Рада приняла за основу законопроект о регулируемых рынках и деривативах (обновлено)

Парламент поддержал в первом чтении соответствующий проект закона №3498

Верховная Рада приняла за основу законопроект №3498 о регулируемых рынках и деривативах.

За принятие документа в первом чтении проголосовали 237 депутатов при минимально необходимых 226.

Законопроект предусматривает урегулирование взаимоотношений, связанных с биржевыми и внебиржевыми деривативами путем определения понятия "деривативы" и формирования их классификации.

Документом урегулируются вопросы формирования инфраструктуры, необходимой для функционирования рынка деривативов (предусматривается создание торгового репозитория и центрального контрагента, которые должны функционировать в соответствии с европейскими стандартами).

Также предусматривается внедрение института квалифицированный инвесторов и унификация подходов к регулированию деятельности бирж, осуществляющих торговлю ценными бумагами, деривативами, валютными ценностями, товарами и другими активами путем внедрения института оператора рынка (лицо, имеющее лицензию на организацию торговли такими активами на соответствующем рынке).

Законопроект №3498 был зарегистрирован в парламенте 20 ноября 2015 года. Его авторами являются 16 депутатов Рады.

Кроме того, Рада приняла в первом чтении сопутствующие законопроекты №3516 "О внесении изменений в Таможенный кодекс относительно регулируемых рынков и дериватиов" (поддержан 235 депутатами), №3500 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс относительно регулируемых рынков и деривативов" (поддержан 229 депутатами) и №3499 "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно регулируемых рынков и деривативов" (поддержан 233 депутатами).

По данным Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, данный пакет законопроектов предусматривает внесение необходимых изменений в законодательство для полноценного функционирования внебиржевого рынка деривативов путем введения понятий генерального соглашения и ликвидационного неттинга (взаимозачет встречных требований и обязательств).

Также проекты предполагают комплексное урегулирование функционирования регулируемых рынков в соответствии с директивами ЕС.

В частности, предусматривается существование четырех видов регулируемых рынков:

— регулируемый фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
— регулируемый товарный рынок;
— регулируемый денежный рынок (рынок инструментов денежного рынка);
— регулируемый рынок деривативов.

Общий надзор за регулируемым рынком деривативов будет осуществлять НКЦБФР. При этом, надзор за OTC-деривативами (деривативами, заключаемыми вне регулируемого рынка) будет осуществляться с дополнительным обязательным представлением информации о заключенных деривативах к торговому репозиторию.

Правила каждого из регулируемых рынков утверждаются НКЦБФР по согласованию с профильным органом власти, формирующим госполитику в соответствующей сфере.

В соответствии с данными законопроектами, предоставляется переходный период для реализации новой модели, поскольку инфраструктура рынка не готова к мгновенному переходу на новые принципы.

Как отметил управляющий активами инвесткомпании "Неттрейдер" Юрий Бажинов, в законопроект №3498 авторы попытались вместить все спорные моменты, которые давали бы возможность участникам рынка капитала предоставлять новые инструменты и услуги, а также позволили бы юридически урегулировать все спорные моменты на регулируемых рынках.

Основными преимуществами данного закона, по мнению Бажинова, являются: практически полный контроль на товарных биржах, которых в Украине насчитывается несколько сотен и полное перелицензирование всех участников данного сегмента. При этом комиссия сможет устанавливать требования для получения таких лицензий.

"Это позволит сконцентрировать основную ликвидность основных экспортных товаров на регулируемых рынках и получить прозрачное ценообразование", — отметил эксперт. По его словам, благодаря прозрачному ценообразование (бенчмарку) можно будет расширять линейку новых деривативов, таких как фьючерсы и опционы.

Бажинов полагает, что данный закон рассчитан на развитие финансовых инструментов именно для поддержки сферы АПК.

"В последние 2-3 года в этом сегменте идут позитивные изменения в плане повышения финансовой грамотности. Крупные ориентированные на экспорт холдинги начали осознавать, что для стабильного и прогнозируемого результата их деятельности нужно контролировать риски, связанные с ценообразованием. Многие из этих холдингов уже перешли от сознательности к конкретным шагам, пытаясь хеджировать (всеми правдами и неправдами из-за запрета НБУ) ценовые риски на международных биржах. Однако такие попытки не всегда оказываются удачными в силу разных нюансов, одним из них является различие в спецификациях базового актива. Это приводит к тому, что участники не покрывают ценовый риск на все 100%", — сказал эксперт.

Принятый закон, как подчеркнул Бажинов, позволит разработать и зарегистрировать локальные инструменты, которые будут соответствовать особенностям базового актива и более эффективно страховать такие риски.