НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Рубини прогнозирует вторую волну кризиса

Профессор экономики Школы бизнеса Стерн при Нью-Йоркском университете Нуриэль Рубини прогнозирует долгое и тяжелое восстановление мировой экономики, а также повторную рецессию из-за резкого роста энергоносителей.

экономики Школы бизнеса Стерн при Нью-Йоркском университете Нуриэль Рубини прогнозирует долгое и тяжелое восстановление мировой экономики, а также повторную рецессию из-за резкого роста энергоносителей.

За последние три месяца цены на многие активы резко выросли: капитализация фондовых рынков увеличилась более чем на 30% в развитых странах и намного больше в странах с развивающейся экономикой. Энергоресурсы и полезные ископаемые подорожали, разница в доходности между корпоративными и правительственными облигациями сократилась, поскольку доходность правительственных облигаций выросла, волатильность (индикатор страха) упала, доллар ослаб, так как спрос на надежные долларовые активы сократился.

Но устойчив ли этот рост? Это ралли на "медвежьем" рынке или начало "бычьего" тренда?

Данные говорят о том, что некоторое улучшение фундаментальных показателей имело место — перспектива достижения глобальной экономикой дна к концу года становится все более реалистичной, ощущение риска уходит. Но нельзя отрицать, что другие, менее надежные факторы также играют роль в сегодняшней ситуации. Более того, резкий рост цен на некоторые активы угрожает оздоровлению мировой экономики, которая еще не достигла дна. Опасность новой коррекции сохраняется.

Во-первых, инвестиционная уверенность и здравое отношение к риску — непостоянные величины. А значит, новые вспышки волатильности в случае неприятных скачков макроэкономических и финансовых индикаторов вполне возможны. А такие скачки наверняка будут, если фундаментальные основы для роста не материализуются в ближайшей перспективе.

Во-вторых, сверхмягкая денежно-кредитная политика (нулевые процентные ставки, новые кредитные инструменты, новые эмиссии гособлигаций, приобретение неликвидных и рискованных частных активов) наряду с огромными суммами, потраченными на стабилизацию финансовой системы, может привести к появлению мыльного пузыря на финансовом и товарном рынках. К примеру, государственные предприятия Китая, получившие доступ к огромным суммам легких денег, скупают акции и накапливают несоразмерные потребностям количества биржевых товаров.

Вероятность коррекции на фоне неутешительных макроэкономических показателей очевидна. Экономические индикаторы США и других развитых стран свидетельствуют о том, что рецессия может продлиться до конца года. Хуже того, восстановление в силу накопленных долгов будет анемичным и медленным, значительно ниже потенциала.

Вялое восстановление подрывает надежды на подъем по V-образной кривой, так как низкий рост и опасность дефляции сдерживают увеличение доходов и прибыли, а уровень безработицы выше 10% в странах с самыми развитыми экономиками указывает на вероятность новых проблем в банковском секторе. В развивающихся странах новые волны кризиса могут оказаться заразительными, создав дополнительное напряжение на мировых финансовых рынках.

Более того, увеличение цены некоторых активов может привести к тяжелой W-образной рецессии. В частности, благодаря избытку ликвидности цены на энергоносители росли слишком быстро. Не следует недооценивать то угнетающее воздействие на мировую экономику, которое оказали высокие цены на нефть летом 2008 г. После потрясений на рынке недвижимости и в банковском секторе цена в $140 за баррель нефти была для мировой экономики последней каплей.

В то же время увеличивающийся дефицит бюджета большинства стран подталкивает вверх доходность долгосрочных гособлигаций. Некоторый рост доходностей — необходимая коррекция, так как инвесторы сейчас нащупывают цену глобального восстановления. Но часть этого увеличения связана с гораздо более тревожными факторами. Во-первых, с влиянием больших бюджетных дефицитов и долгов на риск неплатежеспособности государств и, таким образом, на реальные процентные ставки. Во-вторых, с осознанием того, что необходимость монетизировать эти огромные дефициты приведет к высокой инфляции после восстановления мировой экономики в 2010-2011 гг. Вытеснение спроса со стороны частного сектора вследствие роста доходности государственных ценных бумаг и последующий рост ставок по ипотечным кредитам могут, в свою очередь, создать угрозу для восстановления экономики.

В результате нельзя исключать возможность того, что в конце 2010 г. или в 2011 г. новый скачок цены нефти за пределы $100, рост доходностей гособлигаций, а также увеличение налогов (госдолг придется как-то финансировать) могут привести к повторному замедлению роста. Нынешнее восстановление на рынках фундаментально объясняется лишь частично. Львиная доля подъема не находит обоснований, так как движима чересчур оптимистичными ожиданиями. Возможный нефтяной шок вместе с ростом доходности гособлигаций может снова подрезать крылья мировой экономике, привести к новому падению цен на рынках и торможению в реальной экономике.