Отсутствие ресурсов и пессимизм инвесторов - основные проблемы развития трансграничного сотрудничества

Украинская нормативно-правовая база, регулирующая трансграничное сотрудничество, в отменном порядке. Однако отсутствие инициативы большинства властей и «выжидательные» настроения в экономике не стимулируют активность в этой сфере
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Украинское законодательство в сфере трансграничного сотрудничества (ТГС) полностью укомплектовано. Даже принятый  в 2004 году закон «О трансграничном сотрудничестве»  не смог привнести ничего принципиально нового в регулирование этой сферы.  «У нас ратифицирована европейская рамочная конвенция по ТГС, ратифицированы два протокола к этой конвенции, в соответствии с украинским законодательством они являются законодательными актами прямого действия. Межгосударственные договора и соглашения в сфере ТГС также являются элементами законодательной базы, - отмечает  Игорь Студенников, исполнительный директор Центра региональных исследований.- То, что в Украине есть есть свой профильный закон, является положительным фактором, поскольку когда отсылают к европейской конвенции, для многих это пустой звук, другое дело -  национальный законодательный акт».

Постановлениями правительства четко регламентируется реализация проектов, которые осуществляются  при поддержке Европейской комиссии, в частности, прописана процедура освобождения от НДС и тех налогов,  которые не возмещает европейская сторона. Кроме того, постановлением Кабмина наконец на законодательном уровне закреплено слово «грант», в то время как раньше существовало только понятие «безвозвратная финансовая помощь». «Раньше потенциально любого исполнителя проекта – местная это власть или университет - можно было "подловить" на том, что в соглашении с грантодателем  (ЕС) написано «грант», а у нас такого понятия нет. И возникали вопросы: "А чем вы занимаетесь?" "Какие налоги  должны уплатить? - рассказывает Игорь Студенников. – У нас грамотная команда, и мы не первый год занимаемся этими проектами, поэтому всегда подстраховывались и писали – безвозвратная финансовая помощь, а в скобках уточняли – «грант».

Проблемы на границе

Одной только сформированной законодательной базы недостаточно, чтобы развивать трансграничное сотрудничество. Основным проблемой трансграничного сотрудничества эксперты называют инвестиционный климат в государстве - сейчас он не привлекает ни внешних, ни внутренних инвесторов. Как отмечают инвестаналитики, настроения у компаний довольно пессимистичные, пока многие из них придерживаются политики пересидеть и не вкладывать средства. 

Частные инвестиции, как правило, упираются  в вопрос собственности на землю. Иностранные компании, которые готовы инвестировать в дорогостоящие инфраструктурные проекты в рамках ТГС, хотят защитить свои инвестиции, приобретя земельный участок, на котором расположен объект, в свою собственность или хотя бы закрепив права на него  долгосрочным договором аренды, на что не всегда идут местные власти.

Да и сами власти – и центрального, и местного уровня - зачастую не слишком активны в реализации проектов ТГС. Несколько лет назад, вспоминают в Институте региональных исследований, сложилась совершенно абсурдная ситуация, в результате которой Украина лишилась доступа к программе «Юго-Восточная Европа», которая охватывала все страны региона – от Италии до Греции.  Всего две страны – Украина и Молдова - имеют статус «дополнительных  партнеров» в этой программе, то есть не могут претендовать на реализацию проектов на своей территории. Причина банальна – Украина просто не подписала документ. «Причем не по каким-то принципиальным соображениям, нет, просто не уложились в сроки или не нашлось денег, чтобы откомандировать чиновника в Брюссель, чтобы он подписал документ. Поэтому теперь участие Украины в этой программе ограничивается тем, что она имеет право участвовать в семинарах, круглых столах и т.д», - констатирует Студенников.  

Что касается местных властей, то их основная проблема – дефицит ресурсов, как финансовых, так и человеческих. Плюс тенденция централизации поубавила им инициативности. «Был период, когда они чувствовали себе независимее, но сейчас  делают все с оглядкой, чтобы не сделать какой-то ложный шаг и не вызвать недовольства», - отмечают эксперты. А из-за прижившейся в Украине практики смены всего аппарата в рамках административной реформы и/или прихода нового главы органа местного управления, люди, начавшие разбираться в проблеме, покидают свои посты, а их сменщикам приходится начинать разбираться нуля.

В то же время наличие компетентных специалистов в этой сфере крайне важно, поскольку пример небезупречно организованных тендеров Еврокомиссии показывает, что Украине на уровне государства нужно научиться отстаивать свои интересы, чтобы проконтролировать честность процедуры и соблюдение правил. Украинские же чиновники бросились отстаивать национальные интересы уже в разгар скандала, связанного с отбором конкурсных проектов в рамках программы "Украина - Румыния", постфактум. Активную позицию тогда заняло Министерство экономики. Однако этот процесс  должен быть постоянным, а не только после того как становится понятным, что Украине фактически бросили обглоданную кость.  

Деньги вперед

Основное и постоянное препятствие развития трансграничного сотрудничества – отсутствие средств у украинской стороны. Как правило, любой проект Европейского союза предусматривает софинансирование.  ЕС лишь в исключительных случаях выделяет 100% средств на реализацию проекта.  Поэтому когда доходит дело до участия  в проекте ТГС местных властей, возникает основной вопрос - где взять ресурсы. По словам экспертов,  даже относительно небольшая сумма в 10 тыс евро может быть проблемой для бюджетов Измаила, Вилково и т.п.

Часть программ ЕС и вовсе строится на принципе предварительного финансирования. То есть аппликат за собственные средства финансирует деятельность в рамках проекта, а уже потом ЕС  возмещает затраты. «Трудно представить, что в условиях наших бюджетных реалий у районных или областных властей, не говоря уж о неправительственных организациях, найдется пара миллионов евро на реализацию проекта, особенно учитывая, что возместят затраты через несколько лет»,  - считает Игорь Студенников.

Прижимистость Украины особенно невыгодна, учитывая, что другие страны на ТГС стараются не экономить. Например, в Румынии на этот вопрос смотрели совсем по-другому - эта страна безропотно вкладывала огромные средства в проекты ТГС (особенно до мирового финансового кризиса). «Это была продуманная целенаправленная политика властей. Они понимали, что вложив, например, 200 тыс евро, от Еврокомиссии они получали миллион, – объясняет Игорь Студенников. – Украине также нужно на государственном уровне задумываться об этом, и соизмерять необходимые затраты с возможностями получения средств в рамках сотрудничества. Но пока что у нас не то что не хотят этого делать или не могут - просто не задумываются над развитием этой сферы».

19-20 октября в Донецке состоится IV Международный Инвестиционный Саммит DID 2011.

Тема саммита в этом году «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО». Генеральный партнер Саммита компания «Систем Кэпитал Менеджмент» http://www.scm.com.ua/