НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Списывает лишние деньги и дает сбои: как продвигается внедрение е-билета в Киеве

Е-билет запустят только в апреле 2020 года. Фото: itc.ua
Е-билет запустят только в апреле 2020 года. Фото: itc.ua
В Киевской государственной горадминистрации заявляют, что полностью отлаженная система заработает только в апреле 2020 года
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Первого ноября текущего года должен был состояться переход всего коммунального транспорта Киева на автоматизированную систему оплаты проезда "KyivSmartCard". Однако, этого не произошло, несмотря на многочисленные анонсы и обещания городских властей.

Delo.ua разбирались, какие проблемы возникают у пользователей с е-билетом, и когда же, наконец, в коммунальном транспорте Киева откажутся от талончиков и жетонов.  

Немного истории. Разговоры о внедрении безналичной системы оплаты проезда в городском транспорте велись уже несколько лет. Особенно активно о ее необходимости горвласти заговорили после принятия Верховной Радой закона №4121 о введении автоматизированной системы учета оплаты проезда и электронного билета.

Начать тестовый период работы новой системы планировали еще весной 2018 года, но в итоге перенесли на февраль 2019 года. С первого ноября текущего года жетоны и талончики должны были уйти в историю, однако тестовый период работы е-билета продлили до первого апреля 2020 года. В КГГА таким способом хотят исправить все ошибки в системе и окончательно запустить необходимое оборудование в метрополитене — автоматы для покупки и пополнения транспортных карт и одноразовых Qr-кодов.

Отметим, что стоимость одного только оборудования для наземного транспорта (валидаторы) и его поддержка обошлась городскому бюджету в 460 миллионов гривень, что в два раза дороже нового пешеходного моста на Владимирской горке (275 миллионов гривень). Помимо этих затрат, город закупал транспортные карты, автоматы для пополнения карт и другое оборудование.

 

Автоматы для покупки и пополнения е-билета до сих пор работают не везде. Фото: Василий Михальчук/Delo.ua

За 10 месяцев тестового режима с помощью е-билета оплачено уже более 40,9 млн поездок, что, впрочем, не очень много, ведь пассажиропоток за такой промежуток времени в несколько раз больше. Люди и дальше по старинке продолжают покупать жетоны в метро или талончик в наземном транспорте.

"Я в метро езжу нечасто, раз-два в неделю. Так зачем мне покупать карточку за 50 гривень и еще ее пополнять, а одноразовые талончики в метро так и не появились. Поэтому не вижу смысла дополнительной возни", — поясняет киевлянин Максим Музыка.

Действительно, стоимость самой транспортной карты составляет 50 гривень, и вернуть деньги за нее будет невозможно, так как она имеет свой уникальный номер, в отличие от обычных "пополняшек" зеленого цвета, которые после внедрения е-билета перестанут продавать.

Из-за того, что на некоторых выходах из станций метро отменили продажу жетонов, в часы пик на них образуются очереди. К примеру, на "Теремках", где жетоны продают только на выходе в сторону проспекта Академика Глушкова, уже более трех месяцев образуются постоянные очереди, а выход в сторону ТРЦ "Магелан", где продают KyivSmartCard, особым спросом у людей не пользуется.

 

 

На одном из выходов со станции метро "Теремки" до сих пор очереди за жетонами. Фото: Василий Михальчук/Delo.ua

Главная альтернатива жетонам — разовый, бумажный QR-код — пока продается лишь на нескольких станциях метро. Сейчас QR-билетом можно воспользоваться на станциях "Площадь Льва Толстого", "Почайна" и "Сырец".

14 ноября Юрий Назаров, директор Департамента информационных технологий во время пресс-конференции в медиацентре "Информатор-Киев" заявил, что турникеты для считывания одноразовых кодов появятся в ближайшее время еще на 11 станциях метро (всего станций 52 — Delo.ua): "Днепр", "Гидропарк", "Левобережная" (2 вестибюля), "Героев Днепра" (2 вестибюля), "Лыбидская", "Демеевская", "Голосеевская", "Славутич", "Харьковская "(2 вестибюля), "Вырлица" и "Красный хутор".

Правда, после установки турникетов нужно еще пару недель на настройку и подключение к системе. В планах КГГА до конца ноября оборудовать все станции метро системами считывания QR-кодов. А вот когда заработают все автоматы для покупки и пополнения е-билета, остается неясным. На одних станциях они стоят нераспаковаными, на некоторых их вообще нет. Юрий Назаров  увереяет, что до конца месяца в метро заработает еще 173 таких терминала. 

Что касается наземного транспорта. Мы проехались на скоростном трамвае и проверили, как работает система. Здесь на специальных валидаторах оранжевого цвета считывается и транспортная карта за 50 гривень, и разовый код, и карточка киевлянина. Мы валидировали разовый код и успешно проехали весь маршрут. Во время поездки к нам подошла контроллер со специальным считывающим устройством, похожим на банковский терминал, и проверила подлинность кода. Так что проехать "зайцем" не получится.

Проблемы системы. Несмотря на постоянные усовершенствования, новая система оплаты проезда имеет несколько недочетов. Например, оофициальный сайт е–билета открывается не сразу. Журналист Delo.ua пытался несколько раз зайти на сайт, но кроме сообщения "Страница не отвечает" так ничего и не увидел.

 

Сайт е-билета то работает, то нет. Фото: Василий Михальчук/Delo.ua

Есть проблемы и в официальном приложении KyivSmartCity для Iphone. Авторизация здесь проходит со второй попытки, на Android-устройствах такой проблемы нет.

Окно для авторизации пользователя в мобильном приложении. Фото: Василий Михальчук/Delo.ua

Кроме того, пользователи активно жалуются на лишние списания денег за поездки на турникетах в метро. "Я приложила один раз, а у меня сняло две поездки. Позвонила на горячую линию, там извинились и обещали все исправить. Деньги вернули, но ситуация неприятная", — посетовала киевлянка Наталия Кулик.

Но больше всего люди волнуются, что будет, если вся система даст сбой. Как ехать и как платить? Тем более, что в Киеве уже два раза случались масштабные сбои в работе е-билета. Один — 30 августа, другой — 8 ноября. Правда, в КП "ГиВЦ" уверяли, что сбоев в работе системы после ее внедрения первого ноября не будет. Но оказалось, что ошибки к первому ноября не исправили также, как и не запустили сам е-билет. 

Где купить и пополнить е-билет? Купить и пополнить транспортную карту (стоит 50 гривень) можно:

— на 10 станциях КП "Киевский метрополитен": "Крещатик", "Театральная", "Майдан Незалежности", "Акедемгородок", "Лесная", "Арсенальная", "Теремки", "Выдубичи", "Сырец" и "Почайна".

— в 322 точках "Т киоск";

— с помощью мобильного приложения Kyiv Smart City;

— в личном кабинете киевлянина;

— в  платежных терминалах: Easy pay (1800 терминалов), Ibox (1110 терминалов), 2clik (725 терминалов).

Пользователи транспортной карты имеют скидку на проезд в зависимости от количества поездок. Тарифы:

➡️ 1-9 поездок — 8 грн за билет;

➡️ 10-19 поездок — 7,70 грн;

➡️ 20-29 поездок — 7,40 грн;

➡️ 30-39 поездок — 7,10 грн;

➡️ 40-49 поездок — 6,80 грн;

➡️ 50 поездок — 6,50 грн.

Для обеспечения поддержки и консультации пассажиров созданы портал transport.kyivcity.gov.ua, страница Kyiv Smart Card в Facebook, сall-центр: (044) 366 55 55, работающий в режиме 24/7, и команда техподдержки для оперативного реагирования на обращения пассажиров. Отметим, что реагирование на жалобы очень быстрые. Также оставить свою жалобу и даже добавить соответствующую фотографию неисправности можно и в мобильном приложении KyivSmartCity. Специалисты call-центра перезванивают в пределах получаса.

Василий Михальчук, специально для Delo.ua