Право запрещать: как вопрос санкций подводит ЕС и США к серьезному конфликту

Право запрещать: как вопрос санкций подводит ЕС и США к серьезному конфликту
США пытаются заставить Евросоюз поддерживать свои санкции, однако Европа приняла контрмеры и просит американцев не вмешиваться в свои решения. Какие будут последствия размолвок союзников и как это повлияет на Украину разбиралось Delo.UA

В пятницу, 18-го мая, Евросоюз пошел на необычно жесткий для себя шаг — принял решение блокировать американские санкции против Ирана. Это решение позволит европейским компаниям не участвовать в санкциях, наложенных Дональдом Трампом и, соответственно, сохранить в силе ядерное соглашение с Ираном.

Решение европейцев было ожидаемым — подписанты соглашения с Ираном и ранее высказывались против инициативы американского президента пересмотреть "худшее в истории соглашение". Однако блокировка представляет из себя крайнюю меру и накаляет и без того непростые отношения Евросоюза и США.

Delo.UA разбиралось, как будет действовать блокировка, чего ожидать дальше и какие последствия этого шага для Украины.

Что и как будут блокировать?

Сама по себе блокировка означает обход экстерриториальных санкций — санкций предпринимаемых американцами против третьих стран. Что это означает на практике? США задействуют свои санкции не только против Ирана и отдельных его компаний, но и против всех компаний, которые нарушают санкционный режим. Этот метод распространен в мировой практике и активно используется, например, против китайских компаний, нарушающих санкционный режим с КНДР.

Закон о защите торговли или же "блокирующее постановление" Европейского союза предусматривает тот факт, что европейские компании не попадают под американские экстерриториальные санкции. Это осуществляется в несколько способов. Во-первых, сам Евросоюз не будет предпринимать никаких действий против таких компаний, игнорируя решения США. Во-вторых, компаниям, против которых американские власти запустят санкционную процедуру, ЕС будет выплачивать компенсации. И наконец, Евросоюз позволяет компаниям игнорировать любые решения иностранных судов по этим санкциям.

Окончательно ли это решение?

18 мая Еврокомиссия одобрила это решение и теперь у Европарламента и Совета ЕС есть два месяца чтобы оспорить, поправить или утвердить это решение. Фактически, Совет ЕС уже дал свое согласие на задействование этого механизма — во время встречи лидеров европейских стран в Болгарии этот вопрос вызвал поддержку у представителей большинства стран.

Некоторые европейские лидеры остаются скептичными к такому решению. Среди них ключевую роль играет Германия, не желающая идти на прямую конфронтацию с США. Однако на этом уровня вряд ли возникнут большие проблемы, скорее могут быть поправлены условия. Европарламент также маловероятно выступит против инициативы Еврокомиссии, ведь у большинства фракций есть аргументы поддержать такое решение.

При согласии этих двух органов блокировка санкций вступит в силу 6 августа. Это означает, что даже первый раунд американских санкций, намеченных на лето, не успеет нанести ущерб европейским компаниям (поскольку, согласно американским санкциям, компаниям дается от 90 дней на реагирование).

Есть и другой возможный сценарий, о котором упоминают западные журналисты и эксперты. "Блокирующее постановление" — не новый механизм, в прошлый раз он использовался в 1996 году. Тогда этот инструмент использовали для того, чтобы обойти американские санкции по отношению внешних инвестиции в Кубу, Иран и Ливию. Тогда постановление было скорее способом шантажа и влияния на администрацию Билла Клинтона. Такая же ситуация может повториться и сейчас, если американцы не захотят сохранять санкции единолично.

Эффекты и последствия блокировки

Издание "Financial Times" считает шаг Евросоюза не таким уж фундаментальным. Во-первых, потому что европейская блокировка распространяется только на европейские компании. При желании европейцы могли бы дать юридическую лазейку и другим компаниям, в том числе американским, но решили не идти на такое обострение. Во-вторых, авторы сомневаются в эффективности европейского решения. Санкции Дональда Трампа против Ирана могут быть неэффективными из-за того, что большая часть инвесторов в Иран и импортеров иранской нефти — страны Азии. Они вряд ли захотят поддерживать американскую инициативу. С другой стороны — европейское блокирующее постановление точно так же может не пользоваться спросом. Крупные европейские компании в конце концов могут не захотеть портить свои отношения с США и будут следовать американской юрисдикции, несмотря на решение ЕС. Такая возможность есть — европейские компании могут выбирать между американской и европейской юрисдикцией в вопросе санкций.

Однако тут же и заключается гораздо более широкая проблема.

Санкции против Ирана и их блокировка могут стать опасным прецедентом для политики координации санкций, да и американо-европейских отношений вообще.

Отношения между странами не идеальные, особенно после очередного раунда взаимных угроз о торговых войнах. В вопросах санкций все еще сложнее. США имеет гораздо более широкие санкции против Ирана, КНДР и России, чем Евросоюз. Частично это обусловлено принципом консенсусных решений (все страны ЕС должны согласиться на санкции), но во многом — расхождениями по вопросам санкций.

Читайте также: ЕС представил в ВТО список ответных пошлин на продукцию из США на 1,4 млрд евро

Одним из примеров таких расхождений является дело "Северного потока-2", признанного политическим США и частью европейских стран (среди них Украина, Польша, страны Балтии и Швеция). Американцы уже принимали решение об экстерриториальных санкциях против европейских компаний, участвующих в проекте. Однако тогда европейцы смогли обойти эти санкции, оформив соглашения до вступления санкций в силу. Теперь же в американском Департаменте энергетической дипломатии говорят о намерении все же ввести эти санкции против компаний ЕС, если соглашение не будет пересмотрено. Введение таких прямых санкций может подтолкнуть европейцев еще раз использовать блокирующий акт, однако на этот раз уже в своих экономических интересах.

Как это повлияет на Украину

С точки зрения Nord Stream-2 Украина явно заинтересована в американском сценарии, ведь именно он называет проект политическим и говорит о возможных угрозах для транзитных стран (среди которых и Украина). Кроме того, США были инициаторами и других санкций против России. Во-первых, последних санкций против российских олигархов и приближенных к Кремлю чиновников. Во-вторых, администрация Барака Обамы была среди лоббистов принятия европейских санкций (после принятия аналогичных в США) против России за нарушение территориальной целостности Украины. Эти санкции пересматриваются Советом ЕС каждые пол года (или год, зависимо от срока продления) и в нынешних условиях имеют высокие риски саботажа со стороны некоторых европейских стран.

С другой же стороны, вопрос блокировки американских санкций в ЕС это прежде всего вопрос конфронтации внутри евроатлантического лагеря. Американское единоличное решение по Ирану стало очевидной проблемой в отношениях ЕС и США. Дальнейшая эскалация этого вопроса американцами может поставить под угрозу общую санкционную политику по многим вопросам, а также может уменьшить влияние США на вопросы безопасности в Европе. А это очевидная опасность и для Украины. 

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram