Совладелец «Одесской киностудии», двух кинопрокатных компаний и сети кинотеатров «Линия кино» Александр Ткаченко: ”Вслед ушедшему поезду можно только помахать рукой и пожелать удачи”

Совладелец «Одесской киностудии», двух кинопрокатных компаний и сети кинотеатров «Линия кино» будет строить новые мультиплексы, а самым удачным своим проектом считает телефильм «Доярка из Хацапетовки».
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

– Вы имели отношение к выходу каналов МTV и «Ciтi». Сейчас продолжаете работать над этими проектами?

– МTV со мной сотрудничал как с консультантом по развитию проекта. Это был очень интересный опыт. Потому что сам бренд МTV — уникальный. И разработки, которые есть у МTV, абсолютно не похожи то, чем пользуется наше телевидение.

– А с «Ciтi» вы работаете?

– Нет.

– Ваши предложения не приняли?

– Вслед ушедшему поезду можно только помахать рукой и пожелать удачи.

– Тогда что для вас не ушедший «поезд»?

– Работаем над одним телепроектом, правда, не в Украине. Но пока это не афишируем.

– Ваше имя называли среди возможных продюсеров «5 канала»…

– Слухи не комментирую.

– Среди кандидатов на пост гендиректора Первого Национального тоже звучала ваша фамилия. Вы готовы выступить в роли кризис-менеджера?

– Все зависит от условий.

– Помню, когда пришли на «Одесскую киностудию», говорили, что всегда интересно сделать из «запорожца» «фольксваген»…

– У меня не пропадает надежда, что из Первого канала рано или поздно сделают настоящее общественное телевидение. Все остальное — это затыкание дырок, а не целенаправленная работа. Сейчас у канала, имеющего практически 100%-ное покрытие и огромные возможности, доля смотрения чуть больше 1%.

– После введения обязательного дубляжа, озвучивания или титрирования иностранных фильмов на украинский вы резко выступили против этого. Почему? Потому что ваши компании «Киномания» и «Синергия» работают через Россию, как и большинство других дистрибьюторов?

– Дело не в том, с кем работает большинство дистрибьюторов — с россиянами с англичанами или американцами. Дело в том, что кинопроцесс — это замкнутый цикл. Люди ходят в кинотеатры, покупают DVD, смотрят ТВ. В результате деньги приходят в продакшн-компанию, кинотеатрам, дистрибьюторам. Снова производится кино, снова люди его смотрят...

– А украинцы ходят в кино так же часто, как россияне или европейцы?

– На данный момент в Украине количество посещений на человека в год в 2 раза меньше, чем в России. А по сравнению с европейскими странами — меньше в 5-8 раз. Поэтому денег в украинском кинопрокате не так много. Несмотря на то что Украина, и Россия, а так же Объединенные Арабские Эмираты, входят в тройку лидеров по росту посещаемости, нам еще расти и расти до таких кинорынков, как Германия, Франция, Италия. Так что вопрос дубляжа на украинский не политический, не культурный, а экономический. Ведь каждый фильм — это венчурный проект. Есть продюсеры, которые рассчитывают получить за этот фильм свои деньги. Они смотрят прогноз — соберет ли этот фильм достаточно денег — и принимают решение: выпускать или не выпускать. Это решает не дистрибьютор в Киеве и не дистрибьютор в Москве, а тот, кто имеет права на фильм. Поскольку мы имеем дело с продукцией, произведенной преимущественно на Западе, это либо Лондон, либо Лос-Анджелес, либо Париж. Если фильм был куплен московскими дистрибьюторами, решение принимают они, но также исходя из экономических соображений. Для того чтобы производитель начал заключать контракты напрямую с украинскими дистрибьюторами, надо время. Сейчас продают фильмы, выход которых запланирован на конец 2009 года. Все остальные на стадии сценария или производства уже куплены. Мы уже сделали несколько таких покупок в интересах украинского рынка.

– Сколько лет нужно, чтобы возникли нормальные экономические условия?

– Думаю, что года два-три. Должны быть технологические условия, которые сделают процесс дубляжа более дешевым. У нас в стране можно выполнить только первую часть процесса — нанести звук. Все остальное — свести, переложить его на копию и напечатать эту копию — делается за рубежом.

– Почему вы считаете, что года через два-три на рынке будет больше денег?

– Количество запланированных к строительству кинотеатров позволяет на это надеяться. У нас рост рынка был 25-30%. А так как экономический рост продолжается, то нет причин думать, что зритель перестанет ходить в кинотеатры.

– И насколько, по вашим прогнозам, вырастет рынок?

– В ближайшие пару лет минимум в 2-3 раза.

– Будете расширять сеть кинотеатров «Линия кино»?

– Мы собираемся строить. Но проблема в том, что если политика останется такой же, как сейчас, срок окупаемости проектов будет намного больше.

– Российские инвесторы, которые собираются открывать кинотеатры у нас, определяют срок окупаемости двумя-тремя годами…

– У меня такое впечатление, что россияне сказали о двух-трех годах еще до того, как поняли, что у нас происходит. Пока что на рынке работают только украинские инвесторы, все остальное — только пожелания вслух. По данным прошлого года, срок окупаемости кинотеатра — 3-4 года.

– Но ваши оппоненты тоже апеллируют к цифрам — например, что доходы от проката увеличились в феврале 2008-го по сравнению с 2007-м на 22%?

– Но при этом количество зрителей сократилось с 90 тысяч до 80. Просто за это время билеты подорожали с 16 гривен до 22.

– Как вы пытаетесь изменить ситуацию?

– Пытаемся объяснить реальную картину на всех уровнях — в Верховной Раде, президентской администрации, Кабмине, Минкульте. С цифрами на руках показываем, что теряет государство — налоги, количество рабочих мест будет меньшим, а зрители, покупая фильмы у пиратов, будут помогать развитию нелегального бизнеса.

– Почему «Линия кино» не участвовала в забастовке кинотеатров?

– Мы надеемся на диалог. Забастовка — это самая крайняя мера.

– Будете настаивать на том, чтобы государство взяло на себя расходы по дубляжу?

– Мы не настаиваем, это было одно из предложений.

– А на чем будете настаивать?

– Мы считаем, что нужен переходной период.

– То есть вернуться к тому, что было предложено Вячеславом Кириленко?

– Абсолютно точно. Тогда было принято достаточно взвешенное решение — поэтапный переход. Причем процент озвучивания или дублирования на украинский останавливался на уровне 70%. А 30% фильмов можно было выпускать с украинскими субтитрами. Что, кстати, не противоречит ныне действующему закону. Кроме того, государство должно выполнить обещания, которые оно публично задекларировало. В том числе по созданию мощностей для печатания копий.

– У вас две крупнейшие дистрибьюторские компании. Четверть рынка занимаете?

– Процентов 25.

– У этих компаний разные схемы работы?

– «Киномания» работает с компанией Warner Bros., поэтому она зарабатывает процент комиссии. Комиссия бывает разная, но это небольшой процент. А Warner Bros. получает роялти. Это сумма, которая остается после того как из прокатного сбора вычли все расходы (на дубляж, производство копий, рекламу. — «ДЕЛО»), а также вычли деньги, которые остаются в кинотеатрах (50% сборов. — «ДЕЛО»). Это процент — более-менее известный на рынке. Если фильм большой, то сумма роялти получается солидной.

«Синергия» работает на свободном рынке с независимыми дистрибьюторами. Она должна либо платить минимальную гарантию, либо сама покупать фильмы и дальше заниматься их распространением. То есть «Синергия» иногда покупает права или занимается дистрибуцией прав других дистрибьюторов.

– То есть в последнем случае другие компании покупают у производителя право на распространение фильма на территории СНГ, а «Синергия» является их представителем в Украине?

– Да.

– Сколько стоят права?

– Если вы покупаете права исключительно на Украину — это одна цена, если на СНГ или на Восточную Европу — другая. Кроме того, все зависит от фильма — какой у него потенциал… Иногда сделки в СНГ могут стоить миллион долларов, а могут — два, три, четыре. Если речь идет об украинском рынке, то обычно это 15% предполагаемой цены на СНГ.

Вы платите компании, обладающей правами на фильм, минимальную гарантию. А какие еще платежи она получает от вас?

– Минимальная гарантия — это платеж, который подтверждает серьезность намерений дистрибьютора. Правообладателю идут еще доходы от проката, от продаж на телевидение и продаж на DVD. Эти суммы в каждом случае оговариваются отдельно.

– Вы стали совладельцем «Одесской киностудии» года три назад. Что успели сделать за это время?

– Сейчас там можно работать. Есть съемочное и осветительное оборудование, оборудование для монтажа, специальная техника. Отремонтированы съемочные павильоны и главный корпус. Туда с удовольствием приезжают съемочные группы из России и Украины.

– Сколько вложено в реконструкцию студии?

– Частные инвесторы вложили 32 миллиона долларов.

– Сколько фильмов «Одесская киностудия» сняла в прошлом году?

– 4-5 прокатных фильмов. В этом году в запуске у нас их больше.

– Вы получаете бюджетные средства на съемки?

– У нас в плане есть 2 или 3 таких проекта на этот год. Совместно с Минкультом была снята картина «Саперы» и фильм Евы Нейман «У реки», который финансировался и частными инвесторами, и государством.

– Какие яркие проекты снимаются на студии сейчас?

– На днях известный одесский режиссер Виллен Новак закончил съемки нового проекта под условным названием «К барьеру», главные роли в котором исполняют российские актеры Ольга Красько и Юрий Степанов. Думаю, к осени картина появится в прокате.

– А телефильмы какие сняли и кто их у вас покупает?

– Сейчас закончен телефильм «Колечко с бирюзой», его купил канал «Россия». «Ворожею» приобрел «1+1». В планах на этот год еще около 10-12 часов телефильмов и 4-5 прокатных фильмов.

– На каких проектах продюсером были лично вы?

– Проект, получивший наибольший успех — это четырехсерийка «Доярка из Хацапетовки». Фильм показали на канале «Россия». Причем его недавно повторяли, и он снова собрал такую же рекордную долю для канала, как и 8-9 месяцев назад, когда была премьера. На «Интере» он также собрал рекордные показатели.

– Во сколько обошлось производство этого фильма?

– Производство такого телефильма с актерами класса А на 110 или 90 минут сейчас стоит минимум 300 тысяч долларов. Причем значительная часть бюджета уходит на гонорары актерам.

– Будете в ближайшее время еще инвестировать в студию?

– Вторая стадия реконструкции будет включать в себя строительство павильонов, ремонт помещений, создание грамотного цикла производства, который позволил бы конкурировать с нашими восточноевропейскими соседями. Ведь в Румынии, Венгрии, Польше созданы очень лояльные условия по отношению и к местным, и к зарубежным производителям. В Венгрии это возврат налога. Причина, по которой государство идет на такой возврат средств, очень простая: работников индустрии обеспечивают рабочими местами, это способствует развитию смежных отраслей — туризма, например. А бюджеты фильмов, которые снимаются в Венгрии, таких как «Хеллбой», около 70 миллионов долларов. У поляков есть фонд, инвестируемый за счет специальных налогов, которые платят телевидение и кинотеатры. И за счет этого появляются деньги на производство фильмов.

– Пришлось, придя на киностудию, увольнять людей?

– Большинство сотрудников киностудии все еще на ней работают. Увольнений не было. Были единичные случаи. На студиях такого же уровня в Румынии или Венгрии работает 40-50 человек. У нас — 200.

– То есть держите «балласт»?

– Нет, у всех в той или иной степени есть работа.

– Какая киношная профессия сейчас в дефиците?

– Технические сотрудники. Гаферы, декораторы, осветители, вторые режиссеры.

– Откуда тогда вы их берете?

– Люди учатся, в том числе работая в съемочных группах. Может быть, это не лучший метод, но пока другого нет. Потому что индустрия стояла 15 лет. Посмотрите, кто сейчас снимает кино. В основном это молодые люди. А снимается много и разное, в том числе и для российского рынка. И я не вижу в этом ничего плохого. В Канаде много снимают для американского рынка и очень даже этим довольны. При этом, конечно, развивается и местное производство.

Info. Родился 22 января 1966 года в Киеве.
В 1983-1990 годах учился на факультете журналистики Киевского госуниверситета им. Т.Г. Шевченко.
В начале 1990-х был корреспондентом международного информационного агентства «Рейтер» в Киеве. Сотрудничал с изданиями The Economist, Financial Times, работал для программы «Итоги» (ОРТ, потом НТВ).
В 1994 году создал телевизионную продакшн-студию «Нова мова». Был ведущим еженедельной аналитической программы «Післямова» (эфир на каналах УТ-1, «Студия «1+1»).
В 1999 году создал проект «Лица мира» — серию телевизионных портретов выдающихся современников, которая выходила на канале «Интер».
1999-2004 годы — председатель правления «Нового канала».
2005 год — председатель правления ЗАО «Одесская киностудия».
Совладелец сети кинотеатров «Линия кино» и дистрибьюторских компаний «Киномания» и «Синергия».
Продюсер фильмов и сериалов «Завтра будет завтра», «Доярка из Хацапетовки», «У реки» и других.

«Киномания» — более 5 лет является эксклюзивным дистрибьютором в Украине фильмов кинокомпании Warner Bros. Pictures. Сотрудничает с российской дистрибьюторской компанией «Каро Премьер».
«Синергия» — более 7 лет занимает одно из лидирующих мест на украинском рынке кинопроката. Дистрибьютор фильмов ведущих кинокомпаний мира, в том числе американских, европейских, российских, украинских. Сотрудничает с российской компанией «Централ Партнершип».
Самые кассовые фильмы:
у «Киномании» — трилогии «Матрица», «Властелин колец», «Друзья Оушена», все фильмы о Гарри Поттере, а также «300 спартанцев» и «Троя»;
у «Синергии» — «Статский советник», «Парфюмер», «Такси-4».

Фестивальные удачи
Фильм-дебют Евы Нейман «У реки», снятый на «Одесской киностудии» (на фото — кадр из фильма) получил «серебро» на Международном кинофестивале в Лагове (Польша). Картина была представлена в конкурсной программе на Московском кинофестивале, а также вне конкурса на кинофестивале в Роттердаме и на Берлинском кинофестивале.

«Одесская киностудия»
Создана в марте 1919 года. В 2004 году преобразована в ЗАО «Одесская киностудия». Контрольный пакет акций остался в госсобственности. Второй пакет купила компания «Новая киностудия». Среди ее совладельцев — глава правления киностудии Александр Ткаченко и Иван Фурсин, председатель правления коммерческого банка «Місто-банк» (Одесса), один из украинских совладельцев компании «РосУкрЭнерго». На сегодняшний день студия предоставляет полный цикл услуг по производству кино- и видеопродукции, а также является производителем кинопродукции: выпускает в среднем 4-5 телесериалов и 4-5 полнометражных картин в год.

«Линия кино»
Сеть современных кинотеатров. В Киеве представлена кинозалами в торгово-развлекательных центрах «Аладдин», «Метрополис», «Магеллан», а также кинотеатром «Космос» в Ивано-Франковске.