Почему не стоит вводить военное положение на Донбассе

Силовики вполне успешно могут решить задачу на Донбассе без введения военного положения, при котором руководство операцией перейдет Генштабу Минобороны, считает директор военных программ Центра им. Разумкова Николай Сунгуровский
Нужно наводить порядок в руководстве АТО, а не вводить военное положение

Стало известно, что Министерство обороны не настаивает на введении военного положения. Это правильно, так как при введении военного положения управление операцией переходило бы в Генеральный штаб МО (сейчас АТО управляет Антитеррористический центр при СБУ — Ред.).

Вооруженные силы не обладают никакими способностями по ведению военных действий в городе и особенно в толпе. Это задача Национальной гвардии и СБУ. У них есть спецподразделения, которые имеют расписанные под эти случаи положения. Максимум, чем располагает Минобороны, — антитеррористические подразделения в составе военной службы правопорядка. Но они предназначены исключительно для защиты военных объектов.

Поэтому руководить операцией Вооруженные силы в принципе не могут. Если бы даже они и могли теоретически, то следует вспомнить предыдущие действия, когда армия не оказывала помощь батальонам, оказавшимся в окружении, не помогала пограничникам. Это случалось или из-за политических моментов, или неспособности Генштаба вовремя среагировать.

В сложившихся условиях я бы ставил вопрос не о передаче управления АТО какому-то силовому ведомству, а сосредоточил бы основные условия на поиске конкретной личности, которая была бы способна и готова возглавить такую операцию. И под этого человека создать штаб из представителей всех силовых структур. В прямое подчинение этому штабу следует передать силы и средства всех задействованных ведомств, чтобы не было двойного подчинения.

Я не знаю, почему не удалось это сделать нынешнему руководителю АТЦ Василию Крутову. То ли ему не дали, то ли он не смог. Хотя он достаточно профессиональный военный.

В Генштабе некоторые считают так: почему я должен подчиняться тому, у которого в районе боевых действий всего лишь 120 человек (спецподразделение СБУ "Альфа" — Ред.). Операцией должен командовать не тот, у которого больше средств, а владеющий спецификой. Если в основе — борьба с террористами, то вооруженные силы этому не обучены. Борьбой с незаконными вооруженными формированиями должна заниматься Нацгвардия, но для этого не нужно вводить военное положение. В Законе о борьбе с терроризмом прописано, что штаб АТО имеет право подать предложение Совету нацбезопасности относительно введения чрезвычайного положения в рамках антитеррористической операции.

Нужно ли было перемирие и с кем вести переговоры

У меня до сих пор возникает сомнение в целесообразности введения перемирия на Донбассе. Наверняка там было много политических предпосылок и подковерных договоренностей. Но если исходить из военных аспектов, то, как правило, на перемирие идет сторона, обладающая непререкаемым преимуществом в военном, моральном и техническом планах. Украина же таких преимуществ не имела. При этом следует указать, что преимущество в человеческой силе на украинской стороне только благодаря добровольцам, которые обеспечили хотя бы неполную потерю инициативы. Государство оказалось неспособно адекватно среагировать на угрозы.

Вести переговоры с террористами не о чем. Переговоры с ними могут вестись в случае блокирования населенного пункта: вот вам 3-4 часа перемирия, даем возможность сдаться. А с остальными нужно вести разговоры по другому.

Необходимо отделить радикалов от толпы: отдельно работать с радикалами (на уничтожение) и отдельно с населением (проводить информационную кампанию и переговоры). Если мы говорим о переговорах с мирным населением, то следует общаться не с элитами и партийными лидерами, а с реальными представителями интересов местного населения — бизнесменами, чиновниками.