- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Финансы
- Дата публикации
СК "Гардиан" привлекла европейские инвестиции
В финтеке три четверти глобального венчурного фондирования приходится на сегменты p2p кредитования и платежей. Но по прогнозам многих инвесторов, следующим прорывным сегментом в финтеке будет страхование. Этому есть объяснение: рынок страховых премий составляет более $5 трлн по всему миру. В списке Fortune 500 находится 46 страховых компаний с общей кумулятивной капитализацией более $1 трлн и численностью более 2 млн сотрудников. Украина также все чаще попадает в поле зрения европейских инвесторов. На прошлой неделе СК "Гардиан" (ранее "Укрфинполис") объявила о вхождении в капитал крупного иностранного инвестора. Им стал известный литовский финансист и инвестор — Арунас Шикшта (Arunas Siksta). О том, что повлияло на его решение приобрести СК в Украине, и какой будет новая стратегия развития, Арунас Шикшта рассказал Delo.ua в эксклюзивном интервью.
В последние годы инвесторы преимущественно выходят из проектов. Вы же, наоборот, принимаете решение о вхождении в капитал. Существует много иных стран, соседних с Украиной, с более стабильной экономикой и политикой. Чем обусловлен этот шаг?
Сегодня украинский рынок — это, действительно, рынок высокого универсального риска, но важно понимать, что через несколько лет эта тенденция поменяется. В Прибалтике мы пережили подобную ситуацию 29 лет назад. На спаде всегда выгодно заходить. Мой профессиональный опыт и финансовый расчет позволяют сегодня разумно инвестировать в украинский рынок. К тому же Украина сейчас менее зарегулированная, чем не могут похвастаться иные страны, и что является еще одним аргументом для сегодняшних финансовых вливаний.
Вы рассматриваете широкий спектр бизнес-проектов для инвестиций в Украине?
Я почти три года изучал экономическую и политическую ситуацию в вашей стране, присматривался к разным рынкам и компаниям. Моя сегодняшняя сфера интересов требует весьма комплексного подхода, и соответственно, — диверсификации инвестиций.
Что это за сфера интересов?
В связи с тем, что в основном бизнесе я присутствую не один, а с партнерами — наши договоренности предполагают неразглашение подобной информации. Но могу сказать, что для обеспечения этого крупного международного бизнеса требуются параллельные инвестиции в несколько других направлений: в том числе в страховой и банковский. Со страховой компанией мы определились, с банками пока ведем переговоры.
Инвестиции в страховой сектор для вас новое направление?
На финансовых рынках сложно найти новое для меня направление. Сферу страхования знаю очень хорошо. Я входил в совет крупнейшей в Норвегии страховой компании Gjensidige, работал в ней и продвигал ее на рынках стран Балтии. Что касается Украины — я три года изучал специфику вашего рынка, так что разобрался в плюсах и минусах, и в особенностях его функционирования.
Недавно у меня была встреча с Главой Нацкомфинуслуг Украины Игорем Пашко. Он с готовностью ответил на мои вопросы, внес ясность по некоторым моментам, которые вызывали у меня сомнения. Рассказал виденье и стратегию развития страхового сектора с точки зрения государства. Пока меня все устраивает.
На фото: Александр Филонюк, Игорь Пашко и Арунас Шикшта (крайний справа)
В СК "Гардиан" вы зашли как частное лицо, без партнеров. Это некий прецедент. Почему остановились именно на СК "Гардиан"? У нас много и других компаний.
Да, меня удивило внимание рынка к этому моменту. Мои активы позволяют выступать единственным инвестором во многих бизнесах. Это зависит только от моего желания и финансового обоснования. Для Европы это нормальная практика. Но если для украинского рынка я стал прецедентом — тоже неплохо.
Что касается моего выбора, то компаний, и правда, много, и я вел переговоры с несколькими из них. Но СК "Гардиан" первыми выполнили обсуждаемые условия и достигли необходимых финансовых показателей. Я — человек бизнеса, потому опираюсь на сухой финансовый расчет и соблюдение оговариваемых сроков. Время — деньги, как вы понимаете.
Какую долю вы приобретаете?
На данный момент только началась процедура приобретения компании, она будет поэтапная. Я рассчитываю, что весь процесс удастся завершить до середины лета текущего года. В конечном итоге я намерен приобрести 90% компании СК "Гардиан".
Какой банк рассматриваете для покупки?
Пока этот процесс на стадии переговоров. Могу только отметить, что мы рассматриваем несколько предложений. И пока не окончен переговорный процесс — нет смысла это обсуждать.
Вернемся к СК "Гардиан". Какие у вас планы на компанию? Ждет ли компанию реорганизация?
Выбирая страховую компанию, я выбирал актив, который не требует специальной реорганизации, с высокой ликвидностью, хорошей региональной сетью и правильно выстроенными бизнес-процессами. Так что глобально никаких изменений не произойдет. Компания отвечает требованиям. Меня устроили результаты аудита и уровень менеджмента. Но вопросы более интенсивного развития и места компании на страховом рынке — непременно будут рассматриваться. С минусами будем работать отдельно.
А какие основные минусы?
Слабая диджитализация, плохо развитая информационная инфраструктура, а также устаревшие подходы к архитектуре и дизайну страховых продуктов. Мир ускоряется, и любые сервисы должны соответствовать вызовам времени и потребностям клиентов. Фокус внимания должен быть на инновациях и глобальных тенденциях в IT мире. Это то, над чем будем работать, поскольку это вопрос эффективности, прибыльности и конкуренции. Украине эти процессы даются "со скрипом". И это проблема не страховой сферы, а большинства финансовых рынков вашей страны.
Вы планируете привлекать к работе иностранных менеджеров?
Сейчас в этом нет никакой необходимости. Кадровый вопрос рассматривался в комплексе с финансовым аудитом, поскольку люди — это не менее важный актив. Сегодня я не вижу надобности в подобных перестройках. Сотрудники компании профессиональные и, что важно, — хорошо понимают специфику рынка и психологию украинского клиента. Что касается команды топ-менеджеров — с ними будут выстроены договорные отношения на определенный период. Это одно из моих условий приобретения компании.
Если абстрагироваться от украинского рынка, какие бизнес-направления, по вашему мнению, сегодня наиболее прибыльные в мире?
Нет прибыльных и неприбыльных рынков. Есть рынки высокого риска, которые требуют повышенного внимания, и есть классические рынки, которые годами ведут себя стабильно. Но гарантий, что так будет всегда — быть не может. Большую роль также играют внутренние экономические, политические и культурные особенности страны инвестирования, которые не всегда понятны инвестору и часто не совпадают с основными целями прибыли. Потому не имеет значения, о каком бизнесе идет речь. Важна четкая стратегия, глубокое понимание рынка, правильно выстроенные бизнес-процессы, оперативность и профессионализм топ-менеджера.
Вы помните свой первый масштабный инвестиционный проект?
Безусловно! Это было в конце 90-х гг., в Литве. Банк AB Hansabank тогда стал моим первым прямым инвестиционным проектом, и само собой — успешным. Но это был достаточно трудный проект. Мы все делали впервые, создавая не только коммерческий банк, но и все комплексные финансовые услуги, включая страховую компанию для клиентов банка.
Как так вышло, что вы одинаково успешно разбираетесь и в финансовых рынках, и в телекоммуникационных технологиях?
Это направления, которые достаточно быстро развиваются в финансовом и технологическом отношении и требуют, как гибкости, так и скорости мышления. Доверие ко мне партнеров-инвесторов, которые работали на этих международных рынках, и мое личное желание достичь поставленных целей — подтолкнули ко всестороннему, глубокому изучению этих индустрий. Сегодня мой опыт работы при быстро меняющихся мировых тенденциях и в жестко регулируемых европейских рынках позволяет адаптироваться к любым условиям в любой стране мира, будь это Англия, США, Литва, Германия, Швеция, Дания, Норвегия, Украина, или любая другая страна мира.
С какими проектами вы сегодня работаете?
Как правило, это управление новыми инвестициями, ведение крупных коммерческих сделок, связанных с розничными, оптовыми рынками сбыта и крупными иностранными компаниями, трансформация убыточной деятельности в прибыльную, организация и ведение международных бизнес-переговоров, предоставление разным рынкам финансовых, страховых, технологических, телекоммуникационных услуг.
Для примера. Когда Литва и другие страны Прибалтики запускали инфраструктуру оптоволоконного интернета — я лично нес ответственность за инвестиции в размере более €800 млн. В результате в 2012 году Литва официально была признана одной из пяти лидирующих стран Евросоюза, обладающих развитой инфраструктурой оптоволоконной сети мирового уровня. Сегодня ею пользуется не только бизнес, но и 95% жителей Литвы.
Также у меня давние деловые отношения с одним из крупнейших банков Швеции AB Swedbank, чем я, безусловно, горжусь. В свое время я весьма успешно вывел этот банк на рынок Литвы. В итоге он стал вторым банком в Литве по размеру активов.
В 2012 году при моем участии TELIA Lietuva AB стала самой высокоприбыльной листинговой компанией на Прибалтийском рынке телекоммуникаций, предоставляющей услуги универсальной связи передачи данных, телевизионные услуги и услуги в сфере информационных технологий. Компания стала социально активным и ответственным лидером в своей сфере. Помимо вышесказанного — торги на международной бирже, разработка различных продуктов и услуг. В том числе в сфере IT непременно с окупаемостью инвестиций, и много чего другого.
Надеюсь, в ближайшее время смогу добавить в список успешных проектов и украинский.
Блиц-ответы Арунаса Шикшты
Правду говорят, что ваше имя является финансовой гарантией в некоторых банках Европы?
Я так не думаю. Мир меняется, и финансовый сектор требует доверия, которое возможно только заслужить, и то постепенно.
Ваша самая удачная инвестиция?
В свою профессиональную репутацию.
Ваш главный принцип в построение бизнеса?
Не управлять, а лидировать, и делиться опытом ради эффективных результатов.
Ваша цель на украинском страховом рынке?
Стать качественно лучшими, на уровне международных стандартов. Это амбициозная цель, я планирую быть сильным конкурентом, иначе нет перспектив.
От чего в будущем будет зависеть рост мировой экономики?
От свободного круговорота людей, товаров и капитала, а также высокого уровня образования наших детей.