НБУ курс:

USD

41,22

-0,00

EUR

44,85

-0,00

Наличный курс:

USD

41,59

41,54

EUR

45,25

45,10

Ограничения на посылки из-за границы: чего ждать украинцам и бизнесу в 2019 году

Фото: pixabay
Фото: pixabay
Ограничение посылок посредством уменьшения лимита для граждан – это лишь подножка, а не действенный метод борьбы со "схемщиками", которые ввозят коммерческие партии товаров под видом посылок для физлиц

Сегодня украинские граждане не платят НДС и пошлину при заказе посылок с товарами из-за рубежа, если их стоимость меньше 150 евро. Такой подход привел к появлению "схемы", когда недобросовестные предприниматели завозят в Украину товары якобы для личного пользования, а затем продают их на внутреннем рынке, получая сверхприбыль за счет неуплаченных налогов.

"На такой, казалось бы, безобидной норме построили целые бизнес-модели с миллионными оборотами", — рассказывает Андрей Саварец, эксперт по правовым вопросам Case Украина.

"Схема же простая: контейнер, например, из Китая едет морем в польские Гдыню или Гданьск, там оформляется как транзитный груз, а на украинской границе груз по бумагам превращается в посылки для Иванова, Петрова и Сидорова", — уточняет эксперт.

Судя по статистике Государственной фискальной службы, не похоже, что она близка к разоблачению миллионных схем. Скорее ГФС фиксирует лишь точечные нарушения, связанные с пересылкой запрещенных предметов.

Согласно данным фискалов, которые есть в распоряжении delo.ua, за девять месяцев 2018 года таможенники составили почти 200 протоколов о нарушениях при доставке товаров в посылках (все они в отношении физических лиц). Большинство нарушений — 154 — в Киеве. Остальные во Львове, Одессе и Днепре — 26, 17 и 1 соответственно. При этом сколько из этих нарушений являются злоупотреблениями нормой о беспошлинном ввозе — непонятно, такой статистики ГФС в открытом доступе нет.

При этом в судебном реестре можно найти производства, в рамках которых правоохранители подозревают сотрудников ГФС в том, что те принимают фиктивные документы от некоторых перевозчиков и позволяют им ввозить товары, злоупотребляя нормой о льготе для посылок стоимостью меньше 150 евро.

По прогнозам Case Украина, по итогам 2018 года почтовые и логистические операторы доставят в Украину более 40 млн посылок на общую сумму около полутора миллиардов долларов. Сколько из них составляет контрабанда коммерческих товаров — ни эксперты, ни ГФС сказать не могут.

Что известно, так это то, что с такими схемами ввозят в страну высоколиквидные потребительские товары. Речь идет о мелкой электронике, одежде и обуви.

В теории: ограничения должны побороть контрабанду

С начала следующего года должна была заработать норма о "трех посылках в одни руки".  Речь об изменениях в Налоговый кодекс, которые Верховная Рада одобрила еще в конце прошлого года, согласно которым физическое лицо может получать посылки из-за границы без уплаты НДС лишь три в месяц до 150 евро каждая. То есть ограничивается действующая норма — сейчас 150 евро и неограниченное количество раз в месяц. 

Но администрирование "трех посылок" Министерством финансов и Государственной фискальной службой за год так и не было разработано в силу разных причин.

У почтовиков и экспресс-перевозчиков возникла масса претензий: мол, мало того, что норма помешает их бизнесу, но она еще и не поборет контрабанду.

"Из-за этой нормы украинские почтово-логистические операторы понесут дополнительные затраты на сбор, анализ и проверку данных для импорта, оформление деклараций, внедрение системы регистрационных номеров для нерегулярных импортеров. Расходы только на ИТ составят больше 150 млн грн", — прокомментировали в "Укрпоште".

Компания прогнозирует, что количество доставляемых посылок сократится. А значит, снизятся доходы, что, вероятно, приведет к росту тарифов на доставку.

В "Новой Почте" в свою очередь сомневаются, что Государственная фискальная служба построит адекватную систему обмена информацией с почтово-логистическими операторами. При этом риски вырастут именно для доставщиков.

В то же время у почтовых и экспресс операторов нет возможности передавать данные о посылках  в электронном виде. Поэтому каждый оператор распечатывает реестр, в котором содержится информация о 10-15 тыс. посылок, которые он доставляет ежедневно и несет таможеннику кипу бумаг.

"При существующих объемах посылок, таможенный контроль превратился в профанацию. Кроме того, при таком бумажном документообороте какую бы то ни было систему анализа риска построить просто невозможно", — комментирует Андрей Саварец.

Альтернативный метод побороть контрабанду

На прошлой неделе в Кабмине рассматривался вопрос о понижении лимита до 22 евро, но его отклонили, мол, "не на часі". В результате правительство подало проект закона № 9260, где речь идет о понижении лимита, но все же не до 22 евро. Кабмин предлагает отменить так и не вступившую в силу норму о "трех посылках в месяц". А вместо этого снизить необлагаемый лимит до 100 евро без ограничения количества с июля 2019 года.

Законопроект также делает почтовых операторов и экспресс-перевозчиков "налоговыми агентами". То есть они смогут платить НДС по посылкам стоимостью свыше 100 евро.

Решат ли новые ограничения проблему

Такой апдейт апдейта решения выглядит как компромисс между "тремя посылками", "22 евро" и действующей нормой "150 евро".  Но он лишь понижает лимит и не подразумевает создание электронных реестров посылок, а также идентификации получателей. Сможет лишь понижение лимита со 150 до 100 евро прекратить злоупотребление нормой безналогового ввоза для физлиц и использование ее в коммерческих целях?

"Если "три посылки" — это лишь подножка для "схемщиков", которая усложняет схему, но не решает проблему, то понижение лимитов до 100 евро — это вообще только красные флажки", - считает Андрей Саварец.

"Проблема же лежит немного глубже — отсутствие информационного обмена между операторами и таможней, игнорирование государством существующих схем и отсутствие реакции фискальной службы на появление на внутреннем рынке товаров из неторгового оборота. Если эксперты и журналисты владеют  оперативной информацией о состоянии дел с так называемым "посылочным импортом", то это должны знать и в ГФС", — поясняет эксперт.

Пул экспертов сходится во мнении, что разрешить проблему, не прибегая на данном этапе к отмене или серьезному ограничению лимитов, возможно. Для этого необходимо создать электронный реестр международных отправлений, к которому будут иметь доступ контролирующие. Так, ГФС будет видеть, что везут операторы рынка еще до прибытия посылок на территорию Украины (для оперативного определения рисков). Параллельно нужно выстраивать систему контроля продаж внутри страны и налаживать обмен таможенной информацией с другими странами.

IT система — камень преткновения

В Государственной фискальной службе в ответ на запрос delo.ua сообщили, что сейчас в Украине внедряется Международная почтовая система (IPS), в которую входит специальный модуль, который обеспечивает взаимодействие таможенных органов и почтовых операторов. Тем не менее заработает ли до 2019 года это программное обеспечение в ГФС, не ответили.

В то же время на оперативность работы ГФС рассчитывать не приходится. Еще в 2007 году таможенная служба должна была разработать электронный журнал учета международных экспресс-отправлений и программный комплекс для контроля за перемещениями отправлений.

То есть система учета и электронный обмен данными между компаниями и ведомством должны были работать уже более 10 лет

Это должно было обеспечить подконтрольность и повысить прозрачность рынка международных почтовых и экспресс-отправлений.

Чего ожидать в 2019 году

Проголосует ли Рада за законопроект № 9620, отменив "три посылки" и введя лимит в 100 евро с июля 2019 года, пока не известно. Если да, то получим новую норму.

Если нет, то старая норма о "трех посылках" сохранится, но останется лишь "на бумаге".

Из действий законодательной власти можно проследить одно — попытки ограничить злоупотребления нормой безналогового ввоза для физлиц будут продолжаться. Но затронут ли они граждан, зависит во многом от ГФС, от того построит ли она прозрачную IT систему и начнет ли наконец бороться со "схемщиками", которые ввозят коммерческие партии товаров под видом посылок для граждан.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram