Пакет налоговых изменений: очередная декларативная реформа или "упрощение" жизни бизнесу?

Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF Legal Service, о подводных камнях налоговых новаций правительства

Уже в сентябре парламент должен будет рассмотреть новую налоговую реформу. Практика последних голосований в Верховной Раде показывает, что с первого раза принять предложенные правительством изменения вряд ли удастся. Как, впрочем, и внести существенные правки. Однако даже Концепция реформирования налоговой системы и законопроекты, направленные на изменение некоторых норм, мало кого оставят равнодушным.

Налогов меньше — проблемы старые?

С первого взгляда ряд документов, с помощью которых украинская налоговая система должна будет стать проще и понятней, вызывают интерес, со второго — дежавю.

Одним из явных примеров этому — пункт Концепции о сокращении и трансформации налогов и сборов. Кабинет министров предлагает сократить перечень платежей с 22 существующих до 9. Согласно Концепции, отменят сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности, рентную плату за транспортировку нефти и нефтепродуктов по территории Украины, сбор за парковку, туристический сбор и сбор на развитие виноградарства. При этом ряд налогов интегрируют в один, но большой. К примеру, акцизный будет включать в себя сбор за первую регистрацию транспортного средства, эконалог, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электро- и теплоэнергию. Также процесс интеграции затронет и налог на недвижимое имущество — в него будет входить плата за землю. Единый налог будет включать и фиксированный сельхозналог. При этом налог на недвижимое имущество и фиксированный сельхозналог децентрализируют — их переведут из общегосударственных бюджетов в местные.

В свое время Грузия, проводя налоговую реформу, модифицировала шесть государственных и два местных налога. В Украине, так же как в Грузии, стоит смотреть на целесообразность тех или иных налогов: если они нерентабельны и приносят мало в бюджет, их ликвидация — это прямое упрощение жизни и бизнесу, и гражданам, и налоговикам.

С другой стороны, возникает вопрос администрирования налогов и сборов. По сути, бухгалтеру все равно, какие суммы считать и какое количество налогов начислять и платить. Весь вопрос в простоте и понятности администрирования платежей. Но на него в Концепции ответа нет. В 2010 году Украина, по данным Всемирного банка, заняла 181 место из 183 возможных по простоте уплаты налогов. Так, на администрирование налогов украинский бизнес ежегодно тратит более 4 млрд гривень, бухгалтеру среднего украинского предприятия приходится потратить на уплату налогов больше 33 рабочих недель в год, а работодателю на оплату этого процесса — 14,9 тыс. гривень. Несмотря на то, что с 2010 по 2013 год в Украине количество налогов сократилось с 42 до 22, ситуация с администрированием платежей существенно не улучшилась. Так что в подобном рейтинге, если бы он был составлен сегодня, наша страна вряд ли бы вырвалась за пределы "хвостовой" десятки.

К слову, нынешнее правительство повторяет ошибки прошлого. Буквально в конце 2013 года экс-министр доходов и сборов Александр Клименко анонсировал аналогичное сокращение налогов и сборов. Примечательно, что как и нынешние реформаторы, Клименко не мог ответить на вопрос, как ликвидация обременительных платежей поспособствует упрощению администрирования налогов. Естественно, поначалу уменьшение количества налогов приведет к сокращению доходов в госбюджет. Именно по этой причине безболезненно отказаться в правительстве смогут только от мелких налогов и сборов.

Контроль под одной крышей

Помимо Концепции налоговой реформы, в правительстве также разработали законопроект, которым предлагается ликвидировать налоговую милицию и создать гражданскую Службу финансовых расследований (СФР). По информации Кабмина, сегодня проверку предпринимателей на предмет уплаты налогов осуществляют не только фискальная служба и налоговая милиция, но и департаменты по борьбе с экономическими преступлениями при МВД (2 подразделения) и СБУ. Премьер-министр Арсений Яценюк говорит, что в целом в течение года только официально все эти три органа проводят 61 тыс. проверок. В новую Службу войдут: Департамент борьбы с отмыванием преступных доходов ГФС, налоговая милиция ГФС; Управление по борьбе с организованной преступностью (в части борьбы с экономическими правонарушениями) МВД, Департамент борьбы с экономической преступностью МВД; Главное управление контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ.

Бизнесу пока не интересна идея создания такой службы, поскольку доверия к власти, фискальным и правоохранительным органам, к сожалению, до сих пор нет. Ведь, по сути, механизм сокращения налоговых проверок до конца не понятен. Очевидно, что количество проверяющих единиц сократится, но как это повлияет на количество проверок? Создание подобной унитарной службы также нельзя отнести к идее нынешнего правительства. Ранее Александр Клименко уже предлагал создать службу финансовых расследований, которая бы объединяла под одной крышей соответствующие департаменты в налоговой, МВД и СБУ. Однако инициатива Клименко не нашла поддержки у бывшего руководства Кабмина.

В новом же правительстве уверены, что создание СФР поможет побороть коррупцию, как это произошло в свое время в Италии, Швеции, Польше и Грузии. Однако украинский бизнес по-прежнему опасается, что "от перестановки слагаемых сумма не поменяется". Проверки, как уже отметил премьер-министр, тянут за собой судебные разбирательства, ведь налогоплательщики все чаще не согласны с обвинениями. Так, Индекс правоты налогоплательщика, который рассчитывается в Украине ежегодно, в этом году показывает, в чью пользу в конечном итоге суд принимает решение, если налогоплательщик обжаловал налоговое уведомление-решение. В первом полугодии текущего года он составил 88,73%. Этот показатель стабильно высок уже второй год и даже вырос на 8% по сравнению с первым полугодием 2013 года.

Простые админуслуги

Тем временем изменения ждут и сферу предоставления админуслуг. После победы Петра Порошенко на президентских выборах в Украину, на помощь инициативному правительству Арсения Яценюка сразу приехали специалисты по внедрению реформ из Грузии. Некоторые из них до сих пор продолжают работать над упрощением украинского законодательства, в том числе и в органах Министерства юстиции.

Так, профильный министр Павел Петренко уже анонсировал сокращение госаппарата на 30-50% с сохранением фонда заработной платы чиновников. Соответствующий законопроект был принят парламентом в первом чтении. По словам Петренко, именно низкие зарплаты — одна из главных причин возникновения бытовой коррупции. Обновленный кадровый состав госорганов власти, говорит министр, будет получать конкурентную заработную плату. Между тем, процесс сокращения госаппарата уже начался. За первые два месяца работы нового правительства из органов власти уволили десятую часть чиновников — около 25 тыс. Это только 10% от тех, кто работает в органах государственной власти в целом. В конце марта Кабмин заявил о намерении сократить число чиновников в среднем на 10%. Ожидалось, что сокращение государственных служащих составит бюджетную экономию в объеме не менее 635,5 млн грн. Но судя по заявлениям Павла Петренко относительно сохранении фонда зарплаты, экономии может и не быть. Менять же кадры в самом деле нужно и исключительно при проведении полной "переэкзаменации" служащих, иначе эффекта подобное сокращение иметь не будет. Опять же, если посмотреть на опыт предыдущей власти Грузии, с помощью кадровой чистки и тщательной переаттестации чиновников, можно искоренить коррупцию и вернуть доверие граждан к государству. Стоит ли напоминать о грузинской реформе полиции как о наглядном примере для инициированных Минюстом изменений?

Ну а пока правительство будет искать новые компетентные кадры для работы на госслужбе, бизнес сможет передохнуть. В течении года субъектов предпринимательства проверять не будут — Кабмин ввел мораторий на проведение ревизий. Кстати, возвращаясь к этим самым проверкам. На данный момент в Украине действует более 80 органов, которые имеют право на проверки. Весь этот "микс" контролирующих и регулятивных структур может проводить проверки одного и того же субъекта по нескольку раз, иногда даже в день, если график не согласован. Государство, судя по намерениям, нацелено сократить инспекционную функцию органов власти в целом и некоторые регулятивные структуры в частности. Если такое сокращение будет проходить грамотно и прозрачно, возможно, правительству удастся достичь желаемого эффекта, а работа бизнеса облегчится. К слову, если правительство добьется успеха в этом вопросе, можно будет говорить и об упрощении администрирования налогов. Однако какой вектор на самом деле выберет власть, будет видно уже в ближайшее время, ведь принять законопроект и реформировать систему — это еще не значит внедрить изменения и начать полноценную практическую работу.