НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Новые таможенные лимиты на ввоз товаров: как и какие лазейки возможно прикрыть

фото: pixabay.com
фото: pixabay.com
Украина до конца следующего года обязалась изменить свое законодательство в части беспошлинного ввоза товаров в рамках соглашения об Ассоциации с ЕС

Несколько недель назад в Министерстве финансов сообщили, что уже разработали и вынесли на рассмотрение Кабинета министров законопроект, который должен изменить правила беспошлинного импорта товаров в Украину из-за границы. Новации должны коснуться ввоза товаров не только в ручной клади при авиаперелетах и при въезде в страну на авто, но также и в почтовых посылках. Ведь действующие нормы позволяют, в том числе, строить нелегальный "бизнес", ввозя товар без уплаты пошлин якобы для личного пользования, но на самом деле перепродавать его дешевле импортеров, платящих в казну все налоги и сборы.

В рамках соглашения об Ассоциации с Евросоюзом Украина обязалась пересмотреть свои правила беспошлинного ввоза товаров и внести соответствующие европейскому законодательству изменения до конца 2018-го. Европа, очевидно, имеет свою политику в отношении детенизации дистанционных продаж.

По словам эксперта Реанимационного пакета реформ (РПР) Вячеслава Черкашина, в ЕС планируют ввести новые правила и расширить действие специального портала One Stop Shop на дистанционных продавцов товаров (сейчас охватывает лишь услуги). Это работает следующим образом: в случае поставки услуг в другую страну ЕС, компания платит НДС через веб-портал в стране своей регистрации. По словам эксперта, в Европе также предлагают создать новый портал для e-commerce при продажах их третьих стран.

"Это фактически делает крупные электронные площадки продаж как eBay или Amazon "налоговыми агентами" по уплате НДС", — отмечает Черкашин, добавляя, что сейчас потери этого налога в сфере онлайн-торговли в ЕС оцениваются в 5 млрд грн ежегодно. Тем не менее указанные правила пока не приняты, ведь решение заблокировала Германия, которой понадобилось больше времени для оценки последствий.

В Украине также есть основания задуматься о контроле ввоза продукции из-за рубежа. Ведь, согласно исследованию CASE Украина, есть целые организации, которые дробят партии товаров и беспошлинно ввозят их в страну якобы для личного пользования. "Такие схемы делают честную конкуренцию внутри страны невозможной", — уверяет директор Института социально-экономической трансформации и эксперт РПР Илья Несходовский.

За последний год инициатива Минфина — уже третья по урегулированию злоупотребления нормой беспошлинного ввоза товаров для личного использования.

В конце 2016-го Ассоциация предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ), в которую входят крупные импортеры электроники, предлагали властям снизить лимит на безналоговый ввоз товаров в посылках с действующих 150 евро до 22 евро. Именно такой лимит действует в большинстве стран ЕС. Тем не менее в Украине идея была воспринята негативно, потому документ отозвали.

Новое предложение поступило от народных депутатов в июле 2017-го. В Раде появился целый пакет документов (№6754-6759), который предлагает изменить правила ввоза товаров и вывести электронную коммерцию в правовое поле. Среди прочего законопроекты предлагают навести порядок в приграничном хаосе, введя возможность беспошлинного ввоза товара ценой до 500 евро раз в месяц вместо аналогичной нормы в день (15 тыс. евро в месяц). Беспошлинная посылка ценой до 150 евро ограничивается одной безналоговой в месяц.

Какие новые ограничения предусматривает "компромиссный" законопроект

Новая инициатива Минфина является самой либеральной среди всех ранее наработанных вариантов. Ведомство предлагает снизить граничную стоимость товара, ввозимого в авиабагаже до 430 евро, а при ввозе товара на авто — до 300 евро. По словам государственного секретаря Минфина Евгения Капинуса, министерство также планирует ограничить число беспошлинных ввозов в месяц: один человек сможет ввозить товары на такую сумму не чаще одного раза в пять дней (то есть шести раз в месяц).

При этом иметь возможность ввезти в страну товары на 300 или 430 евро смогут лишь украинцы, которые находились в другой стране, по крайней мере, сутки. Для тех же, кто пробыл за границей меньше 24 часов или ввозит товары чаще, чем раз в пять дней, беспошлинный лимит будет ниже — 50 евро.

"По нашим оценкам, такие меры, с одной стороны, не создадут проблем обычным украинцам, которые ввозят товары на территорию Украины. С другой же, сделают "схему" экономически невыгодной для предпринимателей, которые уклоняются от уплаты налогов", — поясняет инициативы министерства Капинус.

Кроме того, законопроект Минфина регулирует ввоз товаров в почтовых посылках. Ведомство предлагает сохранить лимит на каждую посылку до 150 евро, но ограничить их количество до трех за месяц. Четвертая и каждая последующая посылка будет облагаться как пошлиной, так и НДС.

Как предлагают контролировать получателя

Дабы контролировать посылки, в правительстве предлагают создать ИТ-систему, где будет храниться общая информация, а также имя получателя и его паспортные данные. Хранить такую базу должна будет Государственная фискальная служба.

"Сегодня у таможни уже есть реестр обо всех посылках до 150 евро, почтовые операторы обязаны передавать такую информацию. Буквально месяц или полтора назад мы реализовали информационный комплекс в фискальной службе. Потому для реализации инициативы нам нужно добавить буквально три поля: имя с фамилией гражданина, номер его паспорта, а также порядковый номер посылки за месяц", — рассказывает директор департамента таможенной политики Минфина Александр Москаленко.

Почтовые и логистические операторы будут подключены к такой системе и смогут получать из нее информацию о том, какая по счету это была посылка для каждого получателя. Если вторая или третья — оператор спокойно выдает посылку. Если же четвертая или пятая — оператор также должен выдать платежку получателю на уплату 10% пошлины и 20% НДС.

"Мы таким образом не будем создавать пробок на таможне. Но возлагаем ответственность на оператора проконтролировать число посылок и уплату налогов", — поясняет Москаленко.

Как и на кого могут повлиять новые лимиты

Минфин намерен убить сразу несколько зайцев предложенным законопроектом. Речь идет не только о выполнении требований соглашения об Ассоциации с ЕС, но и о борьбе с нелегальным импортом, а также с бюджетными потерями из-за него.

Годовой вред от серого импорта и контрабандных схем для государства, согласно оценкам экспертов "Института социально-экономической трансформации, составляет десятки миллиардов — от 25 до 70 млрд грн. Правда, речь идет о потерях не только из-за схем с беспошлинным ввозом, но также из-за манипуляций с таможенной стоимостью, так называемого прерванного транзита, других способов контрабанды.

"Необходимо компромиссное решение бизнеса и государства, в том числе ритейл-компаний, логистических и почтовых операторов. Важно, чтобы изменение беспошлинного лимита не послужило причиной сворачивания рынка трансграничной торговли", — говорит менеджер комитета бытовой электроники Европейской бизнес ассоциации Виктория Куликова. Она добавляет, что решение может сработать: препятствовать схемам и не навредить потребителям.

Для построения правильного механизма уплаты налогов в Минфине предлагают сделать операторов "налоговыми агентами", что с одной стороны действительно упростит процедуру, но с другой — добавит ответственности компаниям.

При этом в ведомстве рассчитывают, что предлагаемые изменения практически не заденут обычных украинцев, которые ввозят товары из-за границы для личного пользования. В частности, в исследовательской компании GfK посчитали, что лишь 4% украинцев заказывают товары в интернет магазинах с доставкой из-за рубежа чаще 36 раза в год (около 3 раз в месяц).

Пока сложно сказать, какие шансы у инициативы Минфина: текст законопроекта пока не опубликован, он может вызвать некоторое сопротивление как со стороны украинцев, так и со стороны бизнеса. Тем не менее в депутатском корпусе, по всей видимости, политическая воля для установления контроля есть.