НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

Пенсионная реформа 2.0: как не превратить накопительный уровень в финансовую пирамиду

Фото: Виталий Головин
Фото: Виталий Головин
Через девять месяцев в Украине должна заработать обязательная накопительная система. Delo.UA разбиралось, как это отразится на зарплате украинцев, и как власть намерена гарантировать сохранность отложенных на пенсию денег

В 2019 году в Украине должен произойти очередной этап пенсионной реформы — заработает обязательный накопительный уровень  (второй уровень пенсионной системы). Пока непонятно, станет ли это обязательным сразу для всего населения или только для некоторых категорий украинцев. Сейчас народные депутаты, Министерство социальной политики и Национальная комиссия по ценным бумагам (НКЦБФР, которая будет регулировать второй уровень пенсионной системы) работают над единой концепцией и новым законодательством.

Delo.UA разбиралось, зачем нужна еще одна реформа, как вырастут взносы из зарплат для работающих, и самое главное — как власть намерена гарантировать сохранность отложенных украинцами на пенсию денег.

Зачем нужна новая пенсионная система

В рамках действующей солидарной системы украинские пенсионеры ежемесячно получают в среднем 2,5 тыс. грн (с учетом прошлогоднего повышения на 650 грн в рамках реформы Кабинета министров). Средняя пенсия сейчас меньше, чем прожиточный минимум, рассчитанный в текущих ценах на товары, который  составляет почти 2,7 тыс. грн в месяц.

При этом 56% всех пенсионеров (или 6,5 млн чел.), согласно данным Пенсионного фонда, получают пенсии в еще меньшем размере — до 2 тыс. грн на месяц. То есть большинство украинцев получают мизерные пенсии (приличные размеры выплат только у судей, народных депутатов и сотрудников прокуратуры). И это при том, что Пенсионный фонд получает из бюджета дотацию на колоссальную в масштабах государственной сметы сумму — около 140 млрд грн.

Цифры свидетельствуют, что солидарная система в Украине нездоровая. И если ничего не менять, дальше будет только хуже, свидетельствуют прогнозы Института демографии и социсследований им. М. Птухи.

Согласно этим прогнозам, количество трудоспособного населения, за счет взносов которого сейчас выплачиваются пенсии, будет постепенно сокращаться. Минимальное количество трудоспособного населения — около 16-17 млн (при нынешних 25 млн) — будет достигнуто через 25-30 лет. Количество пенсионеров по возрасту, соответственно, будет расти, и в тот же период достигнет максимума — около 12 млн (сейчас меньше 9 млн).

Таким образом, меньшее количество трудоспособных граждан должно будет содержать еще большее количество пенсионеров.

В такой ситуации возможны три сценария: снизятся пенсии, вырастет нагрузка на работодателей, увеличится нагрузка на госбюджет.

Разрешить эту проблему должны были накопительные негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые работают в стране уже более 10 лет. Украинцы имеют возможность накапливать по собственному усмотрению деньги в НПФах. Но эта опция показалась интересной для очень малого количества граждан: по состоянию на сентябрь 2017 года лишь 68 тыс. украинцев присоединились к системе добровольных накоплений и вложили в эти фонды 2 млн грн. Потому власти пришли к иному варианту и решили сделать накопительную пенсионную систему в Украине обязательной.

Как изменятся взносы для украинцев

Система должна заработать с 1 января 2019 года, но к единому видению ее работы Национальный регулятор, Минсоцполитики и нардепы еще не пришли. Сейчас есть две концепции — депутатская (законопроект №6677  подали 59 народных избранников) и правительственная, которую подготовила Нацкомиссия по ценным бумагам.

Пока очевидно одно — взносы из зарплат украинцев после старта обязательных накоплений вырастут.

В солидарную систему работодатели из зарплат украинцев продолжат платить ЕСВ в размере 22 %. Но помимо этого, уже в 2019 году нужно будет вносить "плюс" 2% от заработка в виде обязательных накоплений. При этом взносы будут расти. В депутатском проекте предлагается, чтобы дополнительная ставка ежегодно увеличивалась — с 2% до 7% (то есть общий взнос на пенсию в конечном счете будет 29% от зарплаты).

НКЦБФР тоже предлагает стартовать с 2%. Они подсчитали, что из-за демографии взносы в солидарную систему (соответственно и пенсии из нее) будут сокращаться. Потому уверены, что "депутатские" 7% отчислений на накопления не обеспечат "достойную" пенсию. Регулятор предлагает другой подход — строить систему не по плановому графику как предлагают депутаты, а постепенно за счет прироста среднегодовой заработной платы. Ежегодно 10% из суммы прироста будет добавляться к взносу, пока его размер не вырастет до 15%(то есть в итоге общий взнос на пенсию составит 37%). Если зарплата расти не будет, значит и взнос повышаться не будет. Согласно расчетам НКЦБФР, для достижения размера взноса в 7% Украине понадобится 6 лет, до 15% — 17 лет.

Почему взносы должны вырасти именно на 15%? В Нацкомиссии апеллируют к цифрам и так называемому коэффициенту замещения. Это показатель, который соотносит среднюю пенсию со средней зарплатой в стране. Сейчас в Украине коэффициент замещения составляет 33%, то есть пенсия равняется лишь трети зарплаты. Это очень мало, в развитых странах показатель не менее 50%.

Член Нацкомиссии по ценным бумагам Александр Панченко рассказывает, что из-за демографии коэффициент в солидарной системе будет постепенно ужиматься до 20%. То есть пенсия со временем будет составлять лишь пятую часть зарплаты.

"Если отчисления в накопительную систему будут составлять 7%, как предлагает депутатский законопроект, в итоге дополнительная накопительная пенсия составит 7-10% от последней зарплаты. Если размер отчислений будет 10%, то накопительная пенсия составит 10-15% от последней зарплаты. Если же размер отчислений будет доведен до 15%, то накопительная пенсия будет равняться 15-22% от последней зарплаты. В этом случае накопительная и солидарная системы совокупно обеспечат замещение на уровне 35-42%", — поясняет Панченко.

Как гарантировать сохранность пенсии

Важная задача для власти — построить систему так, чтобы накопленные деньги, во-первых, не "съела" инфляция, а во-вторых, чтобы их не вывели недобросовестные собственники пенсионных фондов или компаний по управлению активами (КУА).

Для этого нужно, чтобы компании, которые управляют пенсионными деньгами, качественно их инвестировали, а регулятор жестко контролировал их работу.

Инструментов для инвестирования в Украине пока немного. На добровольном накопительным уровне основными инструментами являются государственные облигации и депозиты в банках(занимают в портфелях около 45% и 40% соответственно).

Концепции депутатов и Нацкомиссии в этом вопросе снова-таки отличаются. В Верховной Раде предлагают закрепить прямо в законе, какую долю пенсионных денег и в какие инструменты нужно инвестировать. Предлагается следующее: до 50% активов можно вкладывать в банковские депозиты, до 50% активов — в гособлигации, до 40% — в акции и облигации украинских компаний, до 30% активов — в земельные участки сельхозназначения, до 20% — в гособлигации других государств, до 20% — в акции и облигации иностранных компаний.

Накцомиссия в свою очередь хочет обеспечить большую гибкость. Предлагают установить только планку максимума инвестирования в отдельный инструмент и дать регулятору больше возможностей для реагирования, если уровень риска в каком-то инструменте будет слишком высоким.

Концепция в текущей редакции не предполагает инвестирование пенсионных денег в земельные участки и объекты недвижимости. "Ведь для этого в КУА должны быть специалисты по недвижимости. Плюс земля и недвижимость будут требовать дополнительных расходов на содержание", — отмечает Панченко.

Член НКЦБФР добавляет, что регулятор рассчитывает на доходность инвестиций на уровне 3% "плюс" инфляция (уже второй год инфляция в Украине составляет 12-14%).

Еще один аспект, который напрямую влияет на сохранность пенсионных денег (хотя это и не очевидно) — структура накопительной системы.

Депутаты предлагают сохранить статус-кво. Сейчас на рынке добровольных накоплений есть три игрока — негосударственные пенсионные фонды (принимают взносы от участников системы), администраторы (ведут персональные счета) и компании по управлению активами (непосредственно инвестируют деньги).

Такая структура является дорогостоящей для украинцев-участников системы.

"Согласно подсчетам Нацкомфинуслуг, стоимость системы добровольных накоплений (административные затраты на ее содержание — Ред.) сейчас составляет 4,93% от стоимости активов. Это много. В странах Организации экономического сотрудничества и развития человек на обслуживание накопительной системы тратит в среднем 0,5% стоимости активов, а в Соединенных Штатах — 0,38%", — поясняет Александр Панченко из НКЦБФР.

Происходит так называемая эрозия капитала.

Если КУА взимает с человека, скажем, 2% за управление активами, он потеряет при выходе на пенсию около 45% накоплений. Даже при 0,5% стоимости услуг КУА потери составят около 15% взносов, приводят расчеты Проекта USAID "Трансформация финансового сектора" в Комиссии.

Потому НКЦБФР предлагает упростить систему и минимизировать расходы на ее содержание. "Создаем единый накопительный фонд в статусе неприбыльной организации и единый администратор. То есть все взносы будут учитываться в одном месте. Но инвестировать деньги по-прежнему будут частные компании по управлению активами", — рассказывает Панченко.

При этом Комиссия готова также допустить к работе на обязательном накопительном уровне игроков добровольного уровня — НПФ, администраторов и КУА. Но им нужно будет пройти "авторизацию" в Комиссии и соответствовать более высоким требованиям. Каждый украинец, регистрируясь в системе обязательных накоплений, сможет выбрать, куда перечислять деньги — в центральный Накопительный фонд или в один из частных. Все вкладчики должны изначально понимать, во сколько им обойдутся услуги того или иного фонда.

Как воспрепятствовать выводу пенсионных миллиардов

Упрощение структуры и централизация учета взносов помогает также обеспечить более тщательный контроль за пенсионными деньгами, считают в Нацкомиссии. Актуальная информация по движению средств всегда будет собрана в одном месте, и рисковые операции можно будет легко отслеживать.

Контроль за добровольными накоплениями и их инвестированием сейчас распылен. За работой негосударственных фондов и администраторов следит Нацкомфинуслуг, а за компаниями по управлению активами — Нацкомиссия по ценным бумагам. Необходимым условием для старта обязательных накоплений является передача всех функций в один орган — НКЦБФР. Иначе весь контроль погрязнет в бесконечных согласованиях и бюрократических процедурах. Соответствующий законопроект уже несколько лет ожидает рассмотрения в Верховной Раде.

В Комиссии настаивают на двух условиях введения накопительного уровня — это принятие закона о консолидации надзора (№2413а) и закона о полномочиях регулятора, который будет следить за деятельностью всех субъектов накопительной системы (№6303).

"Нужно консолидировать пенсионный надзор и пересмотреть полномочия регулятора, — говорит Панченко. — Он должен быть независим, в том числе финансово, и способен немедленно видеть и влиять на любые риски и отклонения в системе".

Комиссия также предлагает ввести новые функции в КУА и банках-хранителях, в частности это функции комплаенса, риск-менеджмента, слежения за конфликтом интересов.

Санкции будут предусмотрены ко всем игрокам системы.

Контролировать качество инструментов, в которые компании будут инвестировать пенсионные деньги, должен Совет накопительного фонда. Депутатский законопроект предлагает сохранить Совет в том виде, в котором он работает на добровольном уровне. То есть каждый НПФ имеет свой собственный Совет из 14 членов, среди которых могут быть и представители госорганов.

Комиссия в свою очередь не согласна с сохранением статус-кво. Мол, в нынешнем виде в Совет НПФа могут входить представители КУА, администратора и банка-хранителя, а это конфликт интересов.

НКЦБФР считает, что Советы сейчас плохо справляются со своей функцией и не в последнюю очередь потому, что по отношению к их членам нет ответственности за контроль за инвестированием пенсионных накоплений.

"Мы предлагаем облегчить совет. Должно быть пять независимых членов, никаких чиновников, только профессионалы финансового рынка, только независимые члены с репутацией", — резюмирует Александр Панченко.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram