НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Отмену транспортного сбора компенсируют акцизом

Авторы Налогового кодекса подготовили несколько принципиальных нововведений для автомобильного рынка

правительстве предлагают автомобилистам платить транспортный сбор лишь при первичной регистрации автомобиля. В дальнейшем же каждый автовладелец будет рассчитываться с государством через нефтетрейдеров. В частности законотворцы предлагают компенсировать снижение поступлений в казну от транспортного сбора за счет повышения акциза на топливо. В документе прописано, что с 1 января 2011 года (планируемая дата вступления в силу нового Налогового кодекса) акциз на топливо будет увеличен на 37,9% — со 132 до 182 евро за тонну. Новый налоговый сбор может приносить в государственную казну до 820 млн. евро ежегодно.

«Предложение заменить транспортный сбор дополнительной пошлиной на топливо нашло поддержку у министра экономики Василия Цушко, советником которого я являюсь», — отметил вчера «ДЕЛУ» Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД). По его словам, новые правила налогообложения также одобряют многие народные депутаты.

У автомобильной «налоговой реформы» есть и противники. Как объясняет руководитель ВААИД, включение транспортного сбора в цену топлива невыгодно представителям местных властей крупных городов. Дело в том что поступления от транспортного сбора проходили через городские бюджеты — по месту регистрации авто. То есть больше всего финансовый поток был в таких городах, как Киев, Днепропетровск, Харьков. «Это позволяло на местном уровне проводить манипуляции со средствами, полученными от транспортного сбора. При новой системе налогообложения деньги будут проходить через таможенную и налоговую службы», — поясняет эксперт.

По словам Назаренко, единственное, чего будет добиваться ассоциация, это не столь существенного повышения пошлины. «Достаточно повысить акциз не на 50 евро, как предполагается в сегодняшней редакции документа, а на 20 евро за тонну, чтобы компенсировать поступления в бюджет после упразднения транспортного сбора», — уверен Назаренко.

По словам главы ВААИД, при повышении налога на 20 евро бензин подорожает на 12 коп. Если же пошлину поднимут на запланированные 50 евро за тонну, его цена в рознице вырастет на 38 коп. за литр. Всего же, с учетом того, что в Украине ежегодно продается около 4,5 млн. тонн бензина, поступления в бюджет при пошлине в 182 евро за тонну могут составить до 820 млн. евро в год. В ассоциации же утверждают, что адекватная транспортному сбору цифра составляет около 685 млн. евро ежегодно.

С определенными оговорками соглашается с расчетами директора ассоциации и аналитик Upeco Александр Сиренко: «Даже если допустить, что повышение акциза на нефтепродукты на 50 евро за тонну будет одобрено Верховной Радой, говорить сегодня о последствиях такого решения довольно трудно. Если делать расчеты, исходя из нынешней конъюнктуры, то повышение ставки акциза приведет к подорожанию бензина на 40 коп. за литр».

Эксперт также отмечает, что цены на стелах заправок могут и не отреагировать на дополнительные поборы со стороны государства. В частности, если на мировых рынках к моменту вступления в январе в силу нового закона цены на нефтепродукты пойдут вниз, что зимой бывает достаточно часто, то повышение акциза на топливо в Украине пройдет незамеченным как нефтетрейдерами, так и автолюбителями.
«Украинский рынок летом этого года уже пережил повышение акцизного сбора. Напомню, в июне ставка была повышена с 110 до 132 евро за тонну. Однако увеличение налоговой нагрузки на трейдеров совпало с падением цен на нефтепродукты на внешних рынках и благоприятной конъюнктурой на внутреннем. В итоге в Украине топливо в рознице не подорожало», — поясняет Сиренко.

Комментарий эксперта

У идеи, включить по сути транспортный сбор в стоимость топлива, есть сильные стороны: платят те, кто активно пользуются автомобилями. К слабым сторонам можно отнести необходимость покупать топливо по той же цене армии, машинам сельскохозяйственного назначения или ветеранам, ездящим на старых авто. Топливо для армейских и автомобилей аграриев можно было бы маркировать, но в этом случае могут возникнуть коррупционные схемы. В некоторых странах существует практика маркирования цветом топлива для сельского хозяйства и военных. Это делается для того, чтобы такое топливо не попадало в розничные сети.

Если Налоговый кодекс будет принят в предложенной редакции, то стоимость топлива в опте вырастит пропорционально повышению налога - на 50 евро за тонну, и примерно на 46 коп. за литр при существующем курсе евро к гривне. С точки зрения поступлений в бюджет, при новой налоговой ставке государственная казна сможет получать до $780 млн. ежегодно при условии отсутствия льготных схем импорта без уплаты акциза и НДС.