- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Старыми схемами по новому IBANу: как мошенники используют переходный период
"Мошенники используют недостаточные знания клиентов банков о переходе к системе международных номеров банковских счетов IBAN. Сейчас участились случаи, когда клиентам банка приходят СМС с сообщением, что из-за этого таинственного IBAN его счет обнулен или заблокирован", — рассказывает Delo.ua начальник отдела карточной безопасности Идея Банк Вадим Яковец. Подобные сообщения, как правило, — это давно проверенный трюк — приводят человека к недоумению и панике. В таком состоянии человеком удобно манипулировать, и он с легкостью открывает свои личные данные мошенникам. Основными мерами предосторожности в данном случае — как и при знакомых нам видах мошенничества, например, того же телефонного "фишинга", Вадим Яковец называет: ✅ Не звонить по номеру телефона из СМС. Банки отправляют сообщения своим клиентам только с номера с альфа-именем. ✅ Позвонить в контакт-центр своего банка и проверить информацию о состоянии счета и карты. И заблокировать, и заказать перевыпуск карты, если ее данные клиент все же опрометчиво открыл злоумышленнику. Еще одной схемой, которая сейчас используется мошенниками, стала схема с мобильным приложением. Согласно ей аферисты звонят клиенту того или иного банка, представляются сотрудниками банка и говорят, что в связи с переходом на IBAN нужно закачать на телефон новое приложение. При этом человеку, дабы он даже не заметил подвоха, напоминают о том, что нельзя никому, в том числе представителям банка передавать свои персональные данные. Тем временем само приложение открывает удаленный доступ к самому счету человека и, соответственно, к выведению с него денег. По мнению управляющего партнера Консалтинговой компании "Финансовая студия" Евгения Невмержицкого, для того, чтобы жертв мошенничества при переходе на новый стандарт счетов было меньше, сами банки должны также активизироваться и сообщать своим клиентам о том, что никакой дополнительной информации для смены счета в банк подавать не нужно. "Частные лица, которые являются клиентами банка, должны быть проинформированы о том, что перенастраивать ничего не нужно", — отмечает он. О том, что новый формат счетов IBAN не влияет на статус счетов и не является поводом для его блокировки, а вводится исключительно для удобства клиентов банковских учреждений, говорит и Вадим Яковец. IBAN — это международный банковский стандарт счетов, что поддерживается системой расчетов SWIFT. Используется многими странами для удобства расчетов. По номеру счета можно определить страну, банк, филиал банка и непосредственно счет самого клиента. Внедрение системы IBAN в Украине должно сделать наш рынок более привычным для зарубежных инвесторов и упростить для украинских предпринимателей интегрирование в международные финансовые отношения. Все украинские коммерческие банки до 31 октября этого года должны присвоить клиентам счета согласно стандарту IBAN и сообщить им новые правила заполнения платежных документов. Уже сегодня, согласно статистике проведенных платежей через систему электронных платежей НБУ, клиенты 29 банков Украины во время перевода используют исключительно IBAN. Надия Михальчук, специально для Delo.ua