- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Николай Обиход: Возвратятся ли деньги Лазаренко в Украину?
Предыдущие части статьи Николая Обихода «Что происходит за фасадом дела Павла Лазаренко» читайте здесь:
Часть третья.
Часть четвертая.
Часть 5. Возвратятся ли деньги Лазаренко в Украину?
Существует ли перспектива возврата арестованных денег Павла Лазаренко в Украину и что для этого необходимо сделать?
Прежде всего, необходимо учесть элементарные положения украинского законодательства о конфискации имущества. Так, конфискация имущества по украинским законам может быть применена как дополнительная мера уголовного наказания только по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления.
Закон также предусматривает специальную конфискацию предметов, которые были использованы как орудие преступления либо были объектом преступных действий, например, деньги как предмет взятки.
Согласно Европейской Конвенции 1990 года об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, к которой присоединилась и Украина, конфискация означает наказание или меру, назначенные судом после рассмотрения дела относительно уголовного преступления либо уголовных преступлений, результатом которых является окончательное лишение собственности.
Несомненен тот факт, что в отношении Павла Лазаренко в Украине обвинительного приговора суда не существует, поскольку уголовное дело по его обвинению украинским судом не рассматривалось.
Таким образом, конфискация активов Лазаренко по приговору украинского суда на сегодня невозможна, так как такой приговор отсутствует.
То есть сейчас украинские власти не могут обратиться к тем же США, Швейцарии, Лихтенштейну, Литве, Антигуа и Барбуда, на остров Гернси с требованием конфискации активов Лазаренко в пользу Украины со ссылкой на решение украинского суда о проведении такой конфискации.
В итоге, остается использовать благоприятные для Украины особенности законодательства других заинтересованных государств относительно конфискации незаконных доходов, в частности законы Соединенных Штатов Америки.
Так, в Соединенных Штатах гражданский процесс сравнительно с уголовным процессом дает возможность конфисковать больший объем активов, включая те, которые не фигурируют в обвинении, по которому Лазаренко уже осужден в США по уголовному делу.
Процесс доказывания преступного происхождения активов значительно проще, чем доказывание в уголовном процессе вины лица в совершении преступления. И главное, американский закон предусматривает возможность возвращения потерпевшим денежных средств после их конфискации.
Но и это не так просто. Ведь Украина пропустила сроки подачи претензий на активы Лазаренко в американский суд в рамках начатого Департаментом юстиции США в 2005 году гражданского процесса о конфискации его активов.
Еще в 2006 году Украина утратила возможность обращения с собственными претензиями на активы Лазаренко в Федеральный суд Федерального округа Колумбия, хотя украинские власти были уведомлены о процедуре и сроках подачи таких претензий.
В течение 30 предусмотренных американским законом дней после получения уведомления украинские власти так и не родили документ о своих требованиях в отношении денег Лазаренко, а в результате поезд ушел без нас.
Почему?
Вспомним, какой была власть в Украине в то время и чем занималась украинская прокуратура во главе с С.Пискуном, которая, проявив после «оранжевых» событий полную беспринципность, прекратила уголовное дело, ранее возбужденное о даче взяток на сумму более $86 млн. Юлией и Александром Тимошенко Павлу Лазаренко.
Незабываемое изречение Святослава Михайловича «Я ж і завдяки Тимошенко встав із колін» уже стало классикой жанра в истории измен и предательства на украинских «теренах». Речь идет о той самой Юлии Тимошенко, которая до сих пор фигурирует в имущественном иске американских властей как сообщница Павла Лазаренко.
Именно эти $86 млн. составляют значительную часть денежных средств Лазаренко, арестованных в иностранных банках, за конфискацию которых сейчас борются в Федеральном суде округа Колумбия американские государственные юристы, которые пытаются доказать их преступное происхождение из Украины.
Этот гражданский процесс, предметом которого является конфискация арестованных активов Лазаренко, длится в названном суде уже более 5 лет.
А поэтому в любом с нуля начатом новом судебном процессе, инициированном в других странах или в США по гипотетически возможному иску Украины сегодня или в будущем, украинская сторона будет отставать как минимум на 5 лет, с перспективой на финише процесса оказаться перед фактом уже проведенной Федеральным судом округа Колумбия конфискации активов Лазаренко в пользу других субъектов, которые своевременно подали свои претензии.
Ведь в сообщении Департамента юстиции США имеется четкое предупреждение: «…усі зацікавлені особи повинні подати претензію і відповідь на позов у межах зазначеного вище часу, бо невиконання цієї вимоги призведе до прийняття судового рішення на користь позивача через неподання документів, а також до відчуження майна, що є суб’єктом позову, та його конфіскації на користь Сполучених Штатів Америки…» (см.: Часть 3. «Американская правда о деньгах Павла Лазаренко и источниках их получения»).
Не стоит также забывать, что в американских судах адвокатами Павла Лазаренко весьма убедительно используется постановление от 12 марта 2008 года Генеральной прокуратуры Украины о прекращении в отношении Лазаренко уголовного дела о получении им взяток на сумму $86,88 млн. от руководителей корпорации «ЕЭСУ» Юлии и Александра Тимошенко, а также письмо от 2 апреля 2008 года Генпрокурора Украины Александра Медведько о прекращении ГПУ этого дела – как подтверждение законности происхождения и поступления на банковские счета Лазаренко этой суммы.
Так существует ли выход для украинской власти из такого, казалось бы, безнадежного положения?
Он существует и является достаточно простым. И – что очень важно в условиях бюджетного голодания – есть финансово не затратным.
Единственная реальная возможность вернуть деньги Лазаренко в Украину – через проведение активного переговорного процесса с американскими властями и активное сотрудничество ГПУ с Департаментом юстиции США для обеспечения необходимыми документами и доказательствами (прежде всего, преступного происхождения денежных средств Лазаренко из Украины) успешной работы американских государственных юристов в судебном процессе о конфискации активов Лазаренко.
Все другие варианты, в том числе приглашение за огромные деньги зарубежных юристов для работы по подаче в США от Украины с 5-летним опозданием самостоятельного иска о возврате денег, происходят из области пустых фантазий, поскольку сроки предъявления самостоятельных требований на активы Лазаренко безнадежно пропущены.
Это – активное сотрудничество в американском судебном процессе в Федеральном округе Колумбия по поводу конфискации активов Лазаренко на основании иска властей США - то, чего хочет и американская юстиция от украинских коллег.
Такая совместная работа создаст почву для принятия судом решения о конфискации активов Лазаренко и для принятия в дальнейшем компетентными учреждениями США решения о передаче конфискованных средств правительству Украины, что соответствует американскому законодательству и практике его применения и о чем уже заявляли представители Департамента юстиции США.
Учитывая отсутствие до недавнего времени такого активного сотрудничества со стороны властей Украины, серьезным и эффективным шагом по его возобновлению может быть только отмена незаконных – по мнению многих украинских юристов – решений Генпрокуратуры Украины о прекращении уголовных дел в части дачи супругами Тимошенко и получения Павлом Лазаренко взяток на сумму более $86 млн., возобновление следствия по этим фактам и предоставление документов об этом американской юстиции.
О первых таких шагах нового руководства ГПУ, видимо, и свидетельствует недавнее заявление бывшего Генпрокурора Украины – ныне советника Генерального прокурора Украины Михаила Потебенько от 3 марта с.г. о возобновлении следствия по делу Лазаренко.
Реальна ли, в случае выигрыша правительством США в суде иска о конфискации активов Павла Лазаренко, их передача правительству Украины, с точки зрения законодательства Соединенных Штатов?
Это вполне реально, поскольку Договор между Украиной и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанный сторонами 22 июля 1998 года и ратифицированный Верховной Радой Украины 10.02.2000 г., утвержденный Сенатом США 18.10.2000 г., в статье 17 «Помощь в проведении мер по конфискации» предусматривает: « …3. Договорное Государство, на хранении которого находятся доходы либо орудия преступлений, распоряжается ими в соответствии с ее законодательством. Каждое Договорное государство может передавать все или часть такого имущества или средства от их продажи одно другому в пределах, разрешенных законодательством передающей Стороны, и на условиях, которые она считает приемлемыми…».
Что же гласит об этом американское законодательство?
Параграф 981 (і) (1) Раздела 18 Свода законов США дает право Генеральному прокурору США осуществлять передачу доходов от отмывания денег, которые конфискованы в соответствии с Разделом 18, параграф 981, иностранному государству, принимавшему участие в действиях, приведших к аресту и конфискации имущества.
Для этого в соответствии с параграфом 981 (і) (1) должны быть выполнены следующие условия:
Во-первых, прямое или косвенное участие правительства иностранного государства в конфискации имущества.
Во-вторых, наличие решения Генерального прокурора США о передаче конфискованного имущества иностранному государству.
В-третьих, согласие Госсекретаря США на осуществление передачи.
В-четвертых, передача конфискованного имущества должна быть закреплена в соглашении между США и иностранным государством.
В-пятых, сертификация конкретного иностранного государства в соответствии с законами США:
Как правило, уровень и объем имущества, которое передается, находятся в прямой связи с важностью и уровнем помощи, которая предоставляется иностранным государством. Такая помощь включает предоставление важных сведений следственными органами другого государства, предоставление ими важных документов для судебного рассмотрения и т.п.
Добрая воля компетентных государственных учреждений США на передачу денег Лазаренко после принятия американским судом решения об их конфискации уже неоднократно декларировалась американской стороной.
Для перспективы гарантированного получения этих денег нужно лишь активное сотрудничество со стороны украинской Генеральной прокуратуры.
Ведь американцы свое слово в таких случаях держат, передав, например, до августа 2004 года более $220 млн. тридцати одному государству в признание факта их помощи конфискационным расследованиям в США.
В нашем случае, например, 21 октября 2008 года Окружной суд США Северного округа штата Калифорнии утвердил Приказ о возмещении убытков Украине Петром Кириченко, согласно которому последний должен уплатить Украине $3 млн. из его арестованных денежных средств. По некоторым данным, указанные средства уже поступили в государственный бюджет Украины.
Поэтому странно звучит недавний комментарий народного депутата Украины, бывшего руководителя Национального бюро Интерпола в Украине Кирилла Куликова, который высказал мнение, что деньги Лазаренко не могут быть возвращены в Украину, поскольку уголовное дело против него возбуждено на территории США и что согласно американскому уголовному кодексу все средства, незаконно полученные в США, никогда не возвращаются.
«…Бюджет США сразу конфискует эти деньги, и я не могу себе представить, чтобы Конгресс Соединенных Штатов сделал исключение для Украины - это был бы первый прецедент за 200 лет…», - подчеркнул Куликов (http://news.liga.netnews, 07.03.2011).
Это мнение, скорее всего, объяснимо недостаточным знанием американского законодательства и практики его применения, приведенных выше.
В этом свете весьма обывательскими выглядят досужие разговоры о том, что американцы в деле Лазаренко ставят перед собой прежде всего узкую цель – «присвоить» его деньги, исходя из гигантских размеров арестованных сумм.
Это ошибочное мнение.
Около $280 млн. – мизерная сумма для государства с самой мощной экономикой в мире. И, как видно из действий юстиции США, для них важнее имидж государства, помогающего борьбе с коррупцией и отмыванием денег в других странах, в том числе и финансовой поддержкой.
Для получения достоверных сведений по этому вопросу советуем обращаться по нижеуказанным координатам компетентных американских учреждений, которые занимаются этой тематикой:
Но сейчас о другой стороне проблемы. Понятно, когда в Украине мало что делалось для возврата денег Лазаренко во времена руководства Правительством Украины Премьер-министром Ю.Тимошенко.
Действительно, какие могли быть претензии к Павлу Ивановичу со стороны правительства Украины, если во главе его стояла та самая Юлия Тимошенко – названная согласно тексту американского иска о конфискации его арестованных денег сообщницей Павла Лазаренко, которая контролировала компании «Somolli Enterprises» (Кипр), «United Energy International Limited (UEIL)» (Великая Британия) и «Единые энергетические системы Украины» (Украина), перечислившие для него значительную часть из этих денег?
В настоящее время усилиями действующего премьер-министра Украины Николая Азарова в работу по возврату денег Лазаренко включились Министерство юстиции, Министерство иностранных дел Украины и другие государственные ведомства.
Новым руководством Генпрокуратуры Украины сделан первый шаг для восстановления законности и справедливости – отменено решение ГПУ 2008 года о прекращении уголовного дела в отношении Лазаренко о получении взяток, как это следует из заявления Михаила Потебенько от 3 марта сего года.
Достаточно ли этого для достижения конечной цели – возврата денег Лазаренко в Украину?
Не совсем.
Ведь для того, чтобы убедить в законности позиции украинской стороны Федеральный суд США – от решения которого на первом этапе зависит дальнейшая перспектива такого возврата - необходим и второй последовательный шаг.
Ведь получения взяток без их дачи не бывает, а существование до сих пор действующего решения ГПУ 2005 года за подписью тогдашнего Генерального прокурора Украины Святослава Пискуна о прекращении уголовного дела в отношении руководителей «ЕЭСУ» Юлии и Александра Тимошенко о даче взяток на сумму $86,88 млн. Павлу Лазаренко – очевидный юридический нонсенс.
Этот скандальный документ за подписью С.Пискуна может сыграть решающую роль на весах американского правосудия. Во всяком случае, опытные американские адвокаты Павла Лазаренко используют его на все 100%.
А это грозит освобождением сотен миллионов долларов от ареста и таким долгожданным для Павла Ивановича возвращением их не в государственную казну, а в его глубокую приватную «кишеню».
Поэтому возобновление в Украине уголовного дела в отношении Павла Лазаренко о взятках сможет сыграть свою положительную роль только в случае второго – логично вытекающего из предыдущего - шага по восстановлению руководством ГПУ законности и справедливости в этой длительной эпопее – при отмене скандального постановления С.Пискуна от 21 января 2005 года о прекращении уголовного дела о даче взяток руководителями «ЕЭСУ» Юлией и Александром Тимошенко все тому же Лазаренко.
Наряду с законностью и справедливостью речь идет о деньгах, которые сейчас так необходимы нашему государству для оживления экономики, обеспечения социальных выплат, расходов на борьбу с бедностью, коррупцией и другими украинскими бедами.
( Продолжение следует )
Николай Обиход, заслуженный юрист Украины