Права митингующих и власти во время акций протеста — юрист

Адвокат Александр Величко о легитимности протестов и обязанностях власти
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Для того чтобы давать правовую оценку действиям протестующим и действиям органов власти, следует ознакомиться с правовыми конструкциями, которыми они охватываются.

Мирный характер

Мирный характер демонстраций означает, что они не должны иметь насильственных намерений. Поэтому для легитимности собраний важно обеспечить отсутствие на них призывов к насилию, отсутствие оружия, отсутствие целенаправленных насильственных проявлений.

Обязанность доказательства немирного характера демонстраций лежит на органах власти, и такие доказательства должны быть достоверными и вескими.

Вместе с тем всегда сохраняется вероятность приобщения к демонстрации экстремистов, провокаторов, других людей с насильственными намерениями. Однако, как об этом четко и неоднократно говорил Европейский суд по правам человека, "это само по себе не может отобрать это право [на свободу собраний и выражения мнений]".

Разумные неудобства

Европейский суд неоднократно отмечал, что любая демонстрация в общественном месте "неизбежно нарушает общий ход жизни", включая помехи для движения людей, и органам власти следует проявить определенную терпимость относительно мирных собраний. При отсутствии насилия со стороны демонстрантов важно, чтобы власть продемонстрировала определенную степень терпимости в отношении мирных собраний, чтобы свобода собраний не была лишена своей сущности и содержания.

В этом контексте Европейский суд признает, что любое событие в общественном месте вызывает в определенной степени препятствия для общего течения жизни, включая нарушения движения.

Но неудобства, которые возникают в ходе мирных протестов, являются логическим продолжением свободы собраний, а поэтому они имеют легитимный характер.

Терпимость власти

Терпимость власти к демонстрациям и неудобствам, которые ими вызываются, является обязанностью власти по обеспечению права людей на свободу собраний и свободу слова.

Обязанность соблюдать терпимость является препятствием для преследования участников демонстраций со стороны государства. Такие преследования, кроме случаев совершения явных преступлений, следовательно, не могут иметь легитимной цели, а поэтому должны расцениваться как нарушающие свободу собраний.

Запрет злоупотребления доминирующим положением. Обязанность к диалогу

Демократия не означает, что взгляды большинства должны всегда превалировать. Такой позиции придерживается Европейский суд, и это правило является частью права Украины. В связи с этим должно быть достигнуто равновесие, которое обеспечит справедливое и надлежащее отношение к протестующим и будет направлено на избежание любых злоупотреблений доминирующим положением.

Как отмечает Суд, "Одной из основных характеристик демократии является возможность решать проблемы страны путем диалога, без применения насилия. Демократия процветает при свободе выражения. Учитывая это, нет оправдания для воспрепятствования группе людей только потому что она стремится к публичным дебатам о ситуации, в которой оказалась часть населения страны, и пытается найти решение в соответствии с демократическими правилами, способным удовлетворить интересы всех". По моему мнению, лучше сказать нельзя.

Законная обязанность достичь компромисса

От себя добавлю, что в связи с проведением демонстраций у органов власти, следовательно, у власти возникает вполне законное обязательство начать диалог и, не злоупотребляя своим доминирующим положением, пойти на уступки протестам для нахождения такого решения ситуации, которое удовлетворило интересы всех участников.