- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Поработать с государством: Как развивается в Украине государственно-частное партнерство
Правительство разрабатывает новый порядок реализации проектов, которые бизнес осуществляет в партнерстве с государством в рамках Государственно-частного партнерства. Проект с конкретными предложения по усовершенствованию законодательной базы в Минэкономразвития планируют разработать до конца текущего года. "Государственно-частное партнерство могло бы стать ответом на вопрос — где найти деньги, которых не хватает бюджету для решения срочных проблем в обществе, — сказал Павел Пахолко, заместитель директора департамента инвестиционно-инновационной политики Министерства экономического развития и торговли Украины. — Это позволило бы государству, которое нуждается в деньгах для реализации социально значимых проектов, и частному капиталу, который постоянно ищет пути прибыльного их применения, выступить партнерами".
На сегодня в Украине принят закон "О государственно-частном партнерстве", который, даже по мнению чиновников, требует усовершенствования, полдесятка законов, которые в основном регулируют вопросы концессии, и ряд подзаконных актов. "Законодательство в этой сфере чересчур противоречивое и, на мой взгляд, излишне зарегулированное. Минэкономразвития в марте этого года инициировало изменение концепции ГЧП, — рассказывает Павел Пахолко. — Эта работа направлена на то, чтобы учесть сложности при реализации проектов в этой сфере, подготовить проекты усовершенствования законодательства и с конкретными предложениями выходить на правительство".
По его словам, Кабмин рассматривает государственно-частное партнерство как один из основных механизмов привлечения в страну иностранных инвестиций.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaГде применить
В Украине о применении государственно-частного партнерства правительство задумалось в связи с проведением Европейского футбольного чемпионата. Выиграв право на проведение Евро-2012, Кабмин озаботился поиском средств на реализацию сопряженных с этим проектов, в первую очередь строительством стадионов и дорог. Однако применить этот механизм чиновники просто не успели, так как на подготовку проектов ГЧП требуется в среднем в 1,5 раза больше времени, чем в ординарных инвестпроектах.
Как правило, проекты ГЧП реализуются в отраслях, где невозможна приватизация и которые не бьют рекорды инвестпривлекательности. "Это, безусловно, не самые "сладкие" сектора", — считает Елена Маслюкивская, руководитель направления обучения и информационной поддержки Программы развития государственно-частного партнерства, которая финансируется Агентством США по международному развитию (USAID).
Сектор, который открывает наиболее широкие возможности для ГЧП — водоснабжение, вопрос оптимизации и модернизации которого остро стоит в большинстве украинских городов. Схема ГЧП предполагает, что инвестор вкладывает средства в реконструкцию труб, а город компенсирует затраты с небольшим профитом в течение 10-15 лет из платежей потребителей. "Эта схема выгодна городу, так как не создает нагрузки на бюджет. Кроме того, даже Киев не в состоянии потянуть единоразово ремонт этой системы, не говоря уж о небольших городах", — подчеркивает Елена Маслюкивская. Также среди проектов, где "напрашивается" ГЧП, — реконструкция Бортнической станции аэрации, которая не по карману городу, однако может быть реализована в партнерстве с частным инвестором.
Однако прежде чем инициировать глобальные инвестиции, местным властям целесообразно отработать механизм ГЧП в менее масштабных проектах, говорят специалисты. Так, проект с применением механизма ГЧП, который может быть предложен в ближайшее время в столице — создание частных детских садов. Предполагается, что город предоставит находящиеся в коммунальной собственности детские сады, а инвестор осуществит их ремонт и возьмет в управление. Как отмечают эксперты, это несложный, однако социально значимый проект, который позволит отработать механизм ГЧП на практике.
Ряд проектов с применением ГЧП инициировало Госагентство по инвестициям и управлению национальными проектами. "Один из самых успешных проектов в этой сфере, который реализует наше агентство — проект "Чистый город", связанный с переработкой твердых бытовых отходов, — объяснил Игорь Жовква, руководитель департамента иностранных инвестиций и международного сотрудничества Нацагентства. — Он прошел уже много практических стадий в 10 городах страны".
По его словам, это хороший пример того, как государство определило проблемную сферу, решило привлечь к решению проблемы частный бизнес, выделило средства на разработку документации, начало проект и готово передать его частному инвестору. С использованием механизма ГЧП планируется реализовать проект по строительству завода по приемке сжиженного газа, развивать альтернативную энергетику и строить концессионную дорогу в Киевском регионе.
Зарубежный опыт
Страны, в которых механизм ГЧП был сформирован раньше, чем в Украине, и уже успешно работает, могут выделить факторы, которые стимулируют сотрудничество бизнеса и государства.
Как отмечает Камило Врана, советник главы Совета директоров Агентства публично-частного партнерства Хорватии, прежде чем затевать проект в рамках ГЧП, местным властям в первую очередь необходимо самим четко определиться, в каком направлении должен развиваться город. "Нужен стратегический план. Самая главная ошибка, которую можно совершить — это спутать политические приоритеты со стратегическими, в которых действительно нуждается общество", — говорит он.
По его словам, проект в рамках ГЧП в первую очередь должен быть экономически интересен бизнесу. "Допустим, вы хотите поставить памятник. Возможно, вашему городу он бы и правда не помешал. Но заинтересует ли такой проект частный капитал?" — задает вопрос эксперт.
Среди обязательных составляющих успешного сотрудничества государства и бизнеса эксперт выделяет возможность объединения схожих проектов в разных городах для осуществления более масштабных инвестиций, а также привлечение опытных консультантов. "Не экономьте на консультантах. Бизнес с сомнением отнесется к чиновникам, которые рассказывают об инвестиционных возможностях, но доверяет консультантам, особенно если те уже помогли реализовать прибыльные проекты", — уверен Камило Врана.
В свою очередь Адам Едржеевский, директор по международному направлению Института публично-частного партнерства Польши, напоминает, что для инвестора очень важна экономическая стабильность в стране, так как проекты ГЧП, как правило, рассчитаны на длительный срок. Также стимулирующим развитие ГЧП фактором является наличие единого уполномоченного органа центральной власти. "Польша в этом смысле — не лучший пример, так как проекты ГЧП рассматриваются разными ведомствами", — сказал эксперт.
При этом принцип "Кто платит — тот и главный" неприемлем в формате ГЧП, подчеркивают эксперты. Власти должны оставлять за собой контроль реализации этих проектов и постоянно мониторить качество предоставляемых услуг. "Если привести аналогию — вы доверяете вести машину своему другу — чемпиону по стрит рейсингу. То есть как бы делегируете риски тому, кто с этим лучше справляется, но говорите ему, куда ехать. В этом суть государственно-частного партнерства", — резюмировал Камило Врана.
Как сообщало "Дело", по оценке Европейской Бизнес Ассоциации, уровень инвестпривлекательности Украины близок к рекордно низкому.
Что нужно для успешного развития Государственно-частного партнерства
- Политическая воля и сильное лидерство на местном уровне
- Стабильная экономическая ситуация, так как проекты ГЧП, как правило, рассчитаны на длительный срок
- Господдержка на центральном уровне, существование единого координирующего органа
- Изучение международного опыта
- Привлечение опытных консультантов
- Честная конкуренция