НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Как в Киеве продавали остановки с киосками: инвестконкурс может завершиться скандалом

Как в Киеве продавали остановки с киосками: инвестконкурс может завершиться скандалом
В столице решили на конкурсе передать в аренду остановочные комплексы с киосками. В результате столкнулись интересы нынешних арендаторов с малоизвестными победителями конкурса
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В конце декабря 2017 года в газете "Крещатик" вышло объявление об инвестиционном конкурсе на обустройство остановок общественного транспорта в Киеве. Проводил конкурс департамент экономики и инвестиций КГГА через Киевское инвестиционное агентство. Всего на конкурс было выставлено 994 остановки (всего около 2 тыс. таких остановок), которые объединили в 28 лотов. Ориентировочная стоимость каждого остановочного комплекса составляла 355 тыс. грн.

Конкурс проходил с конца декабря 2017 года до 16 февраля 2018 года. Большинство остановок (664 единиц) достались созданной два года назад компании "Киев Маркет Солюшн". При этом непроданными остались 14 лотов.

Часть нынешних арендаторов остановочных комплексов через ассоциацию "Союз инвесторов транспортной инфраструктуры Киева" пожаловались на нарушения при проведении конкурса. Для того чтобы разобраться с этим вопросом, в Киевсовете создали рабочую группу, которая уже призвала мэра не признавать результаты конкурса.

Какие нарушения были обнаружены во время конкурса

Рабочая группа Киевсовета обратилась к мэру Киева Виталию Кличко не утверждать результаты инвестиционного конкурса для обустройства 994 остановок в Киеве. Соответствующее решение было принято на заседании 20 февраля 2018 года, т. е. спустя четыре дня после проведения конкурса.

Как отмечает рабочая группа, перечень объектов, которые подлежат инвестированию, должна утвердить КГГА после того, как каждый объект (остановку) рассмотрит инвестиционная комиссия. По факту же 13 декабря 2017 года инвесткомиссия рассмотрела вопрос о конкурсе сразу на 994 остановки на своем заседании, не предупредив о данном проекте. По результатам рассмотрения утвердили условия инвестиционного конкурса.

Таким образом, вопрос был рассмотрен пакетом, а КГГА не принимала участия в утверждении перечня остановок. По мнению рабочей группы, это ставит под вопрос законность проведения конкурса.

А формирования таких больших лотов объяснили тем, что проводить небольшие конкурсы на 1-2 остановки, во-первых, неудобно, а во-вторых, это затрудняет контроль за исполнением условий инвестиционного договора.

НеProzorro

На том же заседании инвестиционной комиссии было решено объявить о конкурсе в муниципальной газете "Крещатик".

22 декабря в "Крещатике" вышло объявление о проведении инвестконкурса. Заказчиком проекта названо коммунальное предприятие "Киевпастранс". Заказчиком прединвестиционных работ определено Киевское инвестиционное агентство.

Во время этих прединвестиционных работ как раз и была сделана странная разбивка остановок на лоты. Сначала "Киевпастранс" предоставил инвестиционному агентству свои предложения, а потом на основе этих предложений были и сформированы 28 лотов, пояснили Delo.UA в Департаменте экономики и инвестиций КГГА. Дело в том, что самый большой лот насчитывал 242 остановки, 2 лота 99-109 остановок, 5 лотов на 45-50 остановок, остальные лоты включали от 9 до 25 остановок.

В конкурсной документации прописана ориентировочная стоимость одного остановочного комплекса — 355 тыс. грн. За эти деньги инвестор должен построить остановку с павильоном ожидания (16,35 кв. м), киоском для продажи билетов (11,51 кв. м) и информационным табло. Таким образом, победителю по самому большому лоту придется сразу выложить 82,5 млн грн, а самого маленького — 3,2 млн.

В стоимость лота также входит право аренды киоска на 10 лет. Инвестор самого большего лота должен внести в бюджет Киева 2,6 млн грн "на развитие инфраструктуры". Сам же размер арендной платы в документе не указан. Он будет оговорен в отдельном договоре.

Что не так в конкурсном предложении

По мнению руководителя Ассоциации "Союз инвесторов транспортной инфраструктуры Киева" Сергея Корниевского, конкурс изначально был объявлен с нарушениями.

Он обращает внимание на то, что некоторые остановки, по которым был проведен конкурс, уже имеют инвестора, и включать их в список не имели права. Это, например, остановка "Военный госпиталь" (бул. Леси Украинки, 24), остановка "Ст. м. Контрактовая площадь" (ул. Верхний Вал 28-30), "Ст. м. Лыбедская" (площадь Лыбедская).

Кроме того, на 34 остановках невозможно разметить объекты, которые соответствовали бы условиям договора, поскольку там ширина тротуара меньше необходимого.

Также в Союзе инвесторов обращают внимание на завышенную в 2-2,5 раза стоимость остановочных комплексов, по которым проводился конкурс. По их данным, стоимость на самом деле составляет 150 тыс. грн вместе с табло и 135 тыс. грн без табло.

Поэтому Ассоциация обратилась в КГГА с жалобами на организацию конкурса. 7 февраля Комиссия Киевсовета по вопросам законности, правопорядка и предотвращения коррупции создала рабочую группу, чтобы разобраться с обращением.

600 остановок в одни руки

Однако, несмотря на жалобы инвесторов, конкурс продолжился. 16 февраля инвестиционная комиссия определила победителей по 14 лотам.

В результате больше половины остановок перешли к одному инвестору — компании "Киев Маркет Солюшн". Она выиграла первый лот на 242 остановки, а также 2 лота на 109 и 99 остановок и 3 лота на 45-50 остановок. Таким образом, компания стала победителем по 595 остановкам в столице.

По данным YouControl, основателем компании является кипрский офшор "Риеневег ЛТД", а бенефициаром — физическое лицо Элина Ланд, зарегистрированная на Кипре. По данным Сергея Корниевского, "Киев Маркет Солюшн" связана с табачным монополистом "Тедис Украина", хотя прямых доказательств этому нет.

Среди победителей также есть компания "Киев транс инвест". Согласно реестру, она была основана 3 января 2018 года, то есть за полтора месяца до окончания конкурса.

"Чисто физически эта компания не смогла бы собрать нужный пакет документов, не говоря уже об участии в конкурсе. Поэтому есть все основания полагать, что основатели компании знали об участии в конкурсе заранее", — отмечают в Ассоциации инвесторов.

Что дальше?

Как утверждают в департаменте экономики и инвестиций КГГА, им пока еще не передали протоколы конкурса. Их надеются получить через 2-3 недели.

"Лишь после того как мы получим протоколы, мы можем опубликовать распоряжение о результатах конкурса", — сказали в департаменте.

При этом там обратили внимание, что еще по 14 лотам не определен победитель, и по ним нужно объявлять отдельные конкурсы.

Пока же рабочая группа призывает мэра, правоохранительные органы и Антимонопольный комитет не признавать результаты конкурса. Сейчас слово за Виталием Кличко.