НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Сербия не признает автокефалию Украины, поскольку сама боится раскола — епископ Митрофан

Епископ Харьковский и Богодуховский Митрофан (Владимир Бутинский) УПЦ Киевского патриархата рассказал про дальнейшие действия церкви после получения автокефалии

Епископ Харьковский и Богодуховский Митрофан (УПЦ КП) был среди подписантов обращения к Вселенскому патриарху о предоставлении Томоса об автокефалии Украинской православной церкви и участвовал в Объединительном соборе 15 декабря прошлого года. В 2013 году он был избран епископом Харьковским и Богодуховским. За эти несколько лет ему удалось на деньги жертвователей построить четыре храма в Харькове и несколько в области, наладить отношения с другими конфессиями и местной властью. До переезда в Харьков епископ Митрофан служил в Выдубицком монастыре вместе с митрополитом Епифанием. Delo.ua встретилось с епископом за день до вручения Украине Томоса, чтобы поговорить об атмосфере в среде священнослужителей в Харькове, какие задачи стоят перед уже канонической православной церковью, и какие поместные православные церкви могут не признать автокефалию ПЦУ.

Какие сейчас отношения между разными конфессиями в Харькове?

С приходом нескольких епископов в Харьков, а именно владыки Станислава Римско-католической церкви и владыки Василия Греко-католической церкви, у нас сложился обычай — мы на храмовые праздники, на Пасху и Рождество ходим в церкви разных конфессий поздравлять друг друга. Каждый год после Иордана мы начали служить межконфессиональный молебен. Сначала к этой молитве присоединились УГКЦ, УАПЦ и РКЦ. Затем Апостольская Армянская церковь, а в прошлом году и Лютеранская церковь. Шесть дней мы служим межконфессиональный молебен без оглашения имен епископов или предстоятелей церквей. Молимся за объединение христиан, за Украину. Это очень понравилось людям, народа собирается много.

Мы приглашали и Московский патриархат на общую молитву, но они ни разу не пришли.

До войны на Донбассе у Киевского патриархата в Харькове было только два храма. Сколько храмов сейчас в вашем приходе?

На сегодня в самом городе уже пять. Собор Иоанна Богослова мы открыли в 1991 году, храм Владимирской иконы Божьей Матери — в 1996 году. Это были два старых храма. На Слобожанщине Киевскому Патриархату было очень трудно что-либо делать, потому что запугивали прихожан и жертвователей.

С какой стороны шли угрозы?

Со стороны представителей тогдашней власти. В то время на Харьковщине была пророссийская власть. Они не давали ни земли, ни разрешения на строительство храмов, даже регистрация общины проходила очень тяжело. Когда я пришел в 2013 году, столкнулся с тем, что во время регистрации общины списки прихожан передавали на места и людей ходили запугивали. Мол, у местных жителей, подписавшихся под обращением за создание общины, я заберу дома. И люди были напуганы и начали отзывать подписи, таким образом была сорвана регистрация общины. О строительстве церкви тогда вообще речь не шла.

В интервью на канале Zik Вадим Новинский заявил, что у Московского патриархата 3,5 млн паствы, а у Киевского патриархата всего 400 тыс. Вы можете прокомментировать эту цифру? Она соответствует действительности?

Это неправдивая информация однозначно. Сколько людей приходит на богослужения в Западной Украине и в Восточной — это очень большая разница. Мы видим, что Восток — это Московский патриархат, а Западная Украина — Киевский. На Западе много греко-католических приходов, но там и большое количество приходов православной церкви. Но они считают, что КП это только центральная Украина. На Востоке очень трудно (с паствой. — Ред.), потому что на Западе исторически очень много людей ходит в церковь. Открывая храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона в Харькове, мы начинали с трех прихожан, сейчас у нас уже более 100 человек. В Харьковской области есть уже 12 храмов. Сейчас открыли шестой храм в Харькове, который находится на территории военного госпиталя. Еще один храм строится. Еще под два заложен фундамент. Харьковский район сейчас будет самым большим по количеству наших храмов.

На какие средства вы сейчас открываете новые церкви?

На деньги жертвователей. К примеру, в прошлом году мы открыли в селе храм на средства человека, у которого давно было такое желание. Храм был построен в селе, где более 70 лет его не было. Церковь находится на территории коттеджного городка, но открыта для всех.

Сколько храмов в Харькове и Харьковской области у Московского патриархата?

У них зарегистрировано 364 общины. Но действующих храмов намного меньше, я думаю, около 300, и это не всегда храмы. Многие находятся в приспособленных помещениях. В Харькове у Московского патриархата до 30 храмов.

При прежней власти вопрос стоял так, что каждый бизнесмен должен был построить храм. Нам же было трудно: если какой-то жертвователь хотел помочь, к нему сразу направляли проверку. Те, кто помогал Киевскому патриархату в то время, притеснялись, поэтому должны были быть сильными патриотами.

Кто-либо из общин Московского патриархата уже общался с вами по поводу перехода в каноническую церковь?

Уже было несколько звонков. Но им очень страшно, их запугивали тем, что Томоса не будет.

Второй вопрос: придет новый президент и все отменит, и все вернется к тому, как было до 15 декабря.

И они на сегодняшний день уже запуганы.

Но стабильности у них однозначно уже нет. Локомотив тронулся, он еще не едет, но уже сдвинулся с места. Поэтому я думаю, что после юридического признания будет организация канонической церкви, нужно будет менять все уставы.

Еще на переход повлияет то, что Верховная Рада дала два месяца МП на переименование в РПЦ в Украине. И это очень важно, потому что, если в Западной Украине мы видим, что массово начали переходить, то на Востоке еще ждут решения этих двух вопросов. Но когда у них на церквях будет висеть табличка "Русская православная церковь", они изменят свое отношение.

У нас есть живой пример: в Богодуховском районе освящали храм УПЦ МП, а на табличке "Украинская православная церковь". Народ подумал, что это Киевского патриархата. Пришлось им доказывать, что это не так. И там уже происходят беспокойства, потому что людям сказали неправду, и они первыми хотят судиться, чтобы храм перевести.

Священники сейчас выстраивают очень тесные взаимоотношения со своими прихожанами, поэтому, если встанет вопрос о переходе общины в другую конфессию, может возникнуть сильное сопротивление. Что в этой ситуации делать?

Я всегда говорю своему духовенству, что народ идет к личности, к священнику. Не в конфессию, несмотря на табличку. Человек идет к тому священнику, которому доверяет. Поэтому подчеркиваю: будете хорошими священниками, будете иметь хорошую паству. Многие священники Московского патриархата хотят перейти, но они ждут Томос (интервью брали 4 января — Прим.) и они запуганы. И все же сдвиги будут, несмотря ни на что.

Еще лет пять и епархий Московского патриархата в Украине не станет.

Это не будет внезапный переход — спешить нам некуда, мы столько лет ждали. Народ должен сам все это осознать. Предоставление Томоса очень сильно изменит людей.

Как вы считаете, насколько меньше станет прихожан у УПЦ МП, когда на их церквях появится табличка "Русская православная церковь"?

Большинство перейдет в ПЦУ. Потому что народ понимает, церковь которая молится за государство-агрессора, не может быть украинской.

Ожидаете ли вы активного противостояния УПЦ МП переходу церквей в Православную церковь Украины? Возможен ли силовой вариант?

Нет, потому что такое противостояние могут осуществлять те, кому это выгодно. Наша ПЦУ миролюбива и открыла свои двери для всех.

Можете подробнее рассказать, как официально происходит переход прихода из одной конфессии в другую?

Храм является собственностью общины, и если община хочет перейти в другую конфессию, созывается собрание, и при поддержке решения ⅔ голосов она переходит. Мы видим, что недавно был переход Хмельницкой епархии. Община решила, священник не дал согласия, и он покинул приход. Поэтому по каждому храму должна проходить такая процедура с протоколами, которые подтверждают, что это законно.

Что меняется в структуре после объединения церквей в единую каноническую поместную церковь?

Согласно новому уставу, первым вопросом стоит образование духовенства. Я, например, своему духовенству подчеркивал, что в обязанности правящего архиерея входит забота об образовании духовенства. Я всегда делал упор на образование, у меня у самого три высших образования и степень кандидата философских наук. Поэтому сейчас все священники обязаны иметь духовное образование. Те, у кого есть какое-либо светское образование, могут закончить духовную семинарию в г. Днепре заочно.

Киевский патриархат сейчас поменялся местами с Московским, который вместе с Русской православной церковью разорвал отношения со Вселенским патриархатом. Что это значит для прихожан?

После снятия анафемы стало понятно, что обряды, которые осуществляла церковь Киевского патриархата, были каноническими. Потому что были признаны все хиротонии (рукоположения — Ред.). Мы можем назвать анафему политической, поэтому все таинства признали. Никто из священников Киевского патриархата не переосвящался. Все остается, как было, но меняется юридический статус церкви, потому что мы стали 15-й православной церковью в мире.

Русская православная церковь вышли из лона Вселенской церкви, пошла в раскол, но они не объясняют это людям. Они претендовали на "Третий Рим", потому что по количеству приходов это была первая церковь в мире. Но учитывая, что 12 тыс. приходов в Украине впоследствии перейдут в ПЦУ, РПЦ теряет этот статус.

Мне нравится, что на это никак не реагирует Вселенский патриарх: он как поминал Кирилла так и поминает, и как настоящий отец ждет, когда ребенок успокоится, побегает и придет попросит прощения. У них так и будет, запугивание ничего не дает.

Читайте также: Патриарх Кирилл написал письмо Варфоломею: создадите ПЦУ — потеряете статус Первого

То, что они разорвали евхаристическое единение со Вселенской церковью, говорит о том, что их прихожане не имеют права причащаться на Афоне. А мы видим, что многие люди совершают паломничества в Грецию. Но народ, который туда ездил, сейчас не может понять, почему ему РПЦ указывает, какие они должны проходить таинства. Поэтому сегодня большая ответственность лежит на духовенстве.

Недавно мне звонило духовенство Московского патриархата, и я им сказал, что вся ответственность на них. Если вы не будете объяснять людям, то вы станете не пастырями душ, а исполнителями требований.

После предоставления Украине Томоса, все остальные 14 православных церквей должны признать автокефалию. Как быстро будет проходить этот процесс?

На сегодняшний день нас уже признал Константинополь, и уже признала Элладская православная церковь. Третья церковь показала такое намерение — Грузинская, они сказали, что поддерживают, но они ждут предоставления Томоса. Далее уже владыка Епифаний будет заниматься этим вопросом.

Мы понимаем, что Русская православная церковь нас не признает, потому что им это невыгодно. Сербская также — в их церкви тоже неспокойно, потому что президент Черногории уже заявил, что они — следующие после Украины хотят иметь автокефальную церковь. Сейчас Черногорская церковь подчиняется Сербской, хотя у них также есть автокефальная церковь, возглавляемая митрополитом Михаилом, которая еще не признана мировым православием, но она была признана нашей церковью (УПЦ КП). Поэтому Украина стала большим толчком для других государств и церквей для получения независимости.

Если не все признают, что это значит?

Ничего. Есть Томос и мать-церковь нас признала — и это главное. Другие постепенно, но признают. Произошло историческое событие, и это еще надо осознать.

Как будет формироваться структура новой церкви, в течение какого времени?

После предоставления Томоса будет созван Архиерейский собор, на котором будет создана новая структура ПЦУ, это произойдет в ближайшее время.

Беседовала Виктория ПОКАТИС

Фото: Татьяна ДОВГАНЬ