- Категория
- Общество
- Дата публикации
В ЕС вступил в силу закон о защите персональных данных. Что нужно знать?
Новый закон существенно повлияет на способ сбора, хранения и использования данных, в том числе для компаний из других стран, ведущих бизнес на территории стран ЕС, пишет Harvard Business Review.
Надо сказать, что новый закон о защите данных в ЕС имеет значительные отличия от законодательства США, что подтолкнет два региона к дальнейшему развитию подходов к регулированию цифровой экономики. Для европейских пользователей сбор данных потребует частого и четкого предоставления согласия (или отказа) на обработку данных, которое может быть отозвано в любое время. Потребителям будет предоставлено право отзывать данные, считающиеся личными, несмотря на расходы, которые понесла компания, собиравшая информацию. О любых нарушениях безопасности необходимо сообщать.
Режим конфиденциальности в Европе уже подвергался серьезной критике, в том числе от сторонников защиты частной жизни. Определения, содержащиеся в новом законе, слишком широки и неопределенны. Например, персональные данные означают "любую информацию, относящуюся к человеку, независимо от того, связана ли она с его личной, профессиональной или общественной жизнью". Причем в законе предусмотрены космические штрафы за нарушение большинства положений — 20 млн евро или 4% годового дохода, в зависимости от того, что больше. Кроме того, те, кто собирает данные, могут нести ответственность и за нарушения со стороны сторонних пользователей.
Хотя новый закон был призван унифицировать и упростить европейскую практику сбора данных, минимальная стоимость соблюдения всех положений оценивается по одному из исследований в сумму $1 млн только на изменения в ИТ-системах компаний, не говоря уже о расходах на сотрудника по защите данных.
Есть еще один важный нюанс для соблюдения нового закона — его гораздо проще выполнять, если данные будут храниться в пределах границ ЕС. Хотя по-прежнему никто не запрещает хранить их в других странах.
Компании, строящие бизнес на сборе персональных данных, собирали их благодаря существованию многих бесплатных сервисов в интернете и социальных сетей. Новый закон может вынудить их искать другие возможности для зарабатывания денег. Подобному риску могут подвергнуться и компании, предлагающие свои продукты и услуги с бесплатным базовым доступом и оплачиваемым премиальным сервисом. В ближайшем будущем можно ожидать того, что пользователям будут предлагать внести оплату за каждый запрос или доступ к прослушиванию музыкальной композиции также, как они платят за каждую чашку кофе в кафе.
Возможный переход к новой "модели" использования интернета будет очень хаотичным и, скорее всего, травматичным для пользователей, которые привыкли к бесплатным материалам. А некоторые просто не смогут оплачивать услуги, которые больше не будут поддерживаться рекламными материалами. Глобальное общение в интернете может превратиться в тихую беседу "на кухне" одной страны с ограниченным доступом к сети, которая изначально называется всемирной. Но, видимо, законодатели, разрабатывая новые правила, не задавали себе вопрос: "А что же будет с людьми?".
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram