- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Банки
- Дата публикации
Используют ли украинские банки российский софт
Российские компании 1С, "Парус", "Галактика" и ABBYY, попавшие под санкции, производят так называемые ERP-системы (Enterprise Resource Planning System — система планирования ресурсов предприятия), которые позволяют бухгалтерам компаний, например, вести автоматический учет зарплаты сотрудников. ABBYY поставляет еще и "офисный софт". Самый известный — программа для сканирования документов и последующей конвертации в PDF Fine Reader.
Для крупных банков эти системы имеют второстепенное значение, требования к безопасности и условиям хранения информации у них жестче, чем у обычных предприятий. К тому же в случае необходимости заменить "забаненный" софт большому финучреждению намного сложнее, чем банку или компании помельче.
"Указ президента существенно повлияет на предприятия малого и среднего бизнеса, где очень активно используются продукты "Парус", 1С. Если простые продукты (например, антивирусы) можно заменить достаточно быстро, то есть вещи сложнее, как сканирование и распознавание информации и документов, процессы обеспечения деятельности предприятия: учет кадров, расчеты заработной платы, расчеты с поставщиками и т. д.", — рассказывает директор департамента информационных технологий банка ПУМБ Андрей Бегунов.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaВ самом ПУМБе российский софт не используют. По словам Бегунова, банк намерен перейти на новую IT-архитектуру, которая вообще не предусматривает использование ERP-систем российского образца.
Примерно такой же политики придерживается и ПриватБанк. В госбанке отмечают, что он сам выступает разработчиком софта, а не его потребителем. Поэтому с производителями ПО (будь то россияне или американцы) банк сотрудничает минимально.
В менее крупном банке Пивденный используют только один российский продукт. Какой именно — не уточняют, ссылаясь на конфиденциальную информацию. При этом банк уверяет, что и без того планировал до 2018 года заменить российский продукт на иностранный аналог и уже даже тестировал новое решение на практике. Благодаря этому российский софт банк сможет за несколько недель. Уже "на опережение" сыграл и Ощадбанк, который ПО забаненных компаний не использует в принципе.
Проблемы чиновников
С госструктурами все сложнее. Чиновники привыкли использовать такие вещи, как 1С или Fine Reader. Например, тот же Нацбанк постепенно начал отказываться от российского софта только в 2014 году. Корпоративный негосударственный пенсионный фонд НБУ пользует 1С до сих пор, пусть даже в офлайн-режиме, что не требует обновлений разработчика.
"В информационной сети Нацбанка используются системные и прикладные программные продукты мировых компаний-производителей (Microsoft, IBM, Oracle, SAP и других), украинских разработчиков и софт, разработанный собственными силами", — отмечают в Нацбанке.
НБУ в этом смысле скорее исключение из правил. По словам советника министра финансов Елены Макеевой, программные продукты такие, как SAP и Oracle не могут быть полноценной заменой российским ERP-системам как минимум из-за своей дороговизны и необходимости дополнительного обучения бухгалтеров пользоваться ими.
"Ни SAP, ни другие аналогичные продукты в базовой версии не имеют налоговых модулей, поэтому инвестиция дорожает на их разработку. Например, налоговые проверки ожидает коллапс: налоговики не знакомы и не пользуются другими продуктами, кроме как 1С, а это значит, что качество налоговых проверок, и без того низкое, еще больше ухудшится", — говорит Макеева.
Украинский выход
Но возможно, заменять 1С и тратить большие деньги на американские аналоги или пользоваться непроверенным украинским софтом, никому и не придется. Тот же ПриватБанк еще в 2016 году полноценно запустил свой сервис "1С онлайн". Он синхронизирует банковские счета предприятия с внутренними системами учета. В первую очередь это касается самой 1С. Но суть его в том, что сотрудничает Приват с франчайзи-украинскими компаниями, которые распространяют ERP-системы российского образца по принципу франчайзинга.
"В рамках "1С онлайн" мы сотрудничаем с украинскими обладателями франшизы на программные продукты на базе 1С. Они являются украинскими разработками. Санкции введены в отношении правообладателей, не пользователей франшизы", — подчеркивают в Привате.
Украинские представительства забаненных российских компаний настаивают как раз на этом: все они — украинские компании. Санкции против них никто не вводил, а техподдержку, в том числе и в плане обновлений, российским программным продуктам в Украине будут оказывать компании-франчайзи.