- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Счетная палата высказала замечания к бюджету-2017
Счетная палата Украины, проанализировав подготовленный Кабинетом министров проект государственного бюджета на 2017 год, пришла к выводу, что документ требует доработок.
Оптимистичные макропоказатели
В Счетной палате отмечают, что прогноз Кабмина по росту основных макропоказателей является излишне оптимистичным. Напомним, Кабмин планирует достичь роста ВВП на 3% за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, открытия новых рынков сбыта для украинских экспортеров (страны Азии и Африки), расширения сотрудничества с Евросоюзом, привлечение донорской помощи и кредитных средств международных финансовых организаций. В Счетной палате сетуют на неблагоприятный инвестклимат в Украине, снижение мировых цен на сырье (например, железную руду и зерновые культуры), сокращение кредитования экономики.
В ведомстве отмечают, что некоторые показатели госбюджета, в частности, прогнозированные поступления НДС на импортные товары, акциза на ввезенные товары и т.д, которые в сумме равняются 37,9% доходов госбюджета, рассчитаны на основе обменного курса на уровне 27,2 грн/$. По мнению Счетной палаты, такой курс нацвалюты также слишком оптимистичен. Ведь дефицит торгового баланса может пошатнуть курс гривни.
Не преминули в Счетной палате покритиковать бюджет-2017 за несоответствие указанного размера прожиточного минимума рассчитанному Минсоцполитики фактическому прожиточному минимуму, который в ценах августа составил 2 669 грн.В госбюджете-2017 предлагается установить прожиточный минимум на одного человека: с 1 января 2017 — 1 544 грн, с 1 мая — 1 624 грн, с 1 декабря — 1 700 гривень.
Сомнительные доходы
В ведомстве отмечают, что увеличение доходов планируется, в первую очередь, за счет инфляционного и девальвационного факторов, а также изменений налогового законодательства в части увеличения ставок отдельных налогов. А вот дополнительных поступлений за счет детенизации экономики не предусмотрено.
Рост доходов госбюджета предусмотрен за счет увеличения поступления НДС на импортные товары (на 16,5%), НДС на произведенные в стране товаров (на 33,9%), акциза на произведенные товары (29,3%), акциза импортные товары (42,1%), налога на прибыль предприятий (на 18,9%), налога на доходы физлиц (на 14,2%).
Кроме того, госбюджет-2017 предусматривает существенное увеличение (на 35,5%) поступлений конфискованных средств и средств, полученных от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения.
В Счетной палате отмечают, что бюджет-2017 подготовлен с учетом предложенных Кабмином повышенных ставок на отдельные налоги. Тем не менее, данные изменения пока не приняты Верховной Радой. Таким образом, создаются дополнительные риски недополучения доходов в прогнозируемых объемах, если парламент не примет данные изменения. Речь идет об индексации и повышении ставок, в частности, акциза на табачные изделия и алкоголь, ренты за специальное пользование лесными ресурсами, водой, пользование радиочастотным ресурсом экологического налога и т.д. В целом индексация и повышение ставок должны принести в бюджет 22,1 млрд грн.
Также высоким, по мнению Счетной палаты, является риск неполучения плановых 17 млрд грн от приватизации госимущества.
Диспропорция в расходах
В Счетной палате считают, что существуют риски невыполнения большинства предусмотренных в законопроекте бюджетных программ, в том числе и защищенных расходов.
Счетную палату беспокоит, что госбюджет-2017 предусматривает самое объемное увеличение затрат на оплату труда (на 26,4%), межбюджетные трансферты (на 18,8%), обслуживание госдолга (на 12,4%), оборону (на 22,3%). А долю затрат потребления в общей структуре расходов уменьшает на 0,2%.
Кроме того, в ведомстве отмечают, что госбюджет-2017 предусматривает 1 млрд грн на инвестиционные проекты. Однако их перечень, план реализации и полный объем необходимых средств пока не определены.