НБУ курс:

USD

41,53

--0,01

EUR

44,98

--0,02

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,35

45,16

Почему депутаты хотят уволить главу Минфина Данилюка и чем это грозит

Депутаты налогового комитета Верховной Рады не только обратились к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой провести совместную с министром финансов Александром Данилюком встречу, но также приняли решение говорить постановление об увольнении главы Минфина. Почему таможня стала камнем преткновения между министром и депутатами?
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

На прошлой неделе налоговый комитет Верховной Рады обнародовал обращение к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой провести совместную встречу с министром финансов Александром Данилюком. Соответствующее письмо подписали 17 из 32 членов комитета в том числе и его глава Нина Южанина. Депутаты заявили, что работа Минфина и лично министра является бессистемной, некомпетентной и непрофессиональной. Парламентарии считают, что министр безответственно относится к сотрудничеству с комитетом и не советуется с ним по важным вопросам финансовой и бюджетной политики.

Александр Данилюк такие претензии называет предвзятыми. И говорит, что ему важны результат и борьба с коррупцией, а некоторых членов комитета, по его словам, "больше интересует сохранения статуса-кво".

Согласно стенограмме заседания, 7 июня депутаты приняли еще одно решение — подготовить постановление комитета с рекомендацией уволить Данилюка с занимаемой должности.

Какие претензии у депутатов к Минфину

Сотрудничество между налоговым комитетом и министерством, очевидно, не сложилось. Недоразумения начались еще в прошлом году, во время подготовки изменений в налоговый кодекс. Спорили о своевременности введения налога на выведенный капитал, применении нулевого декларирования и запуске непрямых методов контроля за доходами. Потом же комитет выступил против передачи функций администрирования баз данных фискальной службы Минфину, а министерство в свою очередь не одобрило идею "воскрешения" налоговой милиции и пошло-поехало.

Сейчас депутаты критикуют Минфин абсолютно "по всем фронтам" — за желание наделить Службу финансовых расследований оперативно-розыскными функциями, за нежелание восстановить налоговую милицию, за критерии блокирования НДС-накладных, за то, что закон о налоге на выведенный капитал, вероятно, не будет зарегистрирован в парламенте до 1 июля (а законодательство предусматривает именно такой дедлайн).

Больше всего претензий комитета вызвали последние предложения Минфина по реорганизации таможни. Кабинет министров с подачи министерства на своем заседании 29 марта одобрил постановление о реформировании территориальных органов Государственной фискальной службы. Этим решением правительство одобрило концепцию реформы ГФС, и уже с 1 мая планировало централизовать таможню в составе фискальной службы, ликвидировав 27 юридических лиц в областях. Но документ спустя три месяца так и не был доработан, подписан премьером, не появился на сайте правительства, а потому не вступил в силу.

В чем разногласия по таможне

В концепции Минфина было много задач: создать в стране уполномоченных экономических операторов, обеспечить определение таможенной стоимости и классификации товаров по единым стандартам, создать условия для обмена информацией с иностранными таможенными администрациями, разработать автоматизированные решения для блокирования рисковых операций. Но больше всего критики вызвало предложение создать одно юридическое лицо — Межрегиональную таможню, а в областях сформировать ее представительства.

Депутаты заявили, что Минфин выходит за рамки своих полномочий, меняя системные правила в обход Верховной Рады. Но согласно Таможенному кодексу, за создание, реорганизацию и ликвидацию таможен отвечает центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной налоговой и таможенной политики (статья 546 кодекса), то есть фискальная служба, которую контролирует Минфин. Потому слова советника министра финансов Юрия Драганчука о том, что министерство действовало в пределах своих полномочий, выглядят справедливо.

В комитете все же настаивают, что предложения министерства абсурдны и приведут к тому, что централизованная таможня не сможет бороться с контрабандой и качественно обслуживать бизнес. По словам депутатов, руководство единой таможни будет перегружено. Ведь все текущие вопросы — прием на работу, увольнение, отпуск, командировка, жалобы на действия таможенников, личный досмотр человека при подозрении на контрабанду — лягут на плечи главы единой таможни.

Министерство финансов в свою очередь уверяет, что количество таможенных постов сокращать не будут, а для решения текущих задач некоторые функции единой таможни будут делегированы представительствам в регионах. Но для этого и вправду нужны изменения в законодательство. А это будет проблематично в ситуации, когда профильный комитет считает неприемлемой разработанную правительством концепцию.

В Минфине настаивают, что централизация таможни необходима, ведь она ликвидирует влияние местных властей, позволит легче контролировать выполнение таможенниками законодательства и увольнять сотрудников за коррупцию (после принятия закона о госслужбе это может делать только руководитель региональной таможни). В комитете, в свою очередь, считают, что таможню необходимо вывести из состава фискальной службы и из-под контроля Минфина. Проект закона ( №3763) о создании Национальной таможенной службы профильный комитет уже одобрил и рекомендовал парламенту принять "за основу". Согласно позиции депутатов, в каждой области должны работать территориальные органы Национальной таможни, которые являются отдельными юридическими лицами.

Чем грозит конфликт

Несмотря на то, что одобренное Кабмином постановление о территориальной организации ГФС не вступило в силу, Министерство финансов не отказалось от предложенной им концепции. Два последних месяца Минфин встречался с бизнесом, народными депутатами, представителями фискальной службы, нарабатывая более детальный план действий по реформе таможни. Сейчас уже сформулированы задачи по 19 направлениям. Многие из них требуют законодательных изменений. А их будет сложно провести через парламент из-за позиции комитета.

В ближайшее время на комитет также должны попасть и другие важные законопроекты Минфина — о Службе финансовых расследований и о налоге на выведенный капитал. Эти инициативы вместе с реформой таможни могут не просто затянуться, но и вовсе кануть в Лету из-за нежелания комитета и министерства вести диалог. Ведь парламентарии, чтобы поставить Данилюка "на место", уже предлагают или блокировать все предложения Минфина, или, просто-напросто, требовать увольнения министра.