НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

Смартфон вместо кассового аппарата: Каких изменений ждать бизнесу в госконтроле за РРО

Смартфон вместо кассового аппарата: Каких изменений ждать бизнесу в госконтроле за РРО
Уже два года в Украине обсуждают возможность использования в качестве кассовых аппаратов любые устройства с выходом в интернет. Но дальше разговоров дело пока не идет

После очередного шага Верховной Рады в сторону ужесточения фискального контроля за продажами бытовой техники и электроники с гарантийным талоном, ряд предпринимателей, экспертов и несколько депутатов выступили за упрощение использования регистраторов расчетных операций (РРО).

Речь идет о принятии во втором чтении законопроекта №4117 о либерализации наличных расчетов, который находится в парламенте уже больше полутора лет. Представители бизнес-ассоциаций и профильные эксперты собирали круглые столы и писали письма главе налогового комитета парламента Нине Южаниной, которая публично обещала разработать альтернативный законопроект и вынести его на рассмотрение парламента до 1 июля 2017 года. Прошло полгода, но столь желанная либерализация РРО до сих пор не сдвинулась с мертвой точки.

В это же время премьер-министр Владимир Гройсман давал поручение Министерству экономического развития разработать нормативные изменения и упростить систему содержания кассовых аппаратов.

Контролировать хотят, но довести до ума контроль — не могут

Согласно оценке экспертов, в Украине не менее половины розничных операций c наличными осуществляется без РРО. Движение живых денег сложно отследить, что создает возможности для теневой экономики и занижения бизнесом реальных оборотов.

Государство же, очевидно, заинтересовано (или по крайней мере, должно быть) в "обелении" экономики и контроле за оборотом наличных. К тому же кассовые аппараты создают дополнительные преграды для продажи контрабандного и контрафактного товара, потому и сфера применения РРО постепенно расширяется.

Но загвоздка сейчас в том, что фактические проверки бизнеса относительно соблюдения порядка наличных расчетов и применения РРО являются самыми коррумпированными в Государственной фискальной службе.

Это признают даже в Министерстве финансов, которое непосредственно отвечает за работу налоговых органов.

При этом коррумпированными они являются не в последнюю очередь из-за сложности администрирования самих кассовых аппаратов. Ведь даже при большом желании предпринимателя остаться в рамках закона, требований настолько много, что что-то можно нарушить непреднамеренно.

Все "за", но дело не двигается

Первый аргумент за либерализацию РРО звучит следующим образом: необходимо уменьшить давление на бизнес, упростить ему жизнь, а также удешевить кассовые аппараты. Об этом говорят и парламентарии, и правительство, и эксперты.

Но даже при всеобщей поддержке процесс доработки законопроекта №4117 фактически заморожен. Первое чтение он прошел еще год назад — в октябре 2016 года. И, казалось бы, мешкать с его доработкой ко второму чтению и окончательным принятием нельзя. Особенно в свете того, что с мая 2017 года абсолютно все торговцы бытовой техникой и электроникой на гарантии (в том числе упрощенцы и интернет-магазины) обязаны продавать товары только через кассовый аппарат, выдавая фискальный чек.

Но с тех пор законодатели так особо и не продвинулись. Последнее заседание рабочей группы состоялось семь месяцев назад — в марте 2017 года, да и оно прошло безрезультатно. По словам Нины Южаниной, инициаторам документа так и не удалось прийти к единой концепции цифровых РРО. Также, по словам члена налогового комитета Татьяны Остриковой, открытыми тогда остались вопросы, какую технологию передачи данных использовать, кому должны принадлежать интеллектуальные и имущественные права на нее, стоит использовать электронную или электронно-цифровую подпись.

На помощь нерешительным депутатам пришли Министерство экономического развития и Министерство финансов.

С мая 2017 года рабочая группа в составе "всех, кто имеет отношение к кассовым аппаратам" — бизнеса, общественных ассоциаций и госорганов, в частности, Нацбанка, Госспецсвязи и ГФС — работала над большим пакетом изменений в нормативные и законодательные акты. По словам эксперта "Реанимационного пакета реформ" Ильи Несходовского, на данный момент наработанные группой изменения находятся на согласовании со всеми заинтересованными стейкхолдерами.

Меньше бумажек, понятнее процедура

Как рассказывают участники рабочей группы, для бизнеса они подготовили два блока изменений. Частично либерализацию можно провести уже в ближайшее время без внесения изменений в законодательство, говорит аналитик Офиса эффективного регулирования BRDO Мирослав Лаба. Речь идет о процедуре регистрации РРО в контролирующих органах.

"Сейчас чтобы зарегистрировать кассовый аппарат, предпринимателю необходимо собрать целую кипу документов. Большинство из них вызывает удивление. Это документы на модем, право собственности на кассовый аппарат, договор производителя кассовых аппаратов с центром сервисного обслуживания, документы на помещение, где РРО будет установлен. Зачем все это?" — недоумевает Мирослав Лаба и добавляет, что сейчас в интернете можно найти объявления о предоставлении платных услуг по регистрации РРО в налоговой. Стоимость услуги составляет 700-1500 грн.

Потому рабочая группа предлагает внести изменения в подзаконные акты на уровне Кабинета министров и максимально упростить процедуру.

"Одного заявления предпринимателя через электронный кабинет плательщика о том, что предприниматель хочет использовать кассовый аппарат, должно быть достаточно", — говорит Илья Несходовский.

И такая возможность может появится уже в 2018 году. "Задача поставлена. С 1 января 2018 года электронный кабинет плательщика налогов будет существенно расширен. Мы надеемся, что эта функция также будет реализована", — говорит эксперт РПР.

Еще один вопрос, который можно решить быстро, — это отмена необходимости вести Книгу учета расчетных операций (КОРО). Ежедневно предприниматели в электронном виде передают в ГФС информацию о всех операциях, но законодательство их обязывает еще и дублировать все данные в бумажную КОРО. "Это устаревшая норма, ее не пересматривали с момента запуска системы передачи информации о кассовых чеках на сервис фискальной службы", — поясняет Мирослав Лаба.

В перспективе: смартфоны вместо РРО и электронные чеки вместо бумажек

Второй блок изменений в предполагаемом законопроекте Минфина — более радикальный. Он дублирует ключевые предложения законопроекта №4117 и расширяет их, предлагая дополнить существующий перечень типов РРО распределенной компьютерно-кассовой системой.

Работать РККС должна следующим образом: есть терминал и сервер, которые объединены через интернет, а фискальные функции выполняет специальное программное обеспечение, которое оснащено средствами проверки подлинности. Расчетные документы, фискальные отчетные чеки и контрольная лента формируются в электронной форме и имеют цифровую подпись РККС. Задача продавца — отправлять на сервер информацию об операциях и получать подтверждение, что данные зафиксированы.

Это позволит предпринимателю вместо классических кассовых аппаратов использовать "подручные" средства с выходом в интернет — смартфон, планшет или ноутбук.

Но для этого необходимо изменить не только постановление Кабмина, которое заточено под классические устройства, но и законодательство, добавляет Илья Несходовский. Такая работа займет существенно больше времени, потому ожидать законопроекта стоит в начале-середине 2018 года.

Кроме того, рабочая группа обещает запустить "эффективный инструмент контроля за деятельностью предпринимателей", так называемый механизм кэшбека. Речь идет о реестре онлайн-проверки чеков, где покупатель сможет проверить наличие своего документа в центральной базе ГФС.

"Если чека нет или чек не фискальный — происходит проверка предпринимателя. А покупатель получает премию — компенсацию в размере полной стоимости товара. Так мы заинтересуем самих клиентов требовать чеки и контролировать работу продавцов", — объясняет суть новшеств эксперт РПР.

Выход из сложившейся ситуации сторонники либерализации кассовых аппаратов видят в продолжении диалога и проявлении политической воли со стороны власти. "3 ноября мы с партнерами проведем Второй экономический форум на тему детенизации экономики, — говорит Надежда Бедричук, исполнительный директор Украинской Ассоциации прямых продаж, член коалиции "За детенизацию экономики". — Представители более 50 бизнес-ассоциаций потребуют от власти четких, эффективных и слаженных действий на всех этапах запуска процесса детенизации: создания механизма и законодательного поля для внедрения третьего поколения РРО (смартфонов в качестве кассовых аппаратов), внедрения механизма кэшбеков для стимулирования потребителей проверять подлинность фискальных чеков, ликвидации лишней отчетности и упрощения процедур. Помимо этого для детенизации нужна реальная реформа ГФС, запуск некоррумпированной таможни и создание Службы финансовых расследований, на которую так надеется честный бизнес".