- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Председатель совета директоров «Nemiroff холдинга» Александр Глусь: ”Основателем компании Nemiroff был мой отец”
– Учредителями компании Nemiroff называли вашего отца Степана Глуся, Якова Грибова, иностранных инвесторов, в том числе Рихарда Биттнера. Кто же на самом деле основал Nemiroff?
– Основателем компании Nemiroff был мой отец. В 1992 году компания стала первым частным предприятием в ликеро-водочной отрасли. Оно было создано в форме СП с настоящими иностранными инвестициями. Среди учредителей была американская компания и немецкая.
К последней действительно имел отношение Рихард Биттнер, он еще с советских времен покупал в Украине спирт для производства своих бальзамов. В то время отечественный спирт был вне конкуренции на мировом рынке. И вот отец, который в тот момент занимал должность директора Немировского спиртзавода, познакомился в «Укрспирте» с Биттнером и привез его в Немиров. Отец в то время смог убедить иностранцев вложить деньги в украинское предприятие. Хотя это было сразу после получения Украиной независимости — хаос в экономике, гиперинфляция… Риски сумасшедшие!
– Когда этот состав учредителей претерпел изменения?
– Иностранцам в середине 1990-х в нашей стране было очень сложно работать. Из-за гиперинфляции не было возможности вести полноценное финансовое планирование, конвертацию валюты необходимо было проводить день в день, так как на следующие сутки можно было потерять доход за счет изменения курса. Оборотные средства вымывались, часто их не хватало на еже-дневные нужды. Не было еще и цивилизованного рынка: ни поставщиков комплектующих, ни современной системы сбыта и продвижения продукции.
В то время более 50% продукции мы экспортировали в Россию под названиями «Столичная», «Московская», «Посольская». Но в начале 1996 года Россия закрепила право использования этих торговых марок за своими производителями, и ввозить их стало невозможно. Тогда пострадало очень много производителей из стран бывшего СССР.
В этот сложный момент наши иностранные партнеры решили выйти из совме-стного бизнеса. Это привело к структурным изменениям в компании — пришли новые партнеры, которые верили в идеи отца, и Nemiroff вступил на новый этап своего развития.
– Другие партнеры — это вы имеете в виду Якова Грибова и… кого еще?
– В 1997 году Грибов был избран президентом управляющей компании, которая тогда находилась в Хмельницком. Сегодняшний состав владельцев «Nemiroff Холдинга» мы не раскрываем.
– До 1997 года первым лицом компании выступал ваш отец Степан Глусь. Почему он уступил свое место Якову Грибову?
– Я бы не сказал, что кто-то кому-то уступил место. Грибов взял на себя формирование сбытовой структуры, строительство и продвижение бренда. А отец сосредоточился на производственных вопросах и разработке новых рецептур водки.
– Грибов 8 лет был у руля Nemiroff. Почему после реструктуризации компании в 2006 году он перестал быть ее первым лицом, уступив место вам?
– Любые структурные изменения требуют перераспределения полномочий. К 2006 году компания вышла на более высокий уровень развития, значительно расширив свой бизнес за рубежом. На рынке сформировалась новая конъюнктура, ужесточилась конкуренция. В этих условиях совершенно по-другому нужно реагировать на происходящие события, нужны новые подходы к управлению компанией.
Поэтому в начале 2006 года компания была преобразована в холдинг, меня избрали председателем совета директоров, а позже и президентом управляющей компании Nemiroff.
– Сейчас Грибов занят в управлении компанией?
– Он входит в состав совета директоров «Nemiroff Холдинга», но в оперативной деятельности компании участия не принимает. Зато участвует в формировании ее стратегии на совете директоров. У него есть еще свой бизнес, не связанный с алкоголем. Но о подробностях лучше расспросить его самого.
– А как вы пришли в Nemiroff?
– Я всегда был очень независимым, для меня было важно самостоятельно состояться как бизнесмен. Первые серьезные деньги я заработал в 25 лет без поддержки отца и не в компании Nemiroff. У меня был свой бизнес, и не один. Жена, дети, налаженный быт в Будапеште, где моя семья живет с 1996 года.
Но в 2003 году импортер и дистрибьютор Nemiroff в России заявил, что мы достигли своей точки насыщения и 200 тысяч бутылок в месяц — это потолок для бренда. Хорошо представляя потенциал российского рынка, я не мог с этим согласиться. Поэтому во мне взыграли здоровые амбиции, и я отправился в Москву выстраивать дистрибуцию. Год не вылезал из самолетов — облетел всю Россию. И уже в следующем году наши продажи в России утроились, а через год увеличились еще вдвое. Тогда я думал: поеду в Москву, за годик все построю и вернусь в семью. Как видите, с тех пор Nemiroff стал неотъемлемой частью моей жизни.
– Nemiroff, пожалуй, единственная крупная водочная компания в Украине, которая не диверсифицировала свой бизнес за счет других видов алкоголя — вина, коньяка, например. Все доходные винные заводики разобрали до вас или это была осознанная стратегия?
– Мы практически всегда первыми имели доступ к алкогольным предприятиям, выставляемым на продажу. Мы оценивали привлекательность предприятий с точки зрения бизнеса и экспортного потенциала. Как видите, ни одно из них не приобрели. И не жалеем об этом, ведь для многих компаний, которые решились в свое время на расширение бизнеса, винные заводы стали бременем. Мы выбрали стратегию построения монобренда Nemiroff.
– «Союз-Виктан» пришел на российский рынок позже вас, но владеет уже двумя предприятиями в России. Где и когда будет построен завод Nemiroff в России? Выбран ли для покупки уже работающий ликеро-водочный завод?
– Чтобы строить завод в России, у бизнеса должна быть потребность в нем. Это же не пиар-ход, а реальные инвестиции. Что толку в покупке заводов в России, если они простаивают? Мы уже 10 раз могли купить или построить завод в России. Но мы этого не делаем, потому что ведем взвешенную политику.
Зачем нам нужен завод в России? Чтобы обеспечить объемы производства, с которыми вскоре не смогут справиться два наших завода в Украине. Для работы на рынках Украины, Европы и Америки нам будет достаточно мощностей винницких предприятий. Но мы рассчитываем на рост продаж в России, Китае, видим потенциал таких стран, как Индия, Бразилия. Для обеспечения этих стран нам украинских мощностей не хватит. И мы уже в текущем году начнем создавать их в России.
– Но вы еще в 2005 году заявляли, что испытываете необходимость в производстве в России?
– Если бы не кризис 2006 года, вызванный недостаточно продуманным внедрением в России единой государственной автоматизированной системы ЕГАИС, а также невозможностью на протяжении первых 5 месяцев получить акцизные марки нового образца, мы бы уже приобрели либо начали строительство завода. Системный кризис на самом большом водочном рынке мира заставил нас отложить свои планы, но не отказаться от них.
– А зачем вам два завода в России?
– В России мы хотим иметь такой же суперсовременный завод, как в Украине. Чтобы его построить, нужно не меньше 2 лет. За это время мы можем столкнуться с ситуацией, когда завод еще не построен, а украинских мощностей уже не хватает.
Поэтому мы изучаем возможность приобретения в России существующего завода. Но оказалось, что купить предприятие в России еще сложнее, чем построить. По крайней мере, для нас, ведь мы не готовы на компромиссы по качеству. В России, кроме жестких требований по месторасположению завода и наличию высокоразвитой инфраструктуры, мы тщательно изучаем экологическую ситуацию и оцениваем качество воды в регионе. И совместить все наши обязательные условия в одном месте непросто.
– Но когда вы построите свой завод, не станет ли второй бременем?
– Когда мы реализуем нашу стратегию по китайскому рынку, нам потребуется еще пара заводов на границе России с Китаем. Кроме того, на втором заводе можно производить региональные торговые марки.
– Как Nemiroff осваивает рынок Китая? В чем особенность этого рынка по сравнению с европейским и американским?
– В Китае только формируется культура потребления водки. И очень важно правильно зайти на него в самом начале. Мы 5 лет вели переговоры в Китае, чтобы войти в систему duty-free. Благодаря глобальному соглашению с METRO Group мы попали в гипермаркеты, построенные в этой стране.
Ежегодно мы увеличиваем свои продажи на китайском рынке как минимум на 50%. И это практически при полном отсутствии маркетинговой активности.
– «Союз-Виктан» и «Олимп» открыли представительства в США. Почему вы после России начали с Польши, а не подались в Штаты?
– В США мы работаем с 1999 года и являемся брендом №1 на этническом рынке алкоголя (магазины для иммигрантов. — «ДЕЛО»). Это самый конкурентный рынок в мире. На нем ежегодно появляются и исчезают около 4 тысяч новых брендов. Есть еще национальный рынок Америки, к которому мы давно присматриваемся и как минимум дважды думали открыть там представительство. Но после анализа поняли, что это не решает наших основных задач. Опыт наших коллег свидетельствует — можно иметь представительство в Америке и продавать там продукции меньше, чем Nemiroff. Серьезный выход на общеамериканский рынок требует инвестиций в сотни миллионов долларов и тщательно продуманной долгосрочной стратегии его завоевания, которую мы сейчас разрабатываем.
Главная сложность состоит в том, что на одного жителя США в день приходится около 30 тысяч рекламных сообщений. Как в этом потоке выделить Nemiroff, объяснить, что это водочный бренд, и донести его преимущества для рядового потребителя? В этом и заключается вызов маркетологам и специалистам по продажам. Ошибки здесь недопустимы, ведь второго шанса выйти на общенациональный американский рынок может и не быть.
– Состав владельцев вы не открываете. Разве у вас нет планов стать публичной компанией, выйти на IPO?
– На IPO в первую очередь вынуждены идти компании, у которых недостаточно собственных финансов для развития бизнеса. У нас такой необходимости нет, ведь водочный бизнес по природе своей профицитен. Когда мы строили второй завод в Немирове, то не использовали ни копейки заемных средств. Если алкогольный бизнес «здоровый», он приносит прибыль, и изощренные механизмы заимствования средств ему абсолютно не нужны.
Структура «Nemiroff Холдинга» настолько прозрачна, что при необходимости мы можем за очень короткое время выйти на IPO. Но это влечет за собой необходимость вводить в совет директоров представителей иностранных инвесторов, которые будут влиять на принятие стратегических решений. В результате компания может потерять существующий темп развития, ведь нам придется убеждать, например, какой-нибудь пенсионный фонд из Оклахомы или Небраски в необходимости строить завод Nemiroff в России. И сделать это будет ой как сложно.
Мы имеем сильный международный бренд, великолепную производственную базу, уникальную линейку продукции и стройную про-грамму развития международного бизнеса на годы. И нам нет смысла строить бизнес на чьих бы то ни было личных амбициях. Мы выработали для себя стратегию и следуем ей.
Выход на международные рынки заимствований — это лишь одна из возможных стратегий. Другой вариант — объединение с мировыми алкогольными гигантами. В этом случае компания получит не только дополнительные средства, но и доступ к крупным международным рынкам.
– Значит, не исключен альянс с одной из крупнейших мировых алкогольных компаний? В какой форме?
– В любой взаимовыгодной.
Info.Александр Глусь
Родился в 1975 году в городе Городок Хмельницкой области.
1993-1998 годы — Киевский национальный экономический университет.
С 1996 года — руководитель экономического отдела «Крумакс РТ» (Будапешт, Венгрия).
1999-2001 годы — коммерческий директор ООО «ГЕОС-Информ» (Киев).
2001-2002 годы — первый замдиректора Немировского спиртового завода (Немиров).
2002-2003 годы — руководитель Nemiroff Premium KFT (Будапешт, Венгрия).
С 2003 года — генеральный директор ТД Nemiroff в России (Москва, Россия).
2006 год — председатель совета директоров компании Nemiroff.
$437,3 млн.
во столько эксперты оценили бренд Nemiroff. Тем самым ТМ Nemiroff в 2007 году признана самым дорогим алкогольным брендом Украины. В 2006 году Nemiroff стал водочным брендом №2 в мире по объемам продаж
Nemіroff
Производитель продукции ТМ Nemіroff.
Украинская водочная компания Nemіroff входит в состав «Nemіroff Холдинг» (наряду с управляющей компанией Nemiroff, ДП «Алко Инвест», ДП «Немирофф-медиа», представительствами в России и Польше).
Продукция поставляется в 55 стран мира.
Ассортимент напитков состоит из 28 позиций.
Флагманскими брендами компании являются водки Nemiroff «Оригинальная», «Украинская медовая с перцем», «Украинская березовая особая», «Житняя с медом», Nemiroff Premium и Nemiroff LEX.
Nemiroff в России — Народная марка
По итогам ежегодного общенационального голосования «Народная марка» маркой №1 в номинации «водка» российские потребители признали продукцию украинской компании Nemiroff. Лауреатов премии определяют сами потребители — россияне с разными доходами, взглядами на жизнь, живущие в разных уголках страны.
ЦИТАТА
Александр Глусь, председатель совета директоров «Nemiroff Холдинга», о выходе компании на китайский рынок:
«В Китае только формируется культура потребления водки. И очень важно правильно зайти на него в самом начале»
свыше 70% произведенной продукции отправляет на экспорт компания Nemiroff