- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Пять ориентиров для Украины
За последние пять лет сразу несколько стран смогли осуществить рывок по показателю "Эффективность рынка товаров" Индекса глобальной конкурентоспособности, рассчитываемому Всемирным экономическим форумом. В их числе ОАЭ, Катар и Пуэрто-Рико. Впрочем, улучшение их торговой конкурентоспособности связано, прежде всего, с достаточно высокой ценой на сырьевые товары и полуфабрикаты в 2010–2013 гг. Как только цены пошли вниз, эти государства столкнулись с большими проблемами. Вплоть до того, что Пуэрто-Рико, чья экономика завязана на рынок США, было вынуждено объявить дефолт по своим внешним обязательствам, а в Объединенных Арабских Эмиратах обострился внутренний долговой кризис из-за чрезмерных затрат эмирата Дубаи (его долги превышают уже 100% валового продукта этого региона).
Поэтому стоит обратиться к причинам прогресса других государств, чей успех не стал залогом исключительно благоприятной конъюнктуры рынков.
Прежде всего речь идет о Малайзии и Таиланде, которые смогли за 2009–2014 гг. совершить скачок в рейтинге "Эффективности рынка товаров" на 23 и 14 позиций соответственно. Также следует выделить тройку европейских стран: Великобританию, Ирландию и Португалию.
Во всех этих странах за последнюю пятилетку международные организации зафиксировали заметное улучшение предпринимательской активности. Так, проект "Глобальный мониторинг предпринимательства" (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) ежегодно рассчитывает для 70 ведущих стран планеты Индекс предпринимательской активности (Total Entrepreneurship Activity Index, TEA). Концептуальная модель GEM исходит из связи между предпринимательством и экономическим ростом, при этом учитываются предпринимательские способности и возможности, структурные условия развития предпринимательства в той или иной стране.
[graph_727]
Малайзия
Это государство, расположенное в Юго-Восточной Азии, оказалось мировым лидером улучшения эффективности рынка товаров. За пять лет оценки этой составляющей выросли на 0,6 балла, достигнув 5,4 балла (по 7-балльной шкале). В итоге страна по колонне ИГК "Эффективность рынка товаров" взлетела с 30-го на 7-е место в мире.
В 2010 году в 30-миллионной стране правительством была начата Программа экономического преобразования. С тех пор ВВП Малайзии вырос в долларовом эквиваленте более чем на 40% (с учетом паритета покупательной способности). И если еще недавно номинальный валовый продукт этого государства с трудом достигал $200 млрд, то теперь он уверенно перевалил за отметку $300 млрд.
Страна смогла конвертировать большие экспортные возможности (профицит сальдо текущих операций достигал 15% ВВП) в развитие новых, более современных и менее зависящих от причуд сырьевой конъюнктуры производств. При этом поддерживался дефицит госбюджета на уровне 3-4% ВВП.
Еще в 2007-м специальная рабочая группа по поддержке бизнеса (PEMUDAH) инициировала ряд шагов по упрощению лицензирования и регулирования (в итоге на 52% сократилось число требуемых лицензий, на 54% — количество требований для строительства). Через год стартовала налоговая реформа, призванная создать налоговые каникулы для нового бизнеса (от 50% до 100% суммы налога на прибыль можно было не платить при условии реинвестирования) сроком на десять лет. В дальнейшем Куала-Лумпур решился на создание 12 ключевых экономических зон, не только отраслевых, но также и по территориальному признаку. Решения по льготному налоговому статусу принимаются особым государственным агентством (MIDA).
Кроме того, в стране был создан специальный банк для среднего и малого бизнеса, который с 2005 года обеспечивает разнообразную финансовую поддержку, от кредитных линий до финансирования стартапов. Благо, инфляция на уровне 1,5–3% в год способствует. Для выхода компаний на международный рынок было создано агентство MATRADE.
Малайзия также смогла использовать и свое географическое преимущество. Страна решила зарабатывать на транзите максимально возможных объемов грузов через свои многочисленные проливы, включая Малаккский. При этом собственные торговые тарифы на 99% были снижены до нулевой отметки — этому способствовала тесная интеграция стран Юго-Восточной Азии в рамках АСЕАН. Уже в этом году предполагается полная свобода передвижения для товаров и услуг, инвестиций, капитала и квалифицированной рабочей силы.
Таиланд
Отчасти успехи Таиланда схожи с малайзийскими. Страна считается таким же региональным производственным хабом для ряда промышленных отраслей. Так же, как и в Малайзии, в Таиланде много представителей среднего класса, которые из поколения в поколения привыкли торговать и заниматься организацией малых производств. Уровень безработицы в стране с 69-миллионным населением составляет менее 1%.
Пожалуй, Таиланд больше всех соседей выиграл от развития зоны свободной торговли в рамках АСЕАН. Так, Бангкок договорился об отмене более чем 53% торговых тарифов с Австралией. На таможне появилась система электронной таможни, созданная на основе новейших технологий. Контроль прост, оперативен и прозрачен.представителей среднего класса, которые из поколения в поколения привыкли торговать и заниматься организацией малых производств. Уровень безработицы в стране с 69-миллионным населением составляет менее 1%.
Уровень инвестирования в экономике достигает 30% ВВП. Притоку инвестиций способствует развитая финансовая система, предлагающая обширное меню инструментов финансирования бизнеса.
Предсказуема налоговая политика. В стране также предусмотрены каникулы по налогу на прибыль сроком до 8 лет, а сама ставка налога снижена с 30% до 20%. Кроме того, существует двойной коэффициент для ряда инфраструктурных затрат при налогообложении, отменены пошлины на импорт современного технологического оборудования и материалов. Также существует списание части налогов при затратах на НИОКР. До сих пор уровень поддержки больше зависел от месторасположения бизнеса, однако с 2014-го больший упор во льготах делается уже на тип бизнеса, прежде всего его технологичность. За соблюдением прав предпринимателей зорко следит Совет по инвестициям (BOI).
Все это привело к тому, что ВВП Таиланда вырос за последние пять лет с $260 млрд до $380 млрд.
Португалия
Среди европейской тройки стран, сумевших резко нарастить конкурентоспособность торговли, особняком стоит Португалия. Долговой кризис, углубляющийся в Южной Европе, не пощадил и это государство Пиренейского полуострова. Так, за последние 10 лет госдолг Португалии, по данным МВФ, вырос с 60% до 130% ВВП, номинальный ВВП, по большому счету, не растет, из года в год колеблясь около отметки $230 млрд, а безработица превысила отметку 15%.
Но самым опасным правительство посчитало падение общего уровня инвестирования — ниже 15% ВВП. Португальцы не стали увлекаться левацкой риторикой, а провели с начала 2010-х годов полтысячи мероприятий, направленных на улучшение конкурентоспособности. Первые плоды уже созрели. Португалия занимает первое место в ЕС-28 по легкости учреждения новой компании (два с половиной дня, необходимо всего лишь 3 процедуры). Кроме того, Европейская Комиссия полагает, что услуги электронного правительства в Лиссабоне сегодня самые лучшие на континенте.
Не обошлось без налоговой реформы. Ставка налога на прибыль для малого бизнеса снижена до 17%, введен принцип PatentBox (наполовину снижена налоговая ставка для доходов от интеллектуальной собственности — патентов, лицензий и т.п.), предусмотрен налоговый кредит для НИОКР (от трети до половины затрат на исследования). При этом в планах португальского правительства постепенное снижение ставки налога на прибыль, с 25% до 17%-19% к 2016 году. Кроме того, введен особый налоговый режим для венчурных инвесторов, упрощенная система для малого бизнеса (в целом касается три четверти местных компаний), аналог каникул для инвесторов (льготы на 10 лет, включая отмену уплаты муниципальных налогов на собственность и трансакции).
В стране три органа, ведавших налогами, объединены в один. На треть произошло упрощение/сокращение требований по отчетности, упрощены правила для разрешения конфликтных ситуаций.
С 2007 года в Португалии работает госагентство по поддержке торговли и инвестиций Aicep Portugal Global, которое не только обеспечивает выход на внешний рынок местных экспортеров, но и в целом осуществляет поддержку старта бизнеса. Миссия агентства — способствовать интернационализации португальского бизнеса. Агентство работает с компаниями по принципу единого окна, обеспечивая работу индустриальных парков и привлечение бизнеса в них.
За исключением 2012 года (фазы острого долгового кризиса), португальский экспорт товаров и услуг растет на 5–10% ежегодно. Страна уже стала нетто-экспортером, хотя еще десять лет назад 10% дефицита внешней торговли было нормой.
Ирландия
Как известно, островное государство в Западной Европе после мирового кризиса 2007-2008 годов столкнулось с огромными проблемами, связанными с платежеспособностью национальной банковской системы и обеспечением платежей по госдолгу. Ирландия стала первой страной, которая в конце 2010 года получила финансовую помощь из Европейского фонда финансовой стабильности. Средства пошли на финансирование дефицита госбюджета страны, а также на увеличение капитала банков.
Пришлось увеличить налоги и страна некоторое время не могла довольствоваться своей ролью "низконалоговой гавани". Поскольку дефицит бюджета вернулся в рамки 3% ВВП, теперь правительство вновь подняло вопрос о целевом снижении налоговой нагрузки. Ставка налога на прибыль при выплате дивидендов снижена до 12,5%. Для НИОКР вводятся налоговые кредиты, с сокращением облагаемой базы более чем на треть для ряда технологических разработок. Особые налоговые условия вводятся с 2012 г. для стартапов, работающих с интеллектуальной собственностью.
Обратим внимание, что уровень конкурентоспособности страны контролируется Дублином, что называется, в "текущем режиме" (схожий подход есть также в Малайзии). Этим занимается Национальный совет по конкурентоспособности, который в конце каждого года ставит задачу — "Вызов конкурентоспособности" ( Ireland's Competitiveness Challenge). Среди шести ключевых направлений "Вызова" Нацсовет по конкурентоспособности определил поддержку инвестиций, торговли, производительности и предпринимательства в целом. Большую роль в этом процессе играют госагентства, прежде всего "Предприятие Ирландия" (Enterprise Ireland), которое обеспечивает финподдержку и консультации для технологических компаний, программы поддержки для местных компаний-экспортеров. Еще одно агентство по промышленному развитию (Industrial Development Authority) обеспечивает поддержку, часто в виде грантов, для инвесторов, включая иностранных, приходящих в промышленность и сектор услуг.
Великобритания
Соединенное Королевство острые долговые проблемы Европы обошли стороной. Тем не менее текущий счет продолжает ухудшаться, госдолг — планомерно растет. Правительство отчетливо осознало, что бизнесу на Туманном Альбионе надо дать новый толчок.
В 2014 году Великобритания поставила рекорд: число регистраций нового бизнеса достигло 580 тысяч. Чтобы достигнуть такого результата, было проделано немало работы. Реформы проводятся в рамках правительственного плана роста для страны (Plan for Growth, 2011), которые предполагают 4 амбициозных цели:
- создание наиболее конкурентоспособной налоговой системы в G20;
- поддержку инвестирования и экспорта;
- обеспечение позиции лучшего места для старта и развития бизнеса в Европе;
- формирование наиболее образованной и гибкой рабочей силы в Европе.
Прежде всего стоит отметить роль государственных агентств по поддержке бизнеса. Ключевым из них является правительственное Агентство торговли и инвестиций Соединенного Королевства (UK Trade&Investment, UKTI). В числе прочего UKTI предоставляет "пакеты поддержки" для среднего и малого бизнеса, а также для компаний, которые впервые становятся экспортерами. Кроме того, есть множество специальных программ, например, для талантливых выпускников вузов, которые собираются запускать собственный бизнес (Sirius).
Характерно, что налоговая реформа в Великобритании предложила особые налоговые схемы для новых малых и средних компаний (Enterprise Investment Scheme, EIS; Venture Capital Trusts, VCTs; Seed Enterprise Investment Scheme, SEIS). Новые налоговые новации включают в себя принцип PatentBox (лишь 10%-й налог на прибыль, полученный от патентов или схожей интеллектуальной собственности), а также налоговый кредит на разработки НИОКР. Ставка налога на прибыль снижена до 20%, это один из самых низких уровней среди стран G20.
Помимо UKTI, поддержкой бизнеса занимаются 10 региональных агентств (Regional Development Agencies, RDAs). Вдобавок правительство обеспечивает финансовую поддержку созданию и развитию бизнеса через региональные фонды. Так, в Англии работает Regional Growth Fund (RGF), его средства для поддержки бизнеса составили с 2011 года £2,4 млрд. Специальные программы грантов и поддержки обеспечивают поддержку бизнеса в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии.
С 2012 года активно во всех регионах развиваются "Зоны предприятий" (Enterprise Zones), которые обеспечивают бизнесу существенные скидки на аренду помещений, упрощенные разрешения на планировку и строительство, а также налоговые льготы в случае осуществления капитальных инвестиций.
Более того, британцы запускают агентства не только для поддержки бизнеса, но и потребителей. Так, с 2010 г. активно работает образовательная служба для потребителей финуслуг (пенсионеров, фермеров, малых предпринимателей). Еще одна важная реформа — защита прав потребителей. Ключевой закон — Акт защиты потребителей — вступил в силу с апреля 2015 года и упорядочил крайне сложное до того законодательство по защите прав потребителей (состояло из 8 разных законов). Упорядочены были вопросы потребительских контрактов, нечестных торговых терминов, а также электронной коммерции.
Именно в Великобритании действует интересное правило компенсации ("One-In, Two-Out"), которое подразумевает, что любое увеличение затрат для бизнеса в силу нового регулирования должно быть компенсировано в двукратном размере за счет облегчения других регуляторных нагрузок.