НБУ курс:

USD

41,99

+0,11

EUR

43,65

+0,13

Наличный курс:

USD

42,28

42,20

EUR

44,21

44,00

Стратегии выживания страховой компании в кризис

Есть ли у страховщиков шанс повысить уровень платежеспособности и какие для этого требуются антикризисные стратегии

рынок пожинает плоды популярных ранее, но пагубных в нынешних условиях стратегий захвата рынка любой ценой, в основе которых фактически лежал демпинг, считают представители Госфинуслуг. Суть таких стратегий заключалась в быстром наращивании страхового портфеля, а затем перепродаже компании. При этом просчитывалось, что даже убыточный портфель будет выгодно продать инвестору как долю рынка. Сегодня в условиях кризиса такая схема уже не работает.

От оборотов - к прибыльности

Впрочем, страховщики дают свою оценку нынешней ситуации. «Раньше перед СК стояла задача «капитализации по-украински», то есть получить как можно больше страховых платежей в объеме. А сейчас их задача - финансовый результат. Компании перестраиваются, максимально сокращают свои расходы, регулируют тарифы. Хотя я считаю, что нет ни одной компании, которая бы соблюдала андеррайтинг в полном объеме. Иначе автомобиль «Ланос» придется страховать под 12%. А такой полис никто не купит», - комментирует Максим Удовиченко, председатель правления СК «Галактика», которая входит в число серьезно пострадавших страховых компаний и менеджмент которой находится в поиске инвестора.

Более того, убеждены участники рынка, вместо того чтобы говорить о некорректных стратегиях СК, Госфинуслуг необходимо определить минимальные тарифы по ряду видов страхования, как сделал, к примеру, по ОСАГО Всероссийский союз страховщиков. В этом случае СК уже не смогут демпинговать.

Как бы там ни было, сегодня многие страховщики оказались в патовой ситуации. Нарастив портфели, большинство из них не успели их продать до кризиса и сегодня испытывают серьезные проблемы с ликвидностью. С одной стороны, они продолжают нести обязательства перед клиентами, с другой - должны выполнять законодательные нормативы, а с третьей, оказавшись не в состоянии делать ни первое, ни второе, готовы «отдаться в руки регулятора». Однако «не тут-то было», поскольку в законодательстве существует ряд неурегулированных вопросов.

Латание законодательных дыр

Понимая сложную ситуацию на рынке, в структуре Госфинуслуг появился специальный департамент - временного администрирования финансово-кредитных учреждений, под контроль которого попадают в первую очередь компании, у которых наблюдается невыполнение норм превышения фактического запаса платежеспособности над нормативным. На сегодняшний день на контроле у департамента 25 финансово-кредитных учреждений, однако процедура введения временной администрации начата лишь в одном кредитном союзе. В целом регулятор очень осторожно подходит к антикризисному регулированию в подконтрольных проблемных компаниях, говоря о ликвидации/банкротстве финучреждений лишь в крайних случаях.

«Мы пытаемся вывести финучреждение на уровень платежеспособности. Если такие попытки не удаются - принимаем участие в процессе банкротства либо инициируем подачу документов в суд на ликвидацию. Но стараемся сделать все, чтобы негативные последствия для клиентов были минимальными», - говорит Галина Третьякова, директор департамента временного администрирования финансово-кредитных учреждений Госфинуслуг.

Еще одна мера, к которой намерен прибегнуть регулятор, - внедрение плана финансового оздоровления в проблемной компании. Комиссия разработала общие рекомендации к подобному документу и обнародовала их на своем сайте. В целом, подчеркивают представители Госфинуслуг, регуляторный орган за последний месяц сделал большой рывок в обновлении и усовершенствовании законодательной базы, приняв около 15 нормативных документов антикризисного характера.

Передача портфелей Представители регулятора отмечают, что на практике все чаще сталкиваются с потребностью СК в передаче портфелей. Например, в случае с СК «Страховые традиции» Госфинуслуг рекомендовал страховщику разместить страховой портфель в другой компании.

«Пять компаний анализировали портфель «Традиций» на предмет его убыточности. И у нас была надежда, что кто-то из них разместит данный портфель у себя, но эти надежды не оправдались», - комментирует Галина Третьякова. В то же время, по ее словам, есть компания, готовая приобрести портфель КАСКО при условии перевода на ее баланс суммы в размере 25-30% от совокупных премий

В другой СК готовы на определенных условиях принять на свой баланс портфель ОСАГО с убытками. Есть желание отдельных СК покупать договоры, срок действия которых истекает через два-три месяца, без заявленных убытков и поступления премий по таким договорам, но с обязательным возобновлением этих договоров и получения будущего потока денег.

Единственный документ, который говорит о возможности передачи портфеля обязательств, - положение №913 Госфинуслуг о реорганизации пятилетней давности. «В этой связи возникает очень много технических вопросов: что такое понятие «портфель», нужно ли учитывать желание выгодоприобретателя или самого клиента при передаче портфеля, будут ли автоматически пролицензированы передаваемые с договорами виды страхования в компании-реципиенте и многое другое», - комментирует проблемные вопросы эксперт Центра антикризисных решений Вячеслав Черняховский.

Как отмечают в Госфинуслуг, соответствующий проект документа, «заточенный исключительно под передачу портфелей», на 90% готов и в сентябре будет обнародован. Он описывает все технические и методологические вопросы, которые могут интересовать рынок.

Страховая аналитика

Зная об этих проблемах, в Госфинуслуг решили идти по пути повышения требований надзора к отчетности СК и ее анализу. Так, принят план перевода страхового рынка на международные стандарты отчетности. «Уже сейчас балансы СК, которые находятся в департаменте временного администрирования, мы оцениваем с привлечением сторонних сертифицированных экспертов. У некоторых компаний просим расшифровку отдельных статей баланса как активов, так и пассивов», - рассказывает директор департамента Госфинуслуг временного администрирования финансово-кредитных учреждений.

В Комиссии начал работу новый руководитель отдела актуарных расчетов с сертификатом британского института актуариев. Этот специалист будет производить оценку активов и пассивов СК. Аудиторов с высоким уровнем квалификации регулятор будет привлекать для оценки активов страховых компаний. Также в ближайших планах Комиссии - повышение требований к аудиторам.

Страховщики рады ужесточению контроля и сетуют на то, что, мол, «раньше надо было принимать подобные меры». Так, председатель правления СК «Галактика» Максим Удовиченко шутит, что фактически стал «жертвой» ослабленного регуляторного законодательства. По его словам, возглавляемая им компания выполняла все нормативы платежеспособности, установленные регулятором ранее, однако при наступлении кризиса испытала серьезные финансовые проблемы.

«Сегодня я вынужден 70% компании фактически отдавать инвестору, чтобы выполнить свои обязательства перед партнерами и клиентами. Исходя из собственного опыта считаю, что Госфинуслуг должна жестко контролировать рынок. У нас порядка 24 лицензированных администраторов, и их нужно своевременно вводить в компанию: пришли, помогли, ушли. Вот это - основная задача Госфинуслуг», - говорит Максим Удовиченко.

Антикризисный консалтинг

Говоря о реализации антикризисных стратегий, независимый консультант Сергей Бабич таким образом описывает типичные шаги страховых компаний Украины и стран СНГ. По его словам, есть два подхода: либо компания принимает стратегию наращивания доли рынка в кризис, что происходит редко, либо делается упор на сокращение бизнеса. Вторая стратегия реализуется гораздо чаще. При этом речь идет о ревизии доходной части, анализе каналов продаж. Учитывая, что в большинстве стран основной канал продаж - банковский, компании полностью или частично отказываются от него.

Второй важный момент - анализ перекосов портфелей с точки зрения ликвидации малодоходных бизнесов, анализ клиентской базы, отказ от убыточных (нередко корпоративных) клиентов. Разобравшись с доходной частью, менеджмент и акционеры переходят к расходной. Здесь пересматриваются перестраховочные премии, зарплаты, комиссии агентам, расходы на ведение дела. Меньше всего страдают продавцы, но система бонусов все же пересматривается.

«Задача консультанта - превратить процесс выхода из кризиса в технологичный, описанный и понятный процесс. И в основе этого лежит технология, прописанные бизнес-процессы. Поскольку в страховом бизнесе два основных процесса - это продажи и урегулирование, выход заключается в клиенториентации и эффективном урегулировании риска», - отмечает Олег Афанасьев, эксперт Центра антикризисных решений. Центр работает не только в Украине, но и на соседних рынках.

«В июле у нас был первый заказ по анализу ситуации СК в Москве. Потенциальный акционер заказал независимую экспертизу. Он хотел купить 75% одной страховой компании. За три дня мы провели анализ состояния дел в компании, затем нам заказали второй этап - построение модели по выходу на уровень безубыточности к середине следующего года. В сентябре мы едем реализовывать эту бизнес-модель».

На сегодняшний день реализация таких проектов на страховом рынке пока единична. С одной стороны, компании подошли к необходимости антикризисного консалтинга не так давно. С другой - «антикризисный консалтинговый сегмент» только зарождается. Как считают сами специалисты, для украинского рынка в целом пока не решен вопрос, приглашать профессиональных консультантов или не приглашать, и каких именно. Именно поэтому такое сотрудничество пока строится по принципу «попробовать и по результату сделать соответствующие выводы».

В то же время тем, кто прибегает или только задумывается об обращении к консультантам, не стоит забывать следующее изречение, которое нам запомнилось по итогам круглого стола: «Консультант - это не тот, кто протянет хлеб голодному. Но тот, кто даст ему удочку, чтобы он наловил себе рыбы».

Способы передачи страховых портфелей

 Екатерина ЩЕГЛОВА