоминания советских практик — мол, в СССР не спрашивали, вакцинировали, и было хорошо, — вызывают обратный эффект. Отсюда проистекает неприятие масок ("намордники"), а также сравнение вакцинированных с сельскохозяйственными животными, покорно идущими на кастрацию или заклание.

Немаловажной причиной проблемы является сам характер современной науки. Последняя, вероятно, теряет доверие к себе со стороны общества из-за своей, как бы то ни было парадоксально, успешности. Естествознание в наши дни чрезвычайно сложно и даже, можно сказать, эзотерично. Время энтузиастов, в одиночку или небольшими группами открывающих законы природы при помощи подручных средств, кануло в прошлое. Полноценное индивидуальное познание, этот идеал Просвещения, стало фактически невозможным.

Наука сосредоточена в лабораториях, где трудится множество узких специалистов, до конца не понимающих, что делают их непосредственные коллеги по проекту. Что уже говорить о "непосвященных": даже при наличии университетского образования или учёной степени. Человечество всё больше возвращается во времена, когда науке и научным институтам нужно верить на слово, подобно тому, как в западноевропейском Средневековье верили церкви. Это не может не вызывать протест у людей, воспитанных на классических идеалах самостоятельного поиска истины, на представлении о самодостаточности человека и необходимости сомневаться в устоявшихся и общепринятых точках зрения.

Конечно, можно назвать немало альтернативных причин нежелания вакцинироваться. Речь и об общем недоверии к медицинской системе и государственным институтам как таковым, что имеет под собой основания в объективной действительности и опыте людей, и анархия социальных сетей, в которых быстрее лесного пожара распространяются леденящие кровь истории и теории заговора рептилоидов вкупе с Биллом Гейтсом, а также недружественная пропаганда, и приверженность многих альтернативным, "натуральным" и оккультным объяснениям болезней и прочее. Все эти факторы, несомненно, также влияют на принятие решений, вакцинироваться или нет.

Причины, лежащие в основе нежелания вакцинироваться, зрели достаточно долго. Они носят комплексный и структурный характер, в силу чего эффективно решить порождаемые ими проблемы весьма затруднительно. К сожалению, похоже, что процесс вакцинации и дальше будет сопровождаться озлоблением всех его участников, а Украина в ближайшей перспективе не сможет выйти из порочного круга смертей, локдаунов и войны всех против всех.

Источник фото: Depositphotos