НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Украинские бизнесмены в Малайзии успешны в сфере IT и инженерии — посол Малайзии

Посол Малайзии Датук Аюф Бачи об интересе к сотрудничеству в оборонке, проектах по строительству дорог и портов, а так же причинах, почему крупный малазийский бизнес не представлен в Украине

В прошлом году в Малайзию ездила торгово-экономическая миссия Министерства экономического развития и торговли Украины. Каковы результаты этого визита?

В процессе переговоров стороны подписали несколько договоров, а также обговорили вопросы сотрудничества в пяти сферах. Сейчас мы продолжаем переговоры о кооперации в этих областях.

Например, нам уже удалось достичь определенных результатов по вопросу визового режима для граждан Малайзии. Раньше малазийцы должны были оформлять визы в дипломатическом представительстве Украины в Малайзии, а сейчас их можно получить по приезду в страну — в аэропорту. Что касается украинцев, то они могут находиться на территории Малайзии с туристической целью 30 дней без оформления визы.

Насколько визовый режим влияет на интерес малазийского бизнеса к Украине?

Конечно, отчасти это имеет значение. Но самым главным для наших предпринимателей является вопрос, смогут ли они получить ожидаемый возврат инвестиций от своих бизнес-инициатив в Украине как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

Вы сказали, что переговоры с украинской делегацией в Малайзии были сосредоточены на пяти основных блоках. Расскажите детальнее.

Речь шла, как я уже упоминал, об упрощении визового режима для наших граждан, о сотрудничестве в сферах развития инфраструктуры, обороны и образования. Также были заключены договора о взаимной правовой помощи и о выдаче преступников. Кроме того, результатом переговоров стало создание Объединенной украинско-малазийской торговой комиссии.

Одним из примеров сотрудничества в сфере развития инфраструктуры является управление и обслуживание аэропорта "Борисполь".

Что касается сотрудничества в оборонной отрасли, то в ходе визита президента Петра Порошенко в Малайзию в 2016 году, были проведены переговоры по поводу возможной кооперации в области военной техники между Министерством обороны Малайзии и государственной компанией "Укроборонпром".

Если говорить о конкретной статистике, то договоренности о сотрудничестве в рамках вышеупомянутых отраслей все еще находятся на этапе переговоров. Со своей стороны, посольство активно делится сведениями с малазийскими предпринимателями относительно возможных вариантов, где бы они могли предложить свои экспертные знания с пользой для Украины. Например, малазийские эксперты готовы поделиться своим опытом в рамках возможных проектов по строительству дорог и портов. Исходя из заявления премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, в 2018 году государство собирается инвестировать около 40 млрд грн на развитие местной дорожной инфраструктуры. Мы передали эту информацию малазийскому бизнесу.

А какие отрасли экономики Украины наиболее интересны малазийцам для инвестирования?

Наше посольство получало ряд запросов от частных малазийских компаний по поводу сотрудничества с Украиной в сфере торговли продуктами питания (в частности, зерном и фасолью), а также нефтью и газом.

Но наше дипломатическое представительство является лишь мостом между малазийскими и украинскими бизнесменами, предоставляя консультации и способствуя проведению переговоров. Мы не отслеживаем судьбу каких-либо контрактов подписанных частными компаниями, а фиксируем их прогресс уже в форме обобщенных результатов статистики.

Можно ли говорить о присутствии малазийского бизнеса в Украине?

К сожалению, на сегодняшний момент крупный малазийский бизнес не зарегистрирован в Украине.

Кроме "информационного голода", на ваш взгляд, в чем еще причина пассивности интереса малазийских деловых кругов к нашей стране?

Как я уже подчеркивал, основная роль посольства состоит в том, чтобы способствовать возникновению и поощрять интерес наших предпринимателей к Украине. Мы можем только предоставить им информацию о различных возможностях ведения бизнеса здесь, а решают они сами. Но для того, чтобы возник интерес, малазийцы должны четко понимать потенциал страны и возможные риски для их бизнеса. С моей точки зрения, эти два вопроса являются для них приоритетными. Поэтому, я думаю, наши предприниматели не очень активны на рынке Украины.

А может, проблема еще и в десятках тысяч километров, разделяющих наши государства?

Большое расстояние между нашими странами не является существенным критерием для предпринимателей. На самом деле, малазийский бизнес представлен в восточно-европейских и соседствующих странах. Рано или поздно, я уверен, его масштабы достигнут в полной мере и украинского рынка.

То есть, малазийцев, как и львиную долю иностранного бизнеса, отпугивает нестабильная ситуация в Украине?

Я пока не могу основываться на простом предположении. Малазийским бизнесменам необходимо лучше изучить здешнюю деловую среду. Важно то, что украинская экономика стремительно развивалась на протяжении последних трех лет, и процесс реформ движется в положительном направлении.

Работают ли украинские предприниматели в Малайзии или положение такое же плачевное?

Несколько украинских предпринимателей ведут свою деятельность в Малайзии, но это преимущественно малый и средний бизнес. В частности, украинские бизнесмены в Малайзии успешны в сфере информационных и инженерных технологий.

В начале нашей беседы вы акцентировали, что малазийской стороне для инвестирования в Украину интересна аграрная и нефтегазовая сферы. Почему именно эти отрасли?

Малайзия заинтересована в сотрудничестве в аграрной сфере, так как ваша страна известна во всем мире как житница. К тому же, в малазийской экономике доминируют, преимущественно, непищевые отрасли (производство пальмового масла, резины). Поэтому, мы нуждаемся в поставках именно пищевой линейки товаров. Если говорить о нефтегазовой отрасли, то нам известно, что Украина собирается ее реформировать, а Малайзия может предложить в данном вопросе свои экспертные знания, а также соответствующий опыт.

Вообще, раньше Малайзия экспортировала в Украину много пальмового масла, а Украина поставляла нам металлопродукцию и уголь. Сейчас Украина переориентировала свои процессы иностранного экспорта-импорта, поэтому теперь мы больше даем в Украину резины, запчастей, разного рода технического оборудования и морских продуктов. А Украина завозит к нам кисломолочную продукцию (сыры, масло…), а также зерно. Что касается закупки украинской металлопродукции, то после событий Майдана, к сожалению, мы закупаем меньше данной продукции.

Каковы объемы закупленной украинской продукции в 2016 году?

Как и раньше, большая часть импорта состоит из сельскохозяйственной продукции: животные и растительные жиры, а также масла ($93,88 млн по данным за 2016 год), крупы ($12,69 млн), овощи ($4,76 млн), молочная продукция, яйца и мед ($3,87 млн). Вместе все это составляет более 80% нашего импорта с Украины.

Несколько лет назад из Малайзии в Украину поставлялась мебель. Сохранились ли это сотрудничество?

Сегодня в Украине действительно можно встретить малазийскую мебельную продукцию. Но я не думаю, что она занимает существенную долю украинского мебельного рынка. Раньше Малайзия была одним из основных экспортеров мебельной продукции в мире. Но сегодня наша мебельная промышленность не так активна.

Почему?

Наша страна изготавливает меньше мебели в связи с высокой стоимостью производства. Раньше малазийские мебельные мастера делали много столешниц из каучукового дерева, но на сегодняшний день природные ресурсы каучука несколько оскудели. Хотя, в свое время, Малайзия входила в тройку передовых стран по производству мебели.

В заключение беседы, не могу не спросить о позиции вашего государства по поводу сбитого в июле 2014 года на Донбассе "Boeing-777" авиакомпании Malaysia Airlines.

Наша позиция совпадает с мнением Международной следственной группы. Как известно, 20 сентября 2017 года Международная следственная группа продвинулась в расследовании дела о крушении пассажирского Boeing-777 MH17, когда министры иностранных дел пяти стран, участвующих в расследовании, подписали Меморандум о взаимопонимании по политической поддержке уголовного преследования лиц, виновных в катастрофе рейса MH17 17 июля 2014 года.

Возможно, есть детали, на которые малазийские власти хотели бы обратить особое внимание?

Согласно выводам Международной следственной группы, Boeing-777 MH17 был сбит с помощью зенитного ракетного комплекса "Бук", с оккупированных украинских территорий. Исходя из этого, будет вестись дальнейшее расследование и суд.

Беседовала Татьяна ОМЕЛЬЧЕНКО