НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,42

EUR

45,30

45,10

Пенсионная реформа 2.0: как не превратить накопительный уровень в финансовую пирамиду

Фото: Виталий Головин
Фото: Виталий Головин
Через девять месяцев в Украине должна заработать обязательная накопительная система. Delo.UA разбиралось, как это отразится на зарплате украинцев, и как власть намерена гарантировать сохранность отложенных на пенсию денег
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В 2019 году в Украине должен произойти очередной этап пенсионной реформы — заработает обязательный накопительный уровень  (второй уровень пенсионной системы). Пока непонятно, станет ли это обязательным сразу для всего населения или только для некоторых категорий украинцев. Сейчас народные депутаты, Министерство социальной политики и Национальная комиссия по ценным бумагам (НКЦБФР, которая будет регулировать второй уровень пенсионной системы) работают над единой концепцией и новым законодательством.

Delo.UA разбиралось, зачем нужна еще одна реформа, как вырастут взносы из зарплат для работающих, и самое главное — как власть намерена гарантировать сохранность отложенных украинцами на пенсию денег.

Зачем нужна новая пенсионная система

В рамках действующей солидарной системы украинские пенсионеры ежемесячно получают в среднем 2,5 тыс. грн (с учетом прошлогоднего повышения на 650 грн в рамках реформы Кабинета министров). Средняя пенсия сейчас меньше, чем прожиточный минимум, рассчитанный в текущих ценах на товары, который  составляет почти 2,7 тыс. грн в месяц.

При этом 56% всех пенсионеров (или 6,5 млн чел.), согласно данным Пенсионного фонда, получают пенсии в еще меньшем размере — до 2 тыс. грн на месяц. То есть большинство украинцев получают мизерные пенсии (приличные размеры выплат только у судей, народных депутатов и сотрудников прокуратуры). И это при том, что Пенсионный фонд получает из бюджета дотацию на колоссальную в масштабах государственной сметы сумму — около 140 млрд грн.

Цифры свидетельствуют, что солидарная система в Украине нездоровая. И если ничего не менять, дальше будет только хуже, свидетельствуют прогнозы Института демографии и социсследований им. М. Птухи.

Согласно этим прогнозам, количество трудоспособного населения, за счет взносов которого сейчас выплачиваются пенсии, будет постепенно сокращаться. Минимальное количество трудоспособного населения — около 16-17 млн (при нынешних 25 млн) — будет достигнуто через 25-30 лет. Количество пенсионеров по возрасту, соответственно, будет расти, и в тот же период достигнет максимума — около 12 млн (сейчас меньше 9 млн).

Таким образом, меньшее количество трудоспособных граждан должно будет содержать еще большее количество пенсионеров.

В такой ситуации возможны три сценария: снизятся пенсии, вырастет нагрузка на работодателей, увеличится нагрузка на госбюджет.

Разрешить эту проблему должны были накопительные негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые работают в стране уже более 10 лет. Украинцы имеют возможность накапливать по собственному усмотрению деньги в НПФах. Но эта опция показалась интересной для очень малого количества граждан: по состоянию на сентябрь 2017 года лишь 68 тыс. украинцев присоединились к системе добровольных накоплений и вложили в эти фонды 2 млн грн. Потому власти пришли к иному варианту и решили сделать накопительную пенсионную систему в Украине обязательной.

Как изменятся взносы для украинцев

Система должна заработать с 1 января 2019 года, но к единому видению ее работы Национальный регулятор, Минсоцполитики и нардепы еще не пришли. Сейчас есть две концепции — депутатская (законопроект №6677  подали 59 народных избранников) и правительственная, которую подготовила Нацкомиссия по ценным бумагам.

Пока очевидно одно — взносы из зарплат украинцев после старта обязательных накоплений вырастут.

В солидарную систему работодатели из зарплат украинцев продолжат платить ЕСВ в размере 22 %. Но помимо этого, уже в 2019 году нужно будет вносить "плюс" 2% от заработка в виде обязательных накоплений. При этом взносы будут расти. В депутатском проекте предлагается, чтобы дополнительная ставка ежегодно увеличивалась — с 2% до 7% (то есть общий взнос на пенсию в конечном счете будет 29% от зарплаты).

НКЦБФР тоже предлагает стартовать с 2%. Они подсчитали, что из-за демографии взносы в солидарную систему (соответственно и пенсии из нее) будут сокращаться. Потому уверены, что "депутатские" 7% отчислений на накопления не обеспечат "достойную" пенсию. Регулятор предлагает другой подход — строить систему не по плановому графику как предлагают депутаты, а постепенно за счет прироста среднегодовой заработной платы. Ежегодно 10% из суммы прироста будет добавляться к взносу, пока его размер не вырастет до 15%(то есть в итоге общий взнос на пенсию составит 37%). Если зарплата расти не будет, значит и взнос повышаться не будет. Согласно расчетам НКЦБФР, для достижения размера взноса в 7% Украине понадобится 6 лет, до 15% — 17 лет.

Почему взносы должны вырасти именно на 15%? В Нацкомиссии апеллируют к цифрам и так называемому коэффициенту замещения. Это показатель, который соотносит среднюю пенсию со средней зарплатой в стране. Сейчас в Украине коэффициент замещения составляет 33%, то есть пенсия равняется лишь трети зарплаты. Это очень мало, в развитых странах показатель не менее 50%.

Член Нацкомиссии по ценным бумагам Александр Панченко рассказывает, что из-за демографии коэффициент в солидарной системе будет постепенно ужиматься до 20%. То есть пенсия со временем будет составлять лишь пятую часть зарплаты.

"Если отчисления в накопительную систему будут составлять 7%, как предлагает депутатский законопроект, в итоге дополнительная накопительная пенсия составит 7-10% от последней зарплаты. Если размер отчислений будет 10%, то накопительная пенсия составит 10-15% от последней зарплаты. Если же размер отчислений будет доведен до 15%, то накопительная пенсия будет равняться 15-22% от последней зарплаты. В этом случае накопительная и солидарная системы совокупно обеспечат замещение на уровне 35-42%", — поясняет Панченко.

Как гарантировать сохранность пенсии

Важная задача для власти — построить систему так, чтобы накопленные деньги, во-первых, не "съела" инфляция, а во-вторых, чтобы их не вывели недобросовестные собственники пенсионных фондов или компаний по управлению активами (КУА).

Для этого нужно, чтобы компании, которые управляют пенсионными деньгами, качественно их инвестировали, а регулятор жестко контролировал их работу.

Инструментов для инвестирования в Украине пока немного. На добровольном накопительным уровне основными инструментами являются государственные облигации и депозиты в банках(занимают в портфелях около 45% и 40% соответственно).

Концепции депутатов и Нацкомиссии в этом вопросе снова-таки отличаются. В Верховной Раде предлагают закрепить прямо в законе, какую долю пенсионных денег и в какие инструменты нужно инвестировать. Предлагается следующее: до 50% активов можно вкладывать в банковские депозиты, до 50% активов — в гособлигации, до 40% — в акции и облигации украинских компаний, до 30% активов — в земельные участки сельхозназначения, до 20% — в гособлигации других государств, до 20% — в акции и облигации иностранных компаний.

Накцомиссия в свою очередь хочет обеспечить большую гибкость. Предлагают установить только планку максимума инвестирования в отдельный инструмент и дать регулятору больше возможностей для реагирования, если уровень риска в каком-то инструменте будет слишком высоким.

Концепция в текущей редакции не предполагает инвестирование пенсионных денег в земельные участки и объекты недвижимости. "Ведь для этого в КУА должны быть специалисты по недвижимости. Плюс земля и недвижимость будут требовать дополнительных расходов на содержание", — отмечает Панченко.

Член НКЦБФР добавляет, что регулятор рассчитывает на доходность инвестиций на уровне 3% "плюс" инфляция (уже второй год инфляция в Украине составляет 12-14%).

Еще один аспект, который напрямую влияет на сохранность пенсионных денег (хотя это и не очевидно) — структура накопительной системы.

Депутаты предлагают сохранить статус-кво. Сейчас на рынке добровольных накоплений есть три игрока — негосударственные пенсионные фонды (принимают взносы от участников системы), администраторы (ведут персональные счета) и компании по управлению активами (непосредственно инвестируют деньги).

Такая структура является дорогостоящей для украинцев-участников системы.

"Согласно подсчетам Нацкомфинуслуг, стоимость системы добровольных накоплений (административные затраты на ее содержание — Ред.) сейчас составляет 4,93% от стоимости активов. Это много. В странах Организации экономического сотрудничества и развития человек на обслуживание накопительной системы тратит в среднем 0,5% стоимости активов, а в Соединенных Штатах — 0,38%", — поясняет Александр Панченко из НКЦБФР.

Происходит так называемая эрозия капитала.

Если КУА взимает с человека, скажем, 2% за управление активами, он потеряет при выходе на пенсию около 45% накоплений. Даже при 0,5% стоимости услуг КУА потери составят около 15% взносов, приводят расчеты Проекта USAID "Трансформация финансового сектора" в Комиссии.

Потому НКЦБФР предлагает упростить систему и минимизировать расходы на ее содержание. "Создаем единый накопительный фонд в статусе неприбыльной организации и единый администратор. То есть все взносы будут учитываться в одном месте. Но инвестировать деньги по-прежнему будут частные компании по управлению активами", — рассказывает Панченко.

При этом Комиссия готова также допустить к работе на обязательном накопительном уровне игроков добровольного уровня — НПФ, администраторов и КУА. Но им нужно будет пройти "авторизацию" в Комиссии и соответствовать более высоким требованиям. Каждый украинец, регистрируясь в системе обязательных накоплений, сможет выбрать, куда перечислять деньги — в центральный Накопительный фонд или в один из частных. Все вкладчики должны изначально понимать, во сколько им обойдутся услуги того или иного фонда.

Как воспрепятствовать выводу пенсионных миллиардов

Упрощение структуры и централизация учета взносов помогает также обеспечить более тщательный контроль за пенсионными деньгами, считают в Нацкомиссии. Актуальная информация по движению средств всегда будет собрана в одном месте, и рисковые операции можно будет легко отслеживать.

Контроль за добровольными накоплениями и их инвестированием сейчас распылен. За работой негосударственных фондов и администраторов следит Нацкомфинуслуг, а за компаниями по управлению активами — Нацкомиссия по ценным бумагам. Необходимым условием для старта обязательных накоплений является передача всех функций в один орган — НКЦБФР. Иначе весь контроль погрязнет в бесконечных согласованиях и бюрократических процедурах. Соответствующий законопроект уже несколько лет ожидает рассмотрения в Верховной Раде.

В Комиссии настаивают на двух условиях введения накопительного уровня — это принятие закона о консолидации надзора (№2413а) и закона о полномочиях регулятора, который будет следить за деятельностью всех субъектов накопительной системы (№6303).

"Нужно консолидировать пенсионный надзор и пересмотреть полномочия регулятора, — говорит Панченко. — Он должен быть независим, в том числе финансово, и способен немедленно видеть и влиять на любые риски и отклонения в системе".

Комиссия также предлагает ввести новые функции в КУА и банках-хранителях, в частности это функции комплаенса, риск-менеджмента, слежения за конфликтом интересов.

Санкции будут предусмотрены ко всем игрокам системы.

Контролировать качество инструментов, в которые компании будут инвестировать пенсионные деньги, должен Совет накопительного фонда. Депутатский законопроект предлагает сохранить Совет в том виде, в котором он работает на добровольном уровне. То есть каждый НПФ имеет свой собственный Совет из 14 членов, среди которых могут быть и представители госорганов.

Комиссия в свою очередь не согласна с сохранением статус-кво. Мол, в нынешнем виде в Совет НПФа могут входить представители КУА, администратора и банка-хранителя, а это конфликт интересов.

НКЦБФР считает, что Советы сейчас плохо справляются со своей функцией и не в последнюю очередь потому, что по отношению к их членам нет ответственности за контроль за инвестированием пенсионных накоплений.

"Мы предлагаем облегчить совет. Должно быть пять независимых членов, никаких чиновников, только профессионалы финансового рынка, только независимые члены с репутацией", — резюмирует Александр Панченко.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram