НБУ курс:

USD

41,53

+0,02

EUR

45,00

--0,16

Наличный курс:

USD

41,50

41,40

EUR

45,30

45,10

Украинские бизнесмены в Малайзии успешны в сфере IT и инженерии — посол Малайзии

Посол Малайзии Датук Аюф Бачи об интересе к сотрудничеству в оборонке, проектах по строительству дорог и портов, а так же причинах, почему крупный малазийский бизнес не представлен в Украине
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

В прошлом году в Малайзию ездила торгово-экономическая миссия Министерства экономического развития и торговли Украины. Каковы результаты этого визита?

В процессе переговоров стороны подписали несколько договоров, а также обговорили вопросы сотрудничества в пяти сферах. Сейчас мы продолжаем переговоры о кооперации в этих областях.

Например, нам уже удалось достичь определенных результатов по вопросу визового режима для граждан Малайзии. Раньше малазийцы должны были оформлять визы в дипломатическом представительстве Украины в Малайзии, а сейчас их можно получить по приезду в страну — в аэропорту. Что касается украинцев, то они могут находиться на территории Малайзии с туристической целью 30 дней без оформления визы.

Насколько визовый режим влияет на интерес малазийского бизнеса к Украине?

Конечно, отчасти это имеет значение. Но самым главным для наших предпринимателей является вопрос, смогут ли они получить ожидаемый возврат инвестиций от своих бизнес-инициатив в Украине как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

Вы сказали, что переговоры с украинской делегацией в Малайзии были сосредоточены на пяти основных блоках. Расскажите детальнее.

Речь шла, как я уже упоминал, об упрощении визового режима для наших граждан, о сотрудничестве в сферах развития инфраструктуры, обороны и образования. Также были заключены договора о взаимной правовой помощи и о выдаче преступников. Кроме того, результатом переговоров стало создание Объединенной украинско-малазийской торговой комиссии.

Одним из примеров сотрудничества в сфере развития инфраструктуры является управление и обслуживание аэропорта "Борисполь".

Что касается сотрудничества в оборонной отрасли, то в ходе визита президента Петра Порошенко в Малайзию в 2016 году, были проведены переговоры по поводу возможной кооперации в области военной техники между Министерством обороны Малайзии и государственной компанией "Укроборонпром".

Если говорить о конкретной статистике, то договоренности о сотрудничестве в рамках вышеупомянутых отраслей все еще находятся на этапе переговоров. Со своей стороны, посольство активно делится сведениями с малазийскими предпринимателями относительно возможных вариантов, где бы они могли предложить свои экспертные знания с пользой для Украины. Например, малазийские эксперты готовы поделиться своим опытом в рамках возможных проектов по строительству дорог и портов. Исходя из заявления премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, в 2018 году государство собирается инвестировать около 40 млрд грн на развитие местной дорожной инфраструктуры. Мы передали эту информацию малазийскому бизнесу.

А какие отрасли экономики Украины наиболее интересны малазийцам для инвестирования?

Наше посольство получало ряд запросов от частных малазийских компаний по поводу сотрудничества с Украиной в сфере торговли продуктами питания (в частности, зерном и фасолью), а также нефтью и газом.

Но наше дипломатическое представительство является лишь мостом между малазийскими и украинскими бизнесменами, предоставляя консультации и способствуя проведению переговоров. Мы не отслеживаем судьбу каких-либо контрактов подписанных частными компаниями, а фиксируем их прогресс уже в форме обобщенных результатов статистики.

Можно ли говорить о присутствии малазийского бизнеса в Украине?

К сожалению, на сегодняшний момент крупный малазийский бизнес не зарегистрирован в Украине.

Кроме "информационного голода", на ваш взгляд, в чем еще причина пассивности интереса малазийских деловых кругов к нашей стране?

Как я уже подчеркивал, основная роль посольства состоит в том, чтобы способствовать возникновению и поощрять интерес наших предпринимателей к Украине. Мы можем только предоставить им информацию о различных возможностях ведения бизнеса здесь, а решают они сами. Но для того, чтобы возник интерес, малазийцы должны четко понимать потенциал страны и возможные риски для их бизнеса. С моей точки зрения, эти два вопроса являются для них приоритетными. Поэтому, я думаю, наши предприниматели не очень активны на рынке Украины.

А может, проблема еще и в десятках тысяч километров, разделяющих наши государства?

Большое расстояние между нашими странами не является существенным критерием для предпринимателей. На самом деле, малазийский бизнес представлен в восточно-европейских и соседствующих странах. Рано или поздно, я уверен, его масштабы достигнут в полной мере и украинского рынка.

То есть, малазийцев, как и львиную долю иностранного бизнеса, отпугивает нестабильная ситуация в Украине?

Я пока не могу основываться на простом предположении. Малазийским бизнесменам необходимо лучше изучить здешнюю деловую среду. Важно то, что украинская экономика стремительно развивалась на протяжении последних трех лет, и процесс реформ движется в положительном направлении.

Работают ли украинские предприниматели в Малайзии или положение такое же плачевное?

Несколько украинских предпринимателей ведут свою деятельность в Малайзии, но это преимущественно малый и средний бизнес. В частности, украинские бизнесмены в Малайзии успешны в сфере информационных и инженерных технологий.

В начале нашей беседы вы акцентировали, что малазийской стороне для инвестирования в Украину интересна аграрная и нефтегазовая сферы. Почему именно эти отрасли?

Малайзия заинтересована в сотрудничестве в аграрной сфере, так как ваша страна известна во всем мире как житница. К тому же, в малазийской экономике доминируют, преимущественно, непищевые отрасли (производство пальмового масла, резины). Поэтому, мы нуждаемся в поставках именно пищевой линейки товаров. Если говорить о нефтегазовой отрасли, то нам известно, что Украина собирается ее реформировать, а Малайзия может предложить в данном вопросе свои экспертные знания, а также соответствующий опыт.

Вообще, раньше Малайзия экспортировала в Украину много пальмового масла, а Украина поставляла нам металлопродукцию и уголь. Сейчас Украина переориентировала свои процессы иностранного экспорта-импорта, поэтому теперь мы больше даем в Украину резины, запчастей, разного рода технического оборудования и морских продуктов. А Украина завозит к нам кисломолочную продукцию (сыры, масло…), а также зерно. Что касается закупки украинской металлопродукции, то после событий Майдана, к сожалению, мы закупаем меньше данной продукции.

Каковы объемы закупленной украинской продукции в 2016 году?

Как и раньше, большая часть импорта состоит из сельскохозяйственной продукции: животные и растительные жиры, а также масла ($93,88 млн по данным за 2016 год), крупы ($12,69 млн), овощи ($4,76 млн), молочная продукция, яйца и мед ($3,87 млн). Вместе все это составляет более 80% нашего импорта с Украины.

Несколько лет назад из Малайзии в Украину поставлялась мебель. Сохранились ли это сотрудничество?

Сегодня в Украине действительно можно встретить малазийскую мебельную продукцию. Но я не думаю, что она занимает существенную долю украинского мебельного рынка. Раньше Малайзия была одним из основных экспортеров мебельной продукции в мире. Но сегодня наша мебельная промышленность не так активна.

Почему?

Наша страна изготавливает меньше мебели в связи с высокой стоимостью производства. Раньше малазийские мебельные мастера делали много столешниц из каучукового дерева, но на сегодняшний день природные ресурсы каучука несколько оскудели. Хотя, в свое время, Малайзия входила в тройку передовых стран по производству мебели.

В заключение беседы, не могу не спросить о позиции вашего государства по поводу сбитого в июле 2014 года на Донбассе "Boeing-777" авиакомпании Malaysia Airlines.

Наша позиция совпадает с мнением Международной следственной группы. Как известно, 20 сентября 2017 года Международная следственная группа продвинулась в расследовании дела о крушении пассажирского Boeing-777 MH17, когда министры иностранных дел пяти стран, участвующих в расследовании, подписали Меморандум о взаимопонимании по политической поддержке уголовного преследования лиц, виновных в катастрофе рейса MH17 17 июля 2014 года.

Возможно, есть детали, на которые малазийские власти хотели бы обратить особое внимание?

Согласно выводам Международной следственной группы, Boeing-777 MH17 был сбит с помощью зенитного ракетного комплекса "Бук", с оккупированных украинских территорий. Исходя из этого, будет вестись дальнейшее расследование и суд.

Беседовала Татьяна ОМЕЛЬЧЕНКО