- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Промышленность
- Дата публикации
Социолог Януковича: Суд над Тимошенко радикально не повлиял на рейтинги президента
Евгений, скажите, с какими рейтингами заканчивает Виктор Янукович второй год президентства? И не могли бы сразу сравнить рейтинги главы государства с рейтингами оппозиции?
Всем известно, что в первые месяцы после победы на выборах в 2010 году Виктор Янукович "был на коне". Его рейтинги были на порядок выше, чем у лидеров оппозиции. Сейчас разница в рейтингах не столь ощутима. Если взять 4 сегмента — президента, Кабинет министров, Верховную Раду и оппозицию, то сейчас как к институту президента, так и к оппозиции уровень доверия держится в пределах 20%, Кабмин получает 13-14% позитивной оценки, а парламент — в пределах 10%. Это свидетельствует, что общество довольно критично оценивает деятельность всей политической системы.
Конечно же, необходимо учитывать, что на это влияют не только внутренние процессы в стране. Хочу донести мысль, что Украина — мировое государство, и все процессы — цветные революции на севере Африки и Ближнем Востоке, — такие тектонические изменения на мировой арене влияют на политику нашей власти. Экономический кризис в Европе, Америке и новые волны мирового экономического криза — это все отпечатывается и на нашей экономике.
Неужели нашу власть и уличить не в чем, как всегда, работаем по схеме "виноваты все, только не мы"?
Вина непосредственно нашей власти — в отсутствии конструктивного диалога с народом и СМИ. Так, кроме отсутствия ответов на вопросы журналистов на пресс-конференциях, правительство не может рассказать и донести до людей информацию о своих достижениях. Сейчас такой период, что с народом нужно много говорить, и говорить о сложных вещах. Отсутствие конструктивного диалога формирует дистанцию.
А как же тогда за такую безголосую власть проголосовали?
Если копнуть глубже, то на протяжении последних 8 лет было три всплеска повышения доверия к власти среди населения. Первый произошел в начале 2005 года и продержался месяцев 6-7, тогда у Виктора Ющенко и его "оранжевой" команды были шикарные рейтинги — более 50% доверия. Второй пиковой точкой было премьерство Юлии Тимошенко в 2007 году и наивысший личный рейтинг — за 40%. Продлилось это месяцев 4-5, она тогда опережала всех политических конкурентов и держала позиции вплоть до февраля-марта 2008 года. В 2010-м у Партии регионов, Виктора Януковича и его команды были наивысшие рейтинги, которые они держали рекордно долго, и которые не сменилась, как прежде, критичным спадом. Самое сильное проседание у них было замечено в конце 2010-го. Уже с мая 2011-го по декабрь рейтинги с их оппонентами были паритетными. Сейчас цифры рейтинга снизились, но это не означает автоматически, что в пользу оппозиции. Это, на самом деле, критично для страны — падает уровень народного доверия как к власти, так и к оппозиции, люди не уверены, пойдут ли на выборы и за кого будут голосовать.
Как Януковичу удается удерживать рейтинг, несмотря на политику "друзьям можно все, а врагам — закон"?
Сейчас большим плюсом власти является структурированная вертикаль без разногласий между президентом и премьером, Верховной Радой и губернаторами на местах. Эту ошибку допустил Виктор Ющенко, и над ее исправлением нынешняя власть поработала усердно. Сейчас есть запрос на четкие консолидированные действия власти. Партии регионов удалось преодолеть конфликт элит. Но этот мощный ресурс не был использован в полной мере и, как результат, запрос нивелировался. За прошедший 2011 год властям только и удалось, что вытянуть из падения и стабилизировать хоть как-то экономику и получить небольшой рост по этому показателю.
Среди представителей средств массовой информации не принято в хорошем свете показывать деятельность власти.
Повлиял ли арест Тимошенко на рейтинги Януковича?
Не сказал бы. Ссылаясь на показатели до момента начала суда в апреле и под конец года, то особо радикальных изменений я не заметил. Незначительное (3% — ред.) лидерство Юлии Тимошенко перед Виктором Януковичем, это не реакция на ее арест.
Суд больно ударил по имиджу Украины на мировой арене. Международные политики и СМИ регулярно выражали свое резко осуждающее мнение касательно суда, шло, я бы даже сказал, информационное давление со стороны и Европы и даже России. Тогда внутри оппозиции бытовало мнение, что это дело не могло завершиться судом. Для такого лидера, как Юлия Тимошенко, нужна была поддержка всей страны — протесты и митинги не только под стенами Печерского суда в Киеве, нужна была реакция всей страны. А без этого процесс превратился в чистую медийную войну и повод для застольных бесед политически активных граждан, не более того.
Так теперь лидирует Тимошенко или нет?
Баланс позитивных и негативных оценок у всех наших политических лидеров все равно негативный. Сейчас нет яркого фаворита. Используя правильную информационную политику, власть вполне может занять лидерские позиции, так необходимые ей перед парламентскими выборами. В свою очередь, если оппозиция договорится о том, как они будут работать на выборах, особенно по мажоритарной системе, то это им сохранит и поднимет рейтинг. Я считаю, что не должно быть борьбы на взаимоуничтожение среди власти и оппозиции. Они могут сообща решать вопросы, а не вытеснять друг друга с политической среды. Для решения столь сложных задач им просто необходимо сотрудничать. Если они все-таки смогут договориться, то, несмотря на конфигурацию в парламенте, это пойдет на пользу государству.
Но я не исключаю варианта, что вплоть до выборов не будет виден четко выраженный лидер среди политических сил.
И при этих условиях у Партии регионов есть шанс?
Шансы равные, так как мы практически имеем "нулевой" стартовый вариант. Люди еще не решили, за кого отдавать свой голос. Все возможно.
А им еще верят? Ни одна реформа, предложенная Януковичем, полностью не воплощена…
Власть пришла с определенной программой. Она рассчитана не на год или два. Уже сейчас мы видим результаты проведенной налоговой реформы и нового Налогового кодекса. Когда все начатые реформы, как-то в дерегуляции бизнеса, реформе ЖКХ, будут доведены до конца, тогда мы и увидим улучшения.
Движение есть в плане изменений в сельском хозяйстве и агросекторе, в образовании это заслуга также и самого министра Дмитрия Табачника. К примеру, очередь в детские сады сократилась — это не реформа, но улучшения. Это грамотные шаги.
По образованию нужно еще решить проблему высшего образования из-за возникшей демографической дыры. Нужно сплотить работу частных и государственных вузов, изменить систему конкурса на систему набора студентов.
В реформировании здравоохранения власти столкнулись с проблемой опасения и нежелания медработников изменять специфику работы.
В реформировании системы ЖКХ было проведено также множество экспериментов, и часто даже удачных. Но эти задачи в будущем можно решить.
Чего же в стране падают позитивные оценки для властей?
Складывается впечатление, что власть живет своей жизнью. Она совершает какие-то действия и ошибки, которые потом стараются исправить. Та же проблема и в оппозиции — они, помимо этого, еще и не могут решить проблемы внутри своей среды и выдвинуть своего лидера, может быть, даже единого. Люди оторваны от этого. Возможно, к выборам партия увидит свой промах и поднимет рейтинги на прежние показатели именно за счет коммуникации с народом.