Эпопея вокруг "кандидатских анализов", разгоревшаяся на прошлой неделе, стала ТОП-темой не только в Украине, но и за рубежом: многие смеялись над кандидатами в Президенты Украины, рисовали мемы и публиковали шутки на эту тему, многие всерьез требовали объективных результатов обследования претендентов на главный пост страны на предмет содержания в крови алкоголя и наркотиков. И все это — на самом деле, очень хорошо и правильно, считают эксперты.
Как известно, началось все с того, что кандидат в Президенты Украины Владимир Зеленский записал видеоролик, в котором помимо того, что вызвал своего визави, действующего главу государства Петра Порошенко, на дебаты, заявил, что одним из условий их проведения должна быть сдача обоими кандидатами анализов на предмет алкогольной и наркотической зависимости. До этого сторонники Порошенко активно распространяли в сети намеки на то, что Владимир Зеленский является зависимым от наркотических веществ. Чтобы опровергнуть это, кандидат, очевидно, решил пойти на такой шаг.
Анализы обоих кандидатов показали, что они "чисты", хотя к результатам обследования Зеленского возникли вопросы из-за неверной даты в выданном ему лабораторией заключении. При этом Петр Порошенко продолжил в своих выступлениях говорить о том, что "очень большой угрозой является подозрение, что Президентом и Верховным главнокомандующим может стать человек, который не исключено, что имеет наркотическую зависимость".
Вся эта история схватки между действующим президентом и кандидатом Зеленским, отмечают эксперты, впервые подняла высоко на поверхность в общественной дискуссии важный вопрос обследования состояния здоровья людей, которые претендуют на высокие посты в системе государственного управления.
"Во всем этом хайпе с анализами кандидатов в президенты есть одно рациональное зерно, которое состоит в том, что во власть часто приходят очень странные люди, многие из которых имеют проблемы со здоровьем, а некоторые и вовсе — психические расстройства, что в итоге отражается на всех их решениях. В прессе есть много примеров, когда оказывается, что человек, ставший депутатом, имеет расстройство психики", — комментирует соавтор "Хартии будущего" Константин Паршин.
По его мнению, сдавать анализы на алкоголь и наркотики, иметь заключения психиатра, нарколога и других специалистов нужно не тогда, когда человек уже стал кандидатом, и тем более прошел во 2 тур президентских выборов, а еще прежде, чем он станет кандидатом.
"Это должно быть критерием вообще допуска человека к тому, чтобы стать кандидатом на любую государственную должность, тем более если на такие высокие, как депутат или президент. Не потом, когда ты уже стал соискателем, а еще на самом первичном этапе. Это должен быть еще один дополнительный ценз при регистрации кандидатов. И таким образом, в результате такого простого приема, мы сможем избежать многих ошибок и проблем, потому что люди с психическим расстройствами просто по определению не смогут попасть во власть", — отметил Паршин.
Директор Института социально-политического проектирования "Диалог" Андрей Миселюк, в свою очередь, подчеркивает, что психическое здоровье — это чрезвычайно важно для политика, который претендует на выборные должности.
"Естественно, что любой человек, который идет на такие должности, должен быть психически здоров, адекватен, поскольку у него в руках очень серьезные возможности влиять на принятие важных для судеб своих соотечественников решений", — говорит эксперт.
По мнению Миселюка, так же, как несудимость и возраст, обязанность проходить не только проверку на зависимость от алкоголя и наркотических веществ, но и психологическую или психиатрическую оценку — должны быть закреплены как норма на законодательном уровне.
"Этот подход очень правильный. И мы за то, чтобы нашлись политические силы, которые возьмут это "на щит", и стали бы провайдером того, чтобы ввести эту норму в законодательство, при этом разработав методики проведения таких обследований и критерии оценки кандидатов", — добавил Константин Паршин.
Как работать в условиях миграционного кризиса?
НЕ ПРОПУСТИТЕ 23 АПРЕЛЯ:
HR MARATHON 2019. Голодный кризис: как от/за воевать blue collars edition