- Категория
- Финансы
- Дата публикации
Страховые компании спасет только рекапитализация
Госфинуслуг Виктор Суслов убежден, что наиболее эффективным способом выживания страхового бизнеса в нынешних экономических условиях является рекапитализация бизнеса и консолидация рынка.
Каково отношение Госфинуслуг к ликвидации/банкротству страховых компаний?
Согласно украинскому законодательству, Госфинуслуг не имеет никакого отношения ни к регистрации, ни к ликвидации СК. Уже действующее юрлицо подает нам документы для внесения в госреестр финансовых учреждений и в дальнейшем это дает ему право на получение лицензии. Прекращение деятельности - обратный процесс. Если компания не выполняет норм законодательства, руководствуясь статьями Закона "О страховании" мы можем вынести предписание по устранению нарушений в установленный срок. Затем наложить штраф, но чаще происходит приостановка действия лицензии. Компания прекращает сбор премий, но продолжает выполнять обязательства перед клиентами. Если приостановка лицензии не дает нужного эффекта, следует аннулирование лицензии. После этого компания уже не осуществляет страховую деятельность, но все еще остается в госреестре финучреждений, продолжая выполнять все свои обязательства, и может претендовать на получение новых лицензий. Последняя мера - выведение компании из госреестра. После этого компания выходит из-под действия надзора, но обязана продолжать выполнять обязательства вплоть до ликвидации.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЧитайте также: НБУ уже официально заявил, что не будет поддерживать страховщиков>>>
Что делается Госфинуслуг в направлении предупреждения недостатков в работе финучреждений?
Мы проанализировали деятельность Комиссии и пришли к выводу, что до сих пор наиболее часто применяемыми санкциями были приостановка и аннулирование лицензий финучреждений. Сегодня мы смещаем акценты в сторону пруденциального надзора, который направлен на выявление недостатков в работе компаний на том этапе, когда можно сохранить бизнес. В этой связи мы могли бы воспользоваться такими законодательными правами, как введение временных администраций, наложение административных штрафов на руководителей финучреждений; требование смены менеджмента финучреждений и немедленного созыва собрания акционеров для обсуждения ситуации в компании; назначение принудительного независимого аудита. Эти рычаги влияния мы пока что не использовали, поэтому сегодня перед нами стоит задача полностью отрегулировать соответствующую нормативную базу.
Какой наиболее эффективный шаг, на ваш взгляд, сегодня может помочь сохранить бизнес?
Восстановление капитала финучреждений в мировой практике - основной путь сохранения стабильности финансового сектора. У нас это применимо лишь к банковским учреждениям. Для СК в Украине не предусмотрена рекапитализация из государственных средств. Поэтому остается только путь самостоятельного поиска дополнительного капитала. Многие компании сегодня пошли по этому пути и успешно нарастили капитал. Это повысит их платежеспособность и позволит успешно бороться с кризисом.
Читайте также: Политическая нестабильность заморозила страхование импорта>>>
Чем сейчас занимается департамент по временному администрированию финансово-кредитных учреждений в составе Госфинуслуг? Есть ли прецеденты введения вами временных администраций?
Прецедентов пока нет. Но особо подчеркиваю, что и обращений от акционеров компаний в Госфинуслуг не поступало. Ведь в чем наше отличие от НБУ? Нацбанк может ввести временного администратора, поддержав его работу солидными кредитами рефинансирования. В нашем случае не предусмотрено такое финансирование. Мы пытались ставить эти вопросы перед НБУ, но его позиция неизменна. Поэтому мы будем очень осторожны в вопросе введения временных администраций и будем выносить на первый план инициативу акционеров.
Что касается задач департамента по временному администрированию, он будет заниматься не только введением временных администраций. В его структуру входят несколько отделов. Один - по временному администрированию, который отвечает за организацию работы временных администраторов. В его ведение на сегодняшний день передано 20 финучреждений, в числе которых только две страховые компании. На данном этапе речь идет об особом режиме надзора - более углубленном. Сотрудники департамента изучат ситуацию каждого финучреждения, будут проведены проверки с точки зрения перспектив восстановления платежеспособности компании. Возможно, работу отдельных финучреждений удастся стабилизировать без введения временных администраций. Второй отдел в структуре департамента - по оценке платежеспособности финансово-кредитных учреждений. Под его управление попадают те финучреждения, которые находятся в стадии оздоровления. И третий отдел - рекапитализации финучреждений. Основная его задача - работа с акционерами, объявление внеочередных собраний акционеров, инициатива смены менеджмента.
Екатерина Щеглова